Чем хорош и плох совместный сон?
В первую очередь выгоден он, как я уже сказала, для мамы — у женщины повышается шанс восстановить силы. Плюс от близкого контакта с грудничком усиливается лактация, облегчается процесс кормления, малыш растет стрессоустойчивым и менее подверженным фобиям и страхам. Минимум до 12 месяцев маме приходится вставать за ночь по пять раз — накормить, отреагировать на беспокойный сон или крик. Чувствуя же теплое дыхание рядом, ребенок спит крепче. Но привычка постоянно находиться в родительской кровати, увы, может обернуться против интересов семьи.
Тогда-то мамы и папы начинают задумываться, как отучить спать чадо с ними. С большинством родителей это случается по достижению малышом 1 года. Этот возраст считается подходящим не только для начала раздельного сна, но и перехода в отдельную комнату.
Кормящей маме до полугода удобнее спать с малышом
Пока психологи и педиатры спорят, стоит ли вообще практиковать совместный сон, распространенной является другая проблема — в комнату родителей малыш приходит в два года и старше. И как, спрашивается, отучить ребенка спать с родителями в 6-летнем возрасте, если вечера превращаются в кошмарную борьбу с капризами и попытками уложить истерящий комок нервов?
Чаще всего попытки эти завершаются фиаско родителей, ребенок отправляется к ним в кровать и все равно просыпается посреди ночи проверить, рядом ли мама. Причиной происходящего вполне может быть гиперактивность.
Чем такой сон может обернуться для растущего организма:
- В будущем привычка рискует перерасти в хроническую бессонницу и вызвать психологические проблемы, в т.ч. чрезмерную привязанность к маме. От нее в равной мере страдают и мальчики, и девочки.
- Человек вырастет несамостоятельным. Собственная комната, кровать, стол, книжки — все то, что принято называть «личным пространством», жизненно необходимо малышу. Так закладывается и формируется характер.
- О полноценных интимных отношениях, крепком сне родителям придется забыть, а это портит атмосферу в семье. Упомяну и о том, что женщины после родов с головой уходят в проблемы детей, забывая о внимании для супруга.
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИНЯТЬ НЕИЗБЕЖНОЕ
Давайте рассмотрим способы, благодаря которым мы можем обучить ребенка спать всю ночь в своей кроватке и адаптироваться к новым условиям его самостоятельной, почти что взрослой, жизни. Я предлагаю такие варианты:
Заключите договор
Если ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы выполнять какие-то простые правила, то вы можете заключить с ним договор. Условия договора выбирайте, исходя из той ситуации, которая сложилась сейчас. Например, вы можете предложить малышу приходить спать к маме сначала три раза в неделю, потому два раза, один и наконец вся ночь без мамы. Придумайте классное поощрение в конце недели, если ребенок выполнил условия.
2. Используйте систему фишек
Если договор быстро забывается, можно сделать таблицу, в которой вы совместно (или ребенок – самостоятельно) будете отмечать каждую ночь, когда ребенок не приходил к вам в постель. Условьтесь, что за определенное количество самостоятельных ночей он будет получать какой-то приз. Не обязательно большой дорогой подарок, это могут быть какие-либо “фишки”, “медальки”, наклейки, которые ребенку будет интересно собирать.
3. Работайте со страхами
Оставляйте ночник в комнате, где спит ребенок, если он боится темноты. Проговаривайте страхи, старайтесь их развеять, днем проигрывайте пугающие ребенка ситуации. Можно попробовать оставлять дверь в комнату приоткрытой.
4. Выберете “спутника” для сна
Маму можно “заменить” игрушкой, каким-то символом, который приносит успокоение. Дети выбирают иногда специальную подушку, игрушку, любой предмет, который для них является символом спокойствия, защиты, уверенности в том, что ничего страшного не произойдет. Спросите у ребенка, какая игрушка поможет ему ничего не бояться.
5. Научите ребенка дыхательным упражнениям
Одно из простых упражнений – называется “Цветок и свечка”. Попросите сына или дочку представить в одной руке цветок, а в другой – свечу. По очереди нюхайте цветок, а затем задувайте свечу. Такие упражнения с визуализацией помогут детям самим справиться с ночными переживаниями и спокойно засыпать.
6. Соблюдайте режим
Не кормите ребёнка плотно перед самым сном, вечером не давайте смотреть фильмы, особенно страшные, читайте книги со спокойным сюжетом и добрыми персонажами, укладывайте спать в одно и то же время, чтобы у ребенка выработалась привычка засыпать в определенный час, и ночью он мог полноценно отдохнуть.
Помните, что здоровый сон – важная часть в жизни всей семьи! Если вам нужны более подробные рекомендации как приучать ребенка к самостоятельному засыпанию, если вы чувствуете, что ваша проблема – затяжная и вам нужен последовательный подход, – изучите мой мастер-класс “Как научить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке”.
Мастер-класс состоит из двух частей: в первой я рассказываю о том, как подготовить ребенка к переходу на самостоятельное засыпание, во второй – как происходит этот переход и какие трудности могут случиться на этом пути.
Мы подробно разберем:
что делать, если ребенок сопротивляется уходу мамы: плачет, хнычет, протестует;
как мягко показать ребенку важность и престижность самостоятельного сна, чтобы мотивировать его;
что должно сопровождать ребенка в самостоятельном засыпании: как наладить ритуалы, подобрать ассоциации ко сну;
как бороться с “откатами”, когда ребенок уже вроде научился, но потом вдруг все вернулось на круги своя;
Вместе с мастер-классом вы получите:
тесты на родительскую и детскую готовность (чтобы быть уверенными в том, что вы и ребенок созрели к переходу на самостоятельное засыпание);
сборник сказок, которые полезно читать перед сном;
подборку книг, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию;
сборник мотивационных идей для перехода в свою кроватку;
методичка по системе фишек в вопросах сна – конкретные шаги, как мотивировать ребенка самому захотеть спать отдельно и всю ночь.
Материалы мастер-класса останутся с вами навсегда, поэтому вы сможете воспользоваться ими когда угодно! Чтобы узнать подробности, нажмите на картинку ниже:
Видео
4 Мама боится одиночества
Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.
Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных
Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!
Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.
Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».
Запомнить:
- общаться с опытными родителями,
- не стесняться просить о помощи,
- делегировать полномочия в семье,
- говорить о материнстве в позитивном ключе,
- отдыхать при первой же возможности.
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день
Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!
1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.
2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.
3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.
4 Я стала креативнее
Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое
5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.
Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!
Не на руках, но рядом с мамой
Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.
Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.
С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.
Аргументы против совместного сна
Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:
- Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
- Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
- Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
- Малыш родился недоношенным.
Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.
Техника безопасности при совместном сне:
- Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
- Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
- Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.
Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.
Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.
Как часто нужно звонить маме в разлуке?
Возможность звонить маме делает разлуку менее болезненной. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, мама вышла в магазин за продуктами или на почту за посылкой. Звонки с вопросами «Ты когда придешь?» начинаются, когда она только-только покидает подъезд.
Конечно, такие звонки следует мягко пресекать. Нужно спокойно объяснять ребенку, что вас не будет час и этот час ребенок малыш должен провести самостоятельно или в компании няни/бабушки. Расскажите, что вам неудобно отвечать на звонки, выбирая товар в магазине, стоя в очереди в кассу или на почте. Держите обещания вернуться вовремя, тогда ребенок спокойно станет ждать вас, не мучая звонками и вопросами.
Другое дело, когда мама уехала в командировку или отпуск и разлука продлится несколько дней или недель. Договоритесь с няней и малышом, что будете звонить им 2-3 раза в день. Лучшее время для звонков – утро, когда ребенок проснулся, вечер – перед сном и в течение дня, когда малыш играет или гуляет.
Видеозвонки могут сгладить разлуку, малыш будет ждать их и готовиться.
5 Мама боится потерять смысл жизни
Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.
Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.
Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.
Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».
Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.
Уходим и возвращаемся по правилам
Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:
— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!
- Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
- Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
- Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
- Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.
Последствия разлуки с мамой
Последствия разлуки с мамой для маленького ребенка даже на короткое время – стресс и нервное расстройство. Мама в первые годы жизни – весь мир малыша. День начинается и заканчивается мамой. В течение дня мама рядом: готовит еду, кормит, играет, одевает. Все проходит для малыша спокойно и привычно до тех пор, пока в доме не появляется кто-то еще (бабушка, няня), а мама не выходит из комнаты в верхней одежде.
Она ушла, ее больше нет. Подрастая, ребенок начнет понимать, что мама вернется, что она вышла по делам или уехала по работе. Но разлука все равно оставляет в душе детей заметный след, поэтому необходимо помогать им справиться с этим состоянием.
Какие еще последствия могут быть и что их вызывает?
Например, мама уходит, пока малыша отвлекают. Он играет, занимается с няней или родственниками, но в какой-то момент осознает, что в доме, где он находится, нет главного человека. Начинаются капризы, слезы, иногда дело доходит до истерики. Какие последствия есть у такого ухода? Ребенок фиксирует, что мама может оставить его в любой момент, поэтому в следующий раз будет отказываться отпускать ее даже в другую комнату, не станет играть с гостями.
Мама уходит со словами: «Не плачь, а то я тоже буду плакать». Ребенок, оставшись без мамы, и так испытывает стресс. А когда понимает, что если будет плакать, то и мама заплачет, испытает еще и чувство вины за то, что расстраивает маму. Не усугубляйте ситуацию, не взращивайте с малых лет привычку чувствовать себя виноватым в маминых расстройствах.
Мама начинает отпрашиваться у ребенка, проговаривая: «Можно мамочка сходит в магазин и вернется, а ты будешь себя хорошо вести?». Не следует так делать, потому что малыш со временем начнет понимать, что может не пускать маму в магазин или куда-то еще, выпрашивать взамен согласия какие-то сладости или игрушки. А может плохо себя вести: капризничать, кричать, даже драться с тем, с кем остался дома, чтобы в другой раз этот человек отказался с ним сидеть, и мама не уходила.
Мать перед уходом обещает, что накажет малыша, если заплачет в ее отсутствие. Говоря так, она снова подвергает ребенка двойному стрессу: от того, что уходит и от того, что тот начинает бояться плакать. Плач – естественная реакция маленького человека на страх
Дети не умеют справляться с этим состоянием, поэтому нет никакого смысла акцентировать на нем внимание и запугивать дополнительно.
Уходя, женщине не стоит прятаться и сбегать из дома в лучших шпионских традициях. Пусть ребенок видит, что вы спокойно собираетесь, расскажите ему, куда идете и когда вернетесь, предложите заняться чем-то интересным с бабушкой, няней или сестрой.
Если пообещали что-то купить или принести (чего не стоит делать часто, чтобы не превращать разлуку в вымогательство и шантаж), не забудьте этого. Иначе также потеряете доверие.
Мама незаменима?
Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.
По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.
Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.
Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.
Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.
Не на руках, но рядом с мамой
Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.
Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.
С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.
Мама, ты куда?
Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.
Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.
Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.
Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.
Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери. Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать. Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.
Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.