Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Ребенок на горшке в зависимости от возраста
Вопрос | ↑ Ответ | ↓ Последствия |
Как приучить ребенка к горшку в 8, 9 месяцев или в год | Сажать малыша на горшок каждые полчаса, использовать характерные звуки (пись-пись, ка-ка) | Формирование условного нестойкого рефлекса, необходимость повторного приучения в дальнейшем |
Как приучить ребенка к горшку после года, в 1,5 года, в 1 год 8 месяцев, в 2 года | Использовать игровой, поощрительный и подражательный метод, применять различные методики | У ребенка формируется привычка, он комфортно чувствует себя на горшке, начинает самостоятельно справлять нужду |
Как приучить ребенка к горшку в 3-4 года | Применять любую методику, но не ставить временных ограничений, чтобы не травмировать малыша и себя | Ребенок в таком возрасте быстро приучиться к горшку, если родители не станут ругать его за небольшие промахи |
️ Это таблица универсальна для большинства детей, но не для всех. Всегда нужно учитывать особенности поведения и мышления своего ребенка.
Что показывает практика?
На деле все оказывается индивидуально, и готовность малыша к контролированию своих ощущений в большей степени зависит от психологического развития ребеночка и его осознанности.
Кроха готов к горшку, если выражает недовольство мокрым или испачканным бельем, выполняет несложные действия (самостоятельно садится и встает, снимает и надевает трусики, подражает старшему братику, сестричке или взрослым).
Хорошими показателями считаются также умения оставаться чистеньким в течение 2 часов; моменты мочеиспускания и дефекации становятся предсказуемыми и сопровождаются мимикой или жестами.
Чуткие и наблюдательные мамы могут определить позывы ребенка к испражнению уже с 3 месяцев, другие начинают приучать крох к горшку приблизительно с 9 – 10 месяцев, когда ребенок может устойчиво сидеть.
Ни в одной стране мира нет единого правила. В африканских племенах действует естественный подход: внимательная мама носит малыша в слинге и приучает новорожденного к горшку, начиная с 3 дней. В европейских странах ребенка учат проситься на горшок в 2 года, в США – к 2,5.
С возникновением многоразовых подгузников время приучения к горшку неумолимо отодвигается на более поздние сроки.
В каком возрасте ребенка приучать к горшку
Начиная с полугодичного возраста до восемнадцати месяцев, груднички учатся задерживать мочеиспускание. Но это не значит, что они тут же будут готовы ходить в туалет в горшок. Поначалу требуется немало терпения и выдержки, ведь карапуз может более десяти минут сидеть на горшке и так ничего не сделать.
Так с какого возраста приучать к горшку? У каждого ребенка — свои индивидуальные особенности, и родители должны сами определить, когда их чадо готово самостоятельно ходить в туалет. Понять это можно по нескольким признакам. Например, когда малыш начинает сообщать, что намочил подгузник — это значит, что он осознает процесс мочеиспускания. Еще немного — и ребенок сможет заранее почувствовать, что мочевой пузырь полон, и попросится в туалет.
Если ваш малыш самостоятельно ходит уже более полугода, хорошо показывает и называет части тела и испытывает дискомфорт, если ему хочется в туалет — это сигналы того, что карапуз готов приспособиться к горшку. Обычно с тем, как приучить ребенка к горшку в 2 года, не возникает никаких сложностей. В этом возрасте дети уже хорошо воспринимают человеческую речь, поэтому им можно без особых проблем объяснить порядок действий.
Как научить ребенка вставать ночью в туалет
Приучить пользоваться горшком в период ночного сна можно лишь здорового ребенка старше полутора лет
Важно, чтобы он умел говорить о своих потребностях, был способен просыпаться без помощи родителей и быстро засыпать после пробуждения ночью
Существует несколько способов, как приучить ребенка ходить на горшок ночью:
- Укладывать спать без подгузника. Первое время он будет просыпаться мокрым, но быстро усвоит причину и следствие. В качестве страховки можно использовать впитывающие пеленки.
- Привычка просыпаться ночью в туалет сформируется скорее, если детей будить в определенное время и говорить, что нужно пописать.
- Такой прием, как поощрение, мотивирует кроху вставать ночью пописать. Можно наглядно фиксировать успехи при помощи наклеек, рисунков на плакате, поощрительных призов.
- Использовать игры, когда днем ребенок демонстрирует, что будет делать ночью, если захочет пописать.
Любой способ приучения к горшку требует терпения, многократного повторения. Тогда у крохи разовьется стойкая привычка вставать ночью в туалет. Главное, чтобы он был готов физиологически и психологически усвоить прививаемые навыки.
Что делать, если ребенок в 2,5 года отказывается ходить на горшок
Если малыш в возрасте 2,5 лет и старше отказывается пользоваться горшком, важно понять, что он не делает это специально. Значит, что у крохи есть причины, которые не дают ему овладеть элементарными навыками своевременно
Задача родителей придерживаться следующих правил:
- Понять причину, поддержать ребенка и не быть к нему слишком требовательными.
- Объяснить родственникам, контактирующим с малышом, что не нужно резко реагировать на его неумение посещать туалет.
- Временно отпустить ситуацию из-под своего контроля, оставить все «как есть». Возможно, в ближайшее время кроха самостоятельно овладеет навыками пользования предметом гигиены.
Родители всегда должны помнить, что их малыш — личность.
Если его наказывать за мокрые штанишки, это не только отсрочит приучение к горшку, но и травмирует его психику. Ему стоит позволить действовать так, как он считает нужным, но при этом всегда на собственном примере показывать правильное поведение. Но если взрослые не могут справиться с проблемой сами, есть смысл обратиться за помощью к детскому психологу.
Как правильно знакомить ребенка с горшком
Для начала горшок нужно поставить в комнате на видном месте. Затем – показать, что на нем можно сидеть, как на стульчике. Желательно сразу продемонстрировать для чего используется этот предмет, употребить слова “писать” и “какать”, указав малышу на его будущий туалет.
Малышу достаточно несколько раз за сутки по 5 минут посидеть на горшке, чтобы свыкнуться с ним. Затем сразу станет понятно, готов ли он к использованию этого предмета по его прямому назначению. Если малыш стремится поиграть с горшком, попинать его, то следует либо отложить обучение навыкам похода в туалет, либо приобрести другую модель.
Если малыш отказывается ходить на горшок и капризничает
“С какого возраста приучать детей к горшку?” – вопрос, который задают все родители. Если ребенку исполнилось 1,5 года, а выработать у него привычку не удается, то не стоит мучить малыша. Возможно, он еще не готов к усвоению «туалетных навыков». Отложить процесс обучения на годик — правильное решение. Переживать по этому поводу не стоит
Неважно, в каком возрасте ребенок сидит на горшке. Кто-то приучается в 1,5 года, кто-то — в 2 года, а кто-то — в 2,5 года
Подобное не объясняется тем, что один ребенок умнее другого. Это всего лишь индивидуальные особенности организма.
Некоторых детей не получается приучить к горшку из-за того, что они чувствуют себя комфортно в подгузниках — моча впитывается в изделие и оставляет поверхность сухой. Родителям, пытающимся выработать у своих детей туалетные навыки, рекомендуется отказаться от использования подгузников в дневную пору и сшить штанишки из плотной ткани. Малыши по привычке будут справлять нужду в новые изделия, но ходить мокрыми им точно не понравится. В итоге проблема, как приучить ребенка проситься на горшок, будет решена.
Таким образом, процесс приучения к «туалетным навыкам» не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Родителям требуется немного терпения и спокойствия, ведь на пути к горшку будет немало испачканных штанишек. Не стоит переживать, если возникают какие-то проблемы, думать над тем, как приучить ребенка к горшку. Комаровский советует оставить в покое малыша, у которого не получается выработать привычку, и возобновить обучение через некоторое время. Все равно ребенок, несмотря ни на что, научится пользоваться горшком. Нужно лишь время.
Определяем, когда ребенок готов ходить на горшок
Многих родителей интересует самый главный вопрос: сколько нужно приучать ребенка к горшку? Дать точный ответ затруднительно. Каждый ребенок индивидуален. Поэтому сказать, что все дети легко обучаются с 1,5 лет, невозможно, равно как и определить время, которое уйдет на обучение. Устойчивый навык появляется к 3 годам. Перед тем, как принимать решение о высаживании, необходимо понаблюдать за малышом и выявить несколько “сигналов”:
- акт дефекации происходит примерно в одно и то же время;
- мочеиспускание – раз в два часа;
- ребенку некомфортно в грязном памперсе, он выражает недовольство;
- малыш уже старше 1,5 лет.
Популярные методики приучения ребенка к горшку
Как правильно приучить к горшку — тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного «горшочного» метода.
А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:
https://youtube.com/watch?v=CFsUiFt7gxo
Методика приучения за 3 дня (быстрая)
Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:
- у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит «по большому» примерно в одни и те же часы);
- ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
- малышу еще не исполнилось 2 лет.
Активный этап приучения занимает три дня.
День 1. Убираем подгузник дома.
Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался «делать дела» — мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.
День 2. Убираем подгузник на прогулке.
Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести «дорожный» горшок (надувной или складной).
День 3. Закрепление.
Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня «дружбы» с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.
Садимся на горшок за 7 дней
Приучение к горшку за неделю — это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.
- В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
- Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
- Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он «сделать дела». Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок — чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
- В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте «режим» использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.
Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, — иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.
Ошибки родителей
То, что у родителей не получается приучить своего ребенка к горшку свидетельствует о неправильном подходе к этому процессу. Нельзя ожидать быстрого результата и винить малыша в том, что он не “управляется” к срокам. Нежелательно начинать приучение слишком рано. И это далеко не все запреты, которые не стоит нарушать.
◊ Основные ошибки ️:
- Недостаточно времени на ребенка. Мама с папой удаляют приучению чада к горшку несколько часов в день, а в остальное время просто достают подгузники и начинают заниматься своими делами. Итог: ребенок справляет нужду то в подгузник, то в горшок, что полностью сбивает его с толка.
- Непоследовательность действий. Родители приучают малыша к горшку, но не приучают его к последовательному ритуалу. К тому, что сначала нужно снять штанишки, потом трусики, а после похода в туалет – выносить чашу и мыть руки. Итог: малыш привыкает справлять нужду в правильном месте, но игнорирует важные аспекты этого процесса.
- Переусердствование. Родители применяют всевозможные методы приучения к горшку каждый день на протяжении долгого времени. Они ставят себе цель: приучить чадо до энного возраста. Итог: у ребенка развивается страх перед горшком.
- Наказание “мокрыми штанами”. Мама с папой видят, что ребенок снова описался, вместо того чтобы пойти на горшок, и решают проучить его этим методом. Они оставляют чадо разгуливать по дому в мокрых штанах на 10-30 минут. Итог: ребенок все равно не осознает, почему он ходит в мокром, но у него вырабатывается привычка так ходить.
Эти ошибки встречаются постоянно даже среди опытных родителей, воспитывающих не первого ребенка.
Поставьте горшок там, где ребёнок может его увидеть
Если у малыша возникнет самостоятельное желание, он может вспомнить, что можно воспользоваться горшком
Или, наоборот, сам горшок напомнит малышу о важном процессе, который можно совершить с его помощью. В любом случае ребёнку будет полезно знать, где стоит горшок, так приучение пройдет проще
Главное, не меняйте его местоположение, это может вызвать у малыша смятение и расстройство.
Больше наблюдайте за ребёнком
Пытаясь научить ребёнка ходить на горшок, вы непременно поймете, когда малыш хочет в туалет1. Он может притихнуть или уединиться; напрячься или начать тужиться; застыть в одной позе, будто ожидая чего-то.
Наблюдайте, но не слишком пристально
Стараясь приучить к горшку, не стоит слишком акцентировать внимание на самом процессе
Используйте удобную и подходящую для быстрого переодевания одежду
Вы должны легко раздевать-одевать ребёнка, а возможно и подмывать в случае необходимости. Удобно приучать ребёнка к горшку в летнее время, когда он легко одет. Либо предусмотрите этот момент в зимнее время.
Всё должно быть под рукой!
Если приучаете к горшку ребёнка летом, постарайтесь гулять без подгузников, берите с собой запасную одежду, влажные салфетки. Ребёнок должен осознать, что сделать дело в горшок лучше, чем в штаны.
Никакого негатива!
Ни в коем случае не заставляйте сидеть ребёнка на горшке, если он этого не хочет
Неважно, с какого возраста вы приучаете ребёнка к горшку. Если есть результат, обязательно похвалите ребёнка и порадуйтесь вместе с ним
Пусть ребёнок видит, что удачный процесс доставляет не только ему облегчение, но и вам радость.
И всё-таки — КАК?
По сути — так же как вы учите ребёнка ходить или говорить — никак. Вроде бы никак… Вы же разговариваете с ребёнком, когда он произносит первые слова, и даёте ему руку, чтобы поддержать в момент первых шагов? Покажите ему горшок и постарайтесь объяснить, для чего он нужен. Не играйте в него! Дальше — подсказывайте, напоминайте, но не превращайте процесс в пытку, чтобы не получилось так, что ребёнок станет бояться горшка. Не заставляйте подолгу сидеть малыша на горшке и не высаживайте его строго по часам. Постарайтесь угадывать время, когда всё может получиться (например, после еды). И, конечно, радуйтесь успешному результату.
Какие рекомендации дают психологи
Все психологи сходятся на том, что нельзя приучать ребёнка к горшку с негативными эмоциями и действиями. Знакомство с новым, наработка новых умений, навыков, знаний, должны происходить на фоне положительных оценок.
При этом надо понимать, что рано или поздно здоровый ребёнок будет писать на горшок или в унитаз (если у него нет психических отклонений, он будет просто повторять за родителями и ровесниками в садике).
А все наши старания по приучению к горшку направлены на следующие цели:
- уменьшить количество стирки;
- сократить расходы на дорогие памперсы;
- выглядеть «не хуже других».
Важно знать: для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно
Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.
Итак, обратимся к рекомендациям психологов, которые помогут приучить ребёнка к горшку правильно.
Личный пример папы или мамы
Личные пример – самый главный мотив обучения. Если ребёнок видит, как писает на горшок (унитаз) старший брат (или сестра), он точно захочет повторить их действия. Поэтому значительно легче приучать к горшку младшего, чем единственного ребёнка в семье. Но как же быть со старшим?
Подать пример может папа или мама. Хотя в славянских традициях это не принято – мочиться перед детьми, напоказ. Но это помогает объяснить маленькому ребёнку без слов, для чего нужен горшок и туалетная комната.
Для аналогии вспомните, как вы учили малыша строить пирамиду из кубиков. Вы много раз складывали её сами, играя с ребёнком и незаметно побуждая его к повторению действий. Пока он сам не захотел повторить то же и попытаться поставить кубики один на другой.
Положительные эмоции и похвала
За любые достижения ребёнка нужно хвалить. Похвала родителей, слова и эмоции одобрения понятны в любом возрасте. Это тот главный бонус, который формирует в ребёнке наклонности и характер. То, что оценивается положительно – развивается. Поэтому если «поход» в туалет удался, малыша надо похвалить, погладить по головке, похлопать в ладоши, выразить своё восхищение его «геройским» поступком. Если произошла неудача, малыш написал в штаны, ничего страшного, получится в следующий раз.
Игра – самое лучшее обучение
Этот девиз поможет вам в дальнейшем. Лучший способ научить малыша делать что-то – придумать игру. В случае с горшком, можно использовать ролевую игру, где к зайчонку, ежику, тигрёнку приходит игрушечный горшок. Дальше – разыграйте по ролям разные ситуации – тигрёнок с радостью согласился пописать на унитаз, или тигрёнок отказался и горшок расстроился, или к тигрёнку пришёл старший брат и показал ему пример, или другой сюжет, который вы придумаете сами.
Методика быстрого приучения к горшку ребенка 2 лет
Когда малышу должно исполнится 2 года, и подходит время идти в детский сад, а он еще ходит в подгузниках, используют способы ускоренного приучения к горшку.
За три дня
Эта методика подразумевает быстрое формирование навыков самостоятельного хождения в туалет. Но это совсем не значит, что в трехдневный срок ребенок научится справлять нужду на горшок «без осечек».
Быстрая техника эффективна при определенных условиях:
- ребенок не старше 2 лет 1 месяца;
- интервалы между мочеиспусканиями не менее 1-2 часов;
- акты дефекации проходят примерно в одно время 1-2 раза в сутки;
- кроха отказывается одевать подгузник.
Перед началом приучения к горшку малыша подготавливают, объясняя ему, для чего нужен этот предмет гигиены.
После объяснений переходят к практической части быстрой методики:
Первый день. Когда ребенок проснется, с него снимают подгузник и все время следят за малышом. Если он начинает справлять нужду, то подставляют горшок. Это делают, чтобы кроха увидел связь между опорожнением и предметом гигиены. Перед сном одевают подгузник. При попаданиях в горшок нужно хвалить, объясняя причину
Когда ребенок намочит штанишки, ругать его нельзя, лучше не заострять внимание на «промахах».
Второй день. Родители ходят за малышом так же, как и в первый день, при этом организовывают прогулку без подгузников, взяв для него сменную одежду.
Третий день
Делают все то же, что и во второй день, но добавляют еще одну прогулку. Малыша сажают на горшок перед сном, прогулкой и после них.
Интересно!Многие родители, испытавшие эту методику, утверждают, что после активного трехдневного приучения дети начинают проситься и даже пробуют присаживаться на горшок самостоятельно. Главное, обеспечить им удобную одежду, которую можно легко и быстро снять без помощи взрослых.
За семь дней
Техника носит название «Добровольный малыш». Ее создали для детей от 1,5 лет, которые владеют элементарными навыками самообслуживания и понимают слова взрослых.
Методика рассчитана на 7 дней обучения:
- В первый день после пробуждения снимают подгузник, объясняя ему что он уже взрослый, и сажают на горшок. Задача — задержать малыша на нем на 10 минут. Если не получилось, через 15 минут повторить. Периодически осуществлять это действие в течение всего дня.
- Во второй и третий дни тактика родителей не меняется. Нужно учитывать, что на прогулки надевать подгузники нельзя, лучше чаще спрашивать у крохи, хочет ли он в туалет.
- В четвертый день мама и папа уже понимают, в какие моменты нужно предложить горшок. Следуя вышеуказанным рекомендациям и не забывая хвалить при успешных попытках «справить нужду», продолжают обучение еще на протяжении трех дней.
В каком возрасте нужно начинать приучение к горшку
Некоторые мамы 6-8 месячных малышей гордо заявляют, что их младенец уже умеет ходить на горшок и знает, что с ним нужно делать. Весь процесс выглядит примерно так: мама, знающая, что подошло время «пи-пи», высаживает малыша на горшок и тот делает свое дело.
Но каким же бывает разочарование таких родителей, когда, научившись ходить, их ребенок перестает терпеливо сидеть на горшке и вскакивает с него каждый раз, как только его туда посадят.
Педиатры считают, что мучить малыша с такого раннего возраста бессмысленно.
Оптимальный возраст, когда ребенка можно начинать приучать к горшку, 18 месяцев или 1,5 года. Сразу нужно оговориться, что этот возраст считается условным и корректируется он исходя из физиологической готовности малыша.
Что включает в себя этот показатель:
- установление более или менее определенного интервала между мочеиспусканиями и дефекациями;
- ребенок способен сохранять подгузники сухими и чистыми в течение двух часов;
- ребенок знает части тела и предметы одежды, понимает значение слов «пописал(-а)» и «покакал(-а)»;
- ребенок в состоянии продемонстрировать недовольство, связанное с мокрыми и грязными подгузниками;
- ребенок пытается самостоятельно снимать и надевать штанишки или уже умеет;
- ребенок должен уметь сказать или показать, что он хочет в туалет.
Средний возраст, когда ребенок может устойчиво контролировать процесс мочеиспускания и дефекации, колеблется от 20 до 30 месяцев. Это означает, что до полутора лет родителям можно совсем не волноваться, умеет ли их малыш пользоваться этим важным аксессуаром или нет.
Самым удобным время для приучения к горшку является лето после 18 месячного возраста ребенка. Проводя много времени без подгузника, ребенок будет не только получать воздушные ванны, но и осваивать азы «горшочной науки».
Приучение к горшку за семь дней
В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.
В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.
Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.
Похвала и объятия сделают свое дело
Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.
Цель второго дня — стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.
К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.
Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.
К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.
К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.
Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.
По каким причинам ребенок может бояться горшка и что делать в таких случаях
◊ Неприязнь к горшку возникает по следующим причинам:
- стеснение (в комнате несколько людей, родители пристально наблюдают за ребенком);
- неудобство (горшок неподходящий по размеру, анатомически неправильный, холодный);
- стресс (во время сидения на горшке произошло что-то, что сильно напугало ребенка);
- чрезмерное давление со стороны родителей.
Избавляться от страха нужно поэтапно: сначала убрать горшок в сторону, потом поставить его на место и посмотреть на реакцию малыша. Если все в порядке, то можно попробовать посадить ребенка пописать. Если нет, то придется снова воспользоваться одной из методик приучения.
Наиболее популярные вопросы
Можно ли приучить ребенка в 3 месяца?
Трехмесячный грудничок не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, значит, не может научиться опорожняться в нужное время и в нужном месте.
Когда нужно обращаться к врачу?
Когда родители не справляются самостоятельно с проблемой, не могут найти причину, целесообразно обратиться к специалисту за помощью.
Кто быстрее приучается к горшку – мальчики или девочки?
Считается, что девочек можно начинать приучать к туалету к 1,5 годам, а мальчиков к двум.
Приучая ребенка к самостоятельному туалету, не стоит спешить и раздражаться при неудачных попытках. Только спокойствие, терпеливость и любовь помогут ему без проблем овладеть новыми навыками.
Как приучить к горшку ночью
Специалисты рекомендуют предлагать малышу садиться на горшок перед сном. Для подстраховки многие мамочки поднимают ребенка ночью. Чтобы предотвратить неприятные последствия на кровать стелят пеленки, водоотталкивающие наволочки на матрасы, готовят запасной комплект постельного белья. Туалет выставляется рядом с кроватью, чтобы было удобнее садиться. Поднимать часто ребенка в ночное время не стоит, достаточно одного раза.
Пружинин Марк Юльевич
врач – педиатр
Приучение в ночное время может быть безболезненным для ребенка и родителя, если все продумано до мелочей. Если у вас появились вопросы, наши врачи дистанционно готовы ответить на них в любое время суток
Они объяснят нюансы, на которые стоит обратить внимание при приучении ребенка к горшку в ночное время