Способы влияния на нарушение сна в 6-12 месяцев:
- Смягчить регресс сна у детей в 6-12 месяцев помогут знакомые способы, которые родители применяли при регрессе сна у ребенка в 3 месяца, только с оговоркой. С 8 месяцев желательно постепенно избавляться от привычек засыпания с соской, укачивания на груди у мамы, в коляске. Но если карапуз еще не готов к кардинальным переменам, оставьте их на более поздний срок.
- Посвятите больше времени прогулкам на свежем воздухе, играм с ребенком, обучению. Его интеллектуальные и физические способности должны быть задействованы по максимуму. Пусть крошка меньше сидит в коляске, больше двигается, осваивает новые умения и навыки. Чем больше малыш устанет, активничая днем, тем лучше он будет спать ночью.
- Будьте терпимы, не заставляйте ребенка помимо его воли спать днем по расписанию, хотя старайтесь придерживаться приблизительно одинакового времени засыпания. Малыша нужно укладывать по мере его утомляемости, поэтому хорошенько выгуляйте его ко времени дневного отдыха.
Чтобы не происходило, сохраняйте спокойствие. Не сердитесь на свое чадо. Ведь регресс сна у детей – один из многих переломных моментов в их развитии, который нужно стоически пережить.
Список использованной литературы:
- Giedd JN, Rapoport JL; Rapoport (September 2010). “Structural MRI of pediatric brain development: what have we learned and where are we going?”. Neuron
- Poulin-Dubois D, Brooker I, Chow V; Brooker; Chow (2009). “The developmental origins of naïve psychology in infancy”. Advances in Child Development and Behavior. Advances in Child Development and Behavior.
- Stiles J, Jernigan TL; Jernigan (2010). “The basics of brain development”. Neuropsychology Review
Последствия для малыша и его окружения
Хронические недосыпания, связанные с регрессом сна, имеют последствия. Если не нормализовать распорядок ребенка и не помочь ему преодолеть эти сложные периоды в жизни, они негативно скажутся не только на его самочувствии, но и станут настоящей проблемой для окружающих его людей.
От хронического недосыпа могут развиваться такие заболевания:
- Диабет второго типа, который появляется из-за активности центральной нервной системы, вследствие чего ухудшается работа поджелудочной железы. Такая ситуация со временем приводит к тому, что орган вырабатывает недостаточное количество инсулина, необходимого для нормального усваивания глюкозы. Исходя из результатов исследования, риск серьезных отклонений в здоровье появляется у человека уже после недельного недосыпа.
- Появление избыточного веса и ожирения является также следствием недосыпа. Глубокий сон у человека способствует выработке гормона роста. Если он мало спит этот процесс притормаживается. Вместо этого, накапливается жировая ткань. Кроме того, при недосыпании мало производится гормона лептина, отвечающего за насыщение организма. Его недостаточное количество влияет на потребность в калориях. Поэтому человеку все время хочется сладкого и мучного.
- Сбой в работе иммунной системы, который происходит в результате недостаточного количества выработанных белых телец.
- Депрессивное состояние, агрессивность появляются вследствие проблем с выработкой веществ, отвечающих за эмоции и настроение. Поэтому хроническое недосыпание для многих людей заканчивается депрессией.
Недосып является опасным для взрослых, но еще более он разрушителен для детей. Этот снаряд или бомба замедленного действия может «выстрелить» в любую минуту
Внимание! Вследствие затянувшегося регресса сна у малышей появляются такие недомогания:
- слабость;
- головные боли;
- плохой аппетит;
- боли неизвестного характера и похождения.
Регресс сна как уложить ребенка спать
Для каждого малыша и его семьи огромное значение имеет сон крохи. Чем лучше Ваш комочек счастья спит, тем лучше он и его родители себя чувствуют. Ребенок получает возможность нормально развиваться, а мама и папа – немного отдохнуть от забот, связанных c уходом за малышом.
Отправляясь в таинственный мир сновидений, кроха наполняется жизненными силами и энергией для новых открытий. Качество жизни напрямую зависит от качества сна. Недостаток сна может превратить очаровательного малыша в настоящего капризулю, а любящих маму и папу – в раздраженных и уставших родителей, которые мечтают только хотя бы о небольшой передышке.
В первые три-четыре месяца после рождения ребенок часто спит по 8-10 часов за ночь, просыпаясь лишь для того, чтобы покушать. Это настоящая радость для родителей! Вашу кроху не беспокоит окружающая обстановка, вы быстро нашли способ уложить малыша спать, распорядок дня более-менее налажен. Но вдруг эти радостные мгновения закончились. Ребенок очень плохо спит, просыпаясь каждый час-два, вам приходится всю ночь носить кроху на руках, укачивать его снова и снова. Карапуз постоянно возбужден, не отпускает маму ни на шаг от себя и бесконечно капризничает.
Что же происходит? Вы уже исключили все возможные причины неприятных перемен. Оказалось, что колики и зубки тут не причем, ваш малыш здоров, просто он … растет.
В возрасте около четырех месяцев кроха достигает первого регресса сна. Что это такое и как помочь малышу? Давайте разбираться вместе!
Что Такое Регресс Сна?
Регресс сна – это термин, используемый для обозначения периода, в течение которого режим сна младенца становится менее стабильным, или ребенок возвращается к режиму сна, который был у него в более раннем возрасте. Обычно это связано с беспокойством перед сном или более частым пробуждением ночью.
Хотя регрессии сна обсуждаются анекдотически, они редко появляются в научной литературе. Они могут быть связаны с более общей концепцией регрессии развития, в ходе которой младенец или ребенок регрессирует к более раннему состоянию развития. Исследователи предположили, что у младенца регресс развития может включать в себя то, что ребенок временно становится менее независимым, больше плачет, испытывает потерю аппетита, хочет больше физических прикосновений и испытывает проблемы со сном.
Что такое регресс сна
Регресс сна – это естественный этап развития ребенка. В период между тремя и пятью месяцами происходят глобальные изменения в организме малыша. Теперь ему нужна другая структура сна, возникает потребность в трех дневных снах с более четким графиком. В этот период формируются некоторые социальные и причинно-следственные связи. Ваш крошечный зайка становится взрослее.
До наступления регресса сон крохи был совсем иным. Малыш мог проспать 30 минут или 4 часа, а структура сна состояла всего из двух фаз: быстрой и медленной. Теперь ребенок спит уже почти как взрослый! Формируются биоритмы, которые разбивают сон на циклы от 40 минут до 1 часа. Меняется и структура сна. Сон ребенка уже состоит из трех фаз, которые отличаются глубиной, и фазы сновидений (фазы быстрого движения глаз или REM-фазы). Если действовать как прежде, то малыш может просыпаться в тот же момент, когда Вы положите его в кроватку, или вовсе не заснуть. Не стоит думать, что Вы просто не угадали со временем отхода ко сну, причины такого поведения крохи могут быть совершенно другими:
Новые биоритмы крохи не соответствуют установленному Вами режиму;
У ребенка сформировались ассоциации с условиями засыпания или Вашими действиями. В тот момент, когда циклы сна сменяют друг друга, малыш частично пробуждается. Если в это время кроха не чувствует помощи с Вашей стороны или условия его сна нарушены, то он наверняка проснется. Уложить его снова после такого пробуждения будет практически невозможно.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
У ребёнка регресс сна, если ….
- «бывает уложишь ребёнка днём спать после двух часов активной игры, отойдёшь выпить чай, вернёшься, а он лежит с открытыми глазами и улыбается».
- «малыш устал, кое-как укачала, уложила в кроватку. Поспал 10 мин и снова проснулся. Капризничает, что недоспал. А сам заснуть не может».
- «раньше ночью кормила один раз, иногда всю ночь спала без ночного кормления. А сейчас практически каждые два часа малыш ест».
- «мой малыш всегда спал крепко и по часам. И внезапно что-то сломалось…»
Признаки регресса сна:
- короткие сны (30-40 мин), которые появились внезапно;
- частые пробуждения во время долгого сна;
- малыш стал часто просыпаться ночью;
- для того, чтобы уложить ребёнка, нужно больше времени;
- привычные способы укладывания (укачивание или сосание) не помогают малышу быстро заснуть;
- из-за того, что ребёнку трудно заснуть, он может долго капризничать или просто не спать;
- ребёнок стал часто плакать;
- из-за недосыпа малыш возбуждён и склонен к истерикам;
- малыш стал чаще проситься на ручки;
- изменился аппетит: у ребёнка может повыситься или понизиться аппетит из-за резкого скачка в развитии.
Почему Происходит Регресс Сна?
Поскольку регресс сна младенцев не был задокументирован исследованиями, никто не может с уверенностью сказать, почему он происходит.
Регресс сна, скорее всего, произойдет непосредственно перед этапом развития, таким как обучение ползанию или стоянию. Некоторые предполагают, что растущий младенец может чаще просыпаться ночью в это время, потому что ему нужно больше пищи, чем обычно, или потому, что меняется его мозговая активность. Для понимания этой связи необходимы дополнительные исследования.
Другие факторы, которые могут временно повлиять на сон вашего ребенка, включают беспокойство о разлуке, путешествия. Эти неудачи, как правило, разрешаются естественным образом до тех пор, пока вы продолжаете придерживаться здоровых привычек сна.
Как повлиять на регресс сна в 3-5 месяцев?
Помочь более легко пережить регресс сна у грудничков в 3 месяца и минимизировать негативные последствия от бессонных ночей, призваны следующие рекомендации:
- В достижении основной цели – уложить малыша спать – хороши средства как проверенные родителями ранее, так и новые: засыпание с пустышкой, укачивание на руках, в коляске, пение колыбельных песен, включение успокаивающей музыки.
- Старайтесь избегать детских истерик. Не получается уложить ребенка сию минуту, попробуйте немного позже. Если карапуз категорически отказывается ложиться в баечку, не заставляйте его принудительно. Лучше прилечь вместе с ним на кровать и заодно отдохнуть самой, оставив важные дела на потом. “Выспанная мама – залог благополучного развития малыша.”
- Не пренебрегайте возможностью совместного отдыха. Тактильный контакт ласковых материнских объятий, постукиваний, поглаживаний успокаивающе действует на детскую психику.
- Будьте внимательны к малейшим признакам проявления усталости, сонливости у чада (потирание или закатывание глазок, зевота, капризность), дабы не пропустить наиболее оптимальный момент для засыпания. Иначе дитя может сильно разнервничаться или разгуляться еще больше, что затруднит дальнейшее засыпание.
- Предпочтительнее придерживаться одного и того же времени засыпания, тогда сонные ритмы будут более ровными, а отдых – спокойным и продолжительным. Детки легко входят в режим, поэтому позаботьтесь о проведении ежевечерних ритуалов, предшествующих засыпанию (купание с успокаивающими травами, массаж тела, кормление, укладывание, убаюкивание). Они будут сигналом детскому организму, что пора спать.