10 важных моментов в жизни ребенка, о которых не пишут в книгах

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?


Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Книги, которые помогут подростку полюбить учиться

В переходный период с учёбой могут возникать трудности. Подростку и так приходится справляться с тонной новых ощущений и эмоций, переживать взлёты и падения — какие уж тут уроки. Но и тут на помощь приходит современная литература для подростков, которая не поучает и не читает нотации, а мягко рассказывает про то, что учёба тоже бывает классной.  

«Я хочу в школу!», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский

История про вымышленную альтернативную школу. В ней дети не сидят за уроками и не зубрят правила. Они делают интересные проекты вместе с друзьями разного возраста. Но не всё так просто — школу грозятся закрыть, и дети должны будут учиться в обычной. Удастся ли им привыкнуть к новым обстоятельствам и при этом сохранить любовь к знаниям? Читателю предстоит найти ответ на этот вопрос. Книга подойдёт для всех любителей учиться старше 12 лет. 

«Разноцветный снег», Наталия Волкова

Эта книга — словно увлекательный познавательный квест по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои — ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них — узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва 

Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями — магии там научат. А кроме неё — химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно. Обязательно стоит прочитать эту книгу подросткам.

Андрей Максимов «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей»

Первая половина книги посвящена Песталоцци, великому педагогу конца XVIII – начала XIX века. Его вклад в развитие педагогической теории и практики действительно значителен. Читатели познакомятся с биографией Песталоцци, его творчеством, работами и особенностью метода «природосообразности», не потерявшего своей актуальности.
Во второй части книги написаны психолого-педагогические выводы автора, советы родителям. Андрей Максимов уверен: развивать ум нужно, не впихивая в ребенка знания из всех областей, а помогая воплощать его талант, увлечения

При этом важно видеть именно ребенка, а не свои ожидания. 
Книга не содержит готовых рецептов, но познавательна и вдохновляет на размышления.
Андрей Максимов, известный телеведущий, написал также книгу «Как не стать врагом своему ребенку», ставшую бестселлером

Дима Зицер «Учеба. Учиться всегда пригодится?»


Дима Зицер, известный педагог и блогер, несколько лет подряд отвечал на вопросы родителей в радиопрограмме «Любить нельзя воспитывать». Из таких бесед и родилась эта книга. Обеспокоенные папы и мамы ищут ответы на животрепещущие вопросы, касающиеся школы: как поддержать ребенка перед важным экзаменом, можно ли мотивировать учиться, подогреть интерес к получению знаний, что делать, если ребенок отказывается выполнять домашние задания, как быть, если он постоянно меняет кружки и секции. На эти и множество других вопросов Дима Зицер отвечает, становясь на сторону ребенка, напоминая родителям, что мы заодно со своими детьми, вырисовывая позицию «не родители с учителем против ребенка, а родители с ребенком пытаются понять, что можно изменить в сложившейся ситуации».
Конечно, ответы на большинство вопросов есть у нас внутри. Особенно если мы вернемся во взрослую роль и вспомним, что перед нами любимый ребенок, а не беда учителей. В книге речь идет не только о школе, но и семейном образовании, умении доводить начатое до конца, ставить цели, искать призвание.

Детские воспоминания

1. Он сможет найти радость в своем детстве, которое всегда считал несчастным

Некоторые люди живут с грузом, полагая, что их детство в общем было довольно тяжелым и недостаточным количеством любви. Это чувство очень угнетает, лишает опоры, и постоянно подтачивает взрослого человека.

Часто мы особенно ярко запоминаем отрицательные моменты: непонимание со стороны взрослых, обиды, нехватку внимания, насмешки или что-то более серьезное. Однако, счастливые и радостные моменты были в жизни каждого из нас. Когда человек уходит в глубины своей памяти и находит там положительно окрашенные воспоминания, то он понимает, что оказывается, все было не так уж и плохо. У человека иногда получается полностью поменять восприятие своего прошлого, а, соответственно, и свое отношение к нему.

2. Любовь, которую человек получил во младенчестве от родных и близких, наполняет его силой и уверенностью во взрослой жизни

Это такие моменты, когда человек чувствует, что его любят. Невероятно ресурсными являются воспоминания о том, как мать держит малыша на руках, как кормит его грудью, гладит по голове, любуется. Как раз в такие минуты человек может почувствовать и вспомнить материнскую безусловную любовь, она будет наполнять его принятием, заботой и лаской.

Иногда даже получается вспомнить, с какими эмоциями малыша ждала семья, с какой любовью его встречали из роддома, как все умилялись ему. Во взрослом возрасте это придает человеку уверенности и сил.

3. К человеку возвращается детская восторженность и открытое мировосприятие

По данным ученым, самый сильный стимул для того, чтобы развилось сознание, – это удивление. Однако, в большинстве случаев во время социализации человек утрачивает это чувство. При помощи воспоминаний у вас получится прикоснуться к детской открытости миру, неподдельному любопытству к окружающему миру, к стремлению познать.

Для взрослых любопытство – это нечто понятное и привычное, а для ребенка – это восторг и трепет. Ребенок раскрывает широко глаза, восклицает и тянет руки к чему-то неизведанному. Моменты самой настоящей радости, к примеру, при получении подарка на день рождения, невозможно сыграть.

Спросите себя, давно ли вы были в таком состоянии чистой радости? А ведь вы вполне можете вспомнить и ярко почувствовать подобные моменты, после чего вы совсем по-другому взгляните на наш обычный мир, который оказывается не перестал быть удивительным.

4. Можно найти источник ограничений и страхов

В подавляющем большинстве случаев как раз в детстве спрятаны корни некоторых наших страхов, каких-то ограничений. В детстве также закладываются определенные шаблоны поведения. Зачастую отыскать корень проблемы – это уже как минимум половина решения ее, а в некоторых случаях и полно решение.

5. Вы сможете стать другом своему ребенку, и сможете понять причины его поведения в тех или иных ситуациях

Невероятно важны детские воспоминания для тех людей, у кого на данный момент есть маленькие дети, или они вот-вот станут родителями. Когда человек помнит себя маленьким, он помнит о том, как малыш воспринимает мир, как он себя в нем чувствует, чего опасается, а что хочет всеми фибрами своей маленькой души.

Вы сможете с большим пониманием общаться со своим крохой. Вы сможете понимать его грустный взгляд, восторг или страх, который с точки зрения взрослого вызван какой-то ерундой. То есть когда вы на одной волне со своим ребенком, вы сможете выстроить более доверительные и близкие отношения с ним, подарите ему поддержку тогда, когда она ему будет нужна больше всего.

Сын в 14 лет не расставался с Гумилевым

Стихи читаете с детьми?

— Вы знаете, я сама тот еще читатель стихов, у меня очень много их в голове, просто какие-то километры. Но я почти не читаю сама ничего нового поэтического, для меня это терра инкогнита. Конечно, раньше мы читали много стихов — преимущественно я читала вслух то, что знаю наизусть. Старший сын и сейчас продолжает читать много, я бы сказала, что он стихов читает гораздо больше, чем я. Младший ребенок, скорее, равнодушен к поэзии. Хотя то, что я читала, извлекая из своей головы, они все любят, помнят, и для них это какая-то важная часть совместного пережитого опыта. 

У нас смешная практика — мы со старшим сыном читаем стихи вслух вдвоем хором, потому что у нас есть некоторое количество стихов, которые мы с ним помним наизусть оба, но у каждого есть какие-то дырки, и там, где один сбивается, другой подхватывает. Например, я первую часть «Поэмы без героя» Ахматовой всю наизусть помню, но я время от времени что-то забываю, какие-то строчки выпадают. Тут у меня старший ребенок есть, который включается и подсказывает, очень удобно. 

Вы специально с детьми учили стихи?

— Никогда в жизни. Я сама учила стихи, потому что мы относимся к тому поколению, у которого все, что не выучил наизусть, того ты с собой не взял. Если я, например, уехала в археологическую экспедицию, я же не попру с собой «Поэму без героя» — она у меня в голове, удобно. У них этого нет, у них «Поэма без героя» всегда в смартфоне в кармане. 

Поэтому идеи принуждать учить что-то наизусть у меня никогда не было. Старший сын прошел период запойного чтения Гумилева, и его тоже выучил много — совершенно самостоятельно. Потом тоже полюбил, как и я, «Поэму без героя», ее он тоже знает не наизусть, конечно, но большими кусками. Но это, скорее, само оседает, иногда минимальным усилием, а иногда просто 50 раз прочел, уже вроде и наизусть знаешь. 

Галина Юзефович

В общем, я, честно признаться, очень люблю, когда люди знают стихи наизусть, мне кажется, что-то в этом есть трогательное. Не вижу в этом никакой пользы, только что-то симпатичное, и, вероятно, именно поэтому учить что-то на память я отродясь никого не заставляла. У меня, как вы уже, наверно, заметили, плохо с принуждением.

— Я уже поняла. Что такое запойное чтение Гумилева у молодого человека в 17 лет? Откуда Гумилев в его жизни материализовался? Как это произошло?

— Когда они были маленькие, если вечер нас заставал где-то вдали от книг, я могла почитать им вслух какую-нибудь балладу или «Капитанов» Гумилева. Понемногу старшего ребенка зацепило, он взял с полки моего Гумилева, старенького, затрепанного, выпущенного тбилисским издательством «Мерани» в 1989 году, начал его читать, любить. Конечно, сейчас он уже Гумилева не читает, перерос. Но лет в 14–15 он с ним просто не расставался, даже в школу таскал и в скалолазный лагерь ездил, взяв с собой репринтное издание сборника «Костер», которое ему подарила моя мама. 

Словом, я что-то читаю сыновьям вслух, а оно как-то потом откликается. Иногда откликается совсем не так, как я ожидала — у меня не было идеи, что у меня ребенок сейчас все бросит и начнет с утра до ночи читать Гумилева, а оно внезапно так получилось. 

Я подумала сейчас, что, наверное, стоит детей водить на поэтические вечера. Это обычно что-то интересное, там много молодежи, особенно если это молодые поэты. Все-таки звучащее стихотворение — совсем другое, чем напечатанное. 

— Да, наверняка. Но понимаете, я не очень верю в то, что детей можно научить тому, чего сам совсем не умеешь. Я не умею ходить на поэтические вечера. Я вообще очень плохо понимаю любой звучащий текст. Я понимаю, что это прекрасно, но я его не чувствую. Мне, чтобы текст понять в полной мере, нужно все-таки прочитать глазами, поэтому я не хожу на поэтические вечера. 

Своих детей как я туда поведу? Что нам там делать? Мне скучно, тоскливо, я хочу домой, а должна при этом делать вид, что мне классно, чтобы они тоже заинтересовались? Ну уж нет, увольте. Если у родителя у самого есть интерес к этому, желание и готовность, мне кажется, что это очень классно. Действительно, вы совершенно правы, это прекрасный способ увлечь поэзией. 

Но лично я в равной мере против и принуждения, и родительского подвига. Бывают ситуации, когда родительский подвиг реально необходим. Приучение — ненавижу это слово — детей к чтению точно не требует родительского подвига. Можно подвиг приберечь для какой-то другой, более критической ситуации.

Маленькое путешествие

Вариантов множество. Например, если ваш ребенок никогда не ездил на поезде – можно на электричке посетить ближайший пригород, поехать на машине в другой город или в гости, обязательно остановившись по дороге в кафе, или на стоянке в лесу выпить чая из термоса, громко спеть несколько общеизвестных песен в машине.

Для ребенка это маленькое приключение, о котором он будет вспоминать еще долго и с удовольствием

Можно заранее продумать маршрут и обсудить его с вашим чадом, при этом очень важно прислушиваться к мнению ребенка и делать акцент на том, что вам оно не безразлично. Наверняка возникнут новые интересные идеи, которые будут под силу претворить в жизнь

Для этой идеи вовсе не обязательно тратить большие деньги или брать отпуск, путешествие выходного дня будет отличной альтернативой.

Гардемарины

Помню, в детстве, когда еще был мелким, решили как-то с друганами поиграть во дворе в гардемаринов. Тогда как раз этот фильм показывали по телевизору.

И вот, значит, выбираем мы себе персонажей. Я, говорю, буду Сашкой. Один друг выбрал Алешку. Второй задумался, а потом выдает: «А я буду Галымом». Стоит сказать, что так звали одного из старших ребят, что жили в нашем дворе, там же были и Сашка с Алешкой. В силу нашего возраста считали мы их довольно крутыми. Но не настолько, чтобы играть, изображая их.

Как ни пытались мы втолковать третьему другу, что хотим поиграть в киношных персонажей и каждый должен выбрать одного, не выходило. Друг уперся и все тут. То ли фильм не смотрел, то ли был слегка туповат, время стерло эти факты из памяти.

Ничего не поделать, так как гардемаринов должно быть трое, пришлось смириться. Так мы и носились по двору, три бравых гардемарина – Алешка, Сашка и Галым.

le0r / Pikabu

Приобщение к прекрасному

Так получилось, что “приобщением к прекрасному” меня занимался дед. Серьезный, импозантный, знающий ответы на все детские почему. Первый раз повел меня, шестилетку, в Пушкинский музей. А там ДАВИД! Громадный, злой и голый! А в руках фигня какая-то, на мочалку похожая (за несколько дней до этого мы ходили в Даниловские бани, потому что горячую воду отключили). Меня это так поразило, что я страшным звонким шепотом на весь зал спросил: Дед, он что, моется? А злой почему – шайку спёрли?

Русскоговорящие экскурсанты рыдали, иностранцы что-то спрашивали у переводчиков, и все смотрели на нас. Деда стал бурым и утащил меня в соседний зал.

WalerYashka / Pikabu

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>

Даниэль Пеннак «Как роман»

Кавалло Роберта, Панарезе Антонио «Не программируйте ребенка: Как все что мы говорим и делаем, влияет на судьбу наших детей»

Отдаете ли вы себе отчет, как именно общаетесь со своим ребенком? Замечаете, что воспроизводите фразы своих родителей, которые когда-то делали вам больно? Конечно, удобно иметь послушного ребенка, но понимаем ли мы, как дорого заплатит за это удобство ваш ребенок?
В книге рассказывается об особенностях развития детей и о том, как мы невольно копируем поведение мамы, папы, бабушки. Авторы привели примеры ядовитых фраз, которые портят жизнь нашим детям, с описанием того, как они влияют на ребенка, и чем их можно заменить

Но – что самое важное – попутно даются упражнения, как работать над собой, чтобы изменить установки в общении, укрепить уверенность в себе, как родителе.
Информация в книге подана в виде таблиц – наглядно и удобно для восприятия. Родители получают инструкцию, что делать, если хочешь изменить общение с ребенком на более позитивное

«ЕГЭ берется не творческим началом, а усидчивостью»

— Вы из поколения учителей, которые сами после школы сдавали ЕГЭ. Русский вы написали не очень из-за пьяного соседа. Как было дело? 

— Сосед терроризировал нас все мое детство. Было спокойное время, когда он сидел в тюрьме, но потом вернулся и продолжил. Денег он хотел. Это довольно забавно, потому что он искал их не там, где они были. И полночи перед экзаменом он, как обычно, звонил в дверь, я не выспалась совершенно. Ну и нервничала сильно.

Удивительно, что это не помешало мне с тестом, я как-то на нем сосредоточилась. Поэтому я детям всегда говорю, что надо лечь спать перед экзаменом и не вымучивать последнее.

Римма Раппопорт

Я бы не списывала все на пьяного соседа. В сочинении я сама что-нибудь придумала, но совершенно не помню что. Кажется, я приводила какой-то аргумент из Лермонтова, а может быть, еще из Кундеры, и тогда это могло вообще не засчитаться.

— Если сравнивать ЕГЭ тогда и сейчас, что изменилось?

— Я сдавала в 2008 году. ЕГЭ и тогда был шаблоном, но этот шаблон был еще не таким выработанным. Мы знали, что сочинение надо писать по определенной схеме: тема, проблема, позиция автора, комментарий (тогда был очень простой), два аргумента и вывод. При этом я не помню, чтобы были списки готовых аргументов. Мы писали от себя, я точно аргументы полностью формулировала сама. Сейчас некоторые тоже пишут сами, но можно выучить заранее аргументы на все темы.

Сочинение на ЕГЭ — как конструктор, все кубики есть в интернете, их можно просто каким-то образом сложить.

Пару лет назад уже можно было не думать, в каком произведении я это встречу, что из того, что я читал, соответствует. Можно было просто прочитать список аргументов, а не сами произведения. Сейчас уже вообще не нужно думать над литературным аргументом — его отменили.

— Хватает ли объективно школьной программы по русскому, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

— Всю программу мы проходим до 9-го класса включительно. 10–11-й классы — это уже повторение и воскрешение. Но программа так устроена, что мы, например, синтаксис начинаем изучать в 8-м классе, а до этого как будто его не было. В 8–9-м мы изучаем только синтаксис, а орфография там как бы между делом. Разумеется, дети кучу правил забывают за это время.

То есть сказать, что какие-то темы не проходятся, — это неправда. Другой вопрос, что в 10–11-м часов не очень много, а учитель на класс один. Но ребенку, который в состоянии взять ответственность за учебу на себя, школы хватит. 

ЕГЭ берется не творческим началом, а в том числе одним известным местом. Если человек в состоянии справиться с этим местом, его усадить — он может учиться и сдать.

Воспитание детей: хитрости о которых не пишут в книгах

Прежде всего будьте счастливы сами

Как бы это не иронично звучало, но дети, воспитывающиеся в семьях, родители которых умеют контролировать свое настроение, вырастают более послушными и самостоятельными. Напротив, родители, которые чувствуют себя подавленными, испытывают постоянные депрессии и имеют по сути негативную ауру, сводят на нет весь процесс воспитания. Дети в таких семьях очень рано начинают иметь различные поведенческие проблемы. Дома ваш ребенок должен видеть счастье и радость.

Хвалить ребенка нужно только за усилия а не за способности

Исследования доктора Двека показали, что когда мы хвалим детей за усилия и тяжелую работу, которые в итоге привели их к определенному достижению, то наши дети и далее хотят сохранить участие в этом процессе. Родители, хвалившие детей которым давалось все легко, лишь способствовали тому, что их ребенок в итоге бросал любое занятие. Кроме того, у захваленных родителями талантливых от природы детей наблюдался высокий уровень депрессии и тревоги по сравнению с другими детьми.

Научите вашего ребенка оптимизму

Хотите избежать проблем с угрюмым подростком, переживающим переходный возраст? Тогда научите своих детей всегда и везде находить только светлую сторону. Позитивно думающим детям будет гораздо проще понять свои эмоции и окружающий их сложный мир. Как показывает практика, дети с позитивным мышлением более успешны в школе. В конечном итоге они более удовлетворены своими браками и работой.

Объясните ребенку что такое самодисциплина

Самодисциплина у детей способствует будущему успеху во взрослой жизни нежели интеллект. Самодисциплинированные дети лучше справляются с фрустрацией и любым негативным состоянием. Как правило, такие дети даже в маленьком возрасте имеют высокое чувство социальной ответственности. Самодисциплина привьет вашим детям не только желание получать хорошие оценки в школе или красиво сидеть за столом, но и поспособствует в будущем занять активную позицию во взрослой жизни.

Старайтесь обедать вместе

Иногда все, что делает наука, так это доказывает те вещи, о которых давно знали наши бабушки и дедушки. Исследования ученых показывают, что дети, которые обедают со своими родителям на регулярной основе, являются более эмоционально стабильными и менее склонными к злоупотреблению наркотиками, табаком и алкоголем. Такие дети более успешны в школе и имеют меньше депрессивных симптомов, особенно это касается девочек-подростков.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.   

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Ошибки родителей

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека.

Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас».

Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное. Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие

Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Владимир Антонец “Простые вопросы”

Ну не могла я обойти вниманием эту книгу. Зная, какими любознательными могут быть дети и как своими простыми вопросами могут ставить в сложный тупик, с уверенностью заявляю, что этот труд – спасение для многих родителей

Но сразу обращаю внимание на то, что вопросы затрагиваются абсолютно разные, поэтому ответы нужно иногда читать более понятным для подростка языком. Книга по своей тематике похожа на энциклопедию, но написана легко и непринужденно

Вопросы тут поднимаются самые разнообразные: разноцветность мира, количество пальцев человека, группа крови, зачем нужны деньги, сон, мед и так далее.

Дела по дому

Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.

Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.


В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату

Лучше вместо этого:

  • Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
  • Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
  • Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).

Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

Чтение развивает критическое мышление

Критическое мышление важно не только для людей творческих профессий, как может показаться на первый взгляд. Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними

Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее

Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними. Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее.

Мало кто обращается к книгам с прямой целью улучшить свое критическое мышление, но это происходит неосознанно. Что интересно, книги могут дать эту осознанность, ведь чтение – это как раз тот способ, позволяющий натренировать мозг на осознанный досуг.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными. Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет». Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела. Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно. Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет. Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий