Рефлексы Бабинского, Галанта, Бабкина и Моро у новорожденного и таблица по месяцам

Как получить адекватные результаты

Чтобы получить адекватные результаты при проверке на эффект Моро, первый осмотр на предмет врождённой реакции проводят ещё неонатологи в роддоме. В дальнейшем родители могут сами в домашних условиях следить за поведением малыша.

Проводите проверку периодически в течение всего периода, когда должна сохраняться реакция — от рождения и до 6 месяцев. Но не увлекайтесь, пусть проверка будет периодической и не слишком частой — один раз в пару недель достаточно.

Посмотрите видео из Интернета о том, как неонатологи проводят проверку этого эффекта, видеоруководство поможет вам сделать всё правильно и не совершить ошибок при проведении. Кроме того, всегда учитывайте индивидуальные особенности малыша, его физиологическое состояние, время суток и степень его сытости.

Учтите, что данный рефлекс — это состояние испуга и стресса для крохи. Поэтому не пугайте его слишком сильно, слишком часто и понапрасну, иначе ребёнок вырастет пугливым, нервным, могут даже возникнуть патологии в функционировании его нервной системы.

Важно! Согласно исследованиям испуг, который испытывает грудничок во время проверки на эффект Моро, приравнивается к тому паническому страху, который испытывает взрослый человек при катании на американских горках

Что должно насторожить

Оценивая реакцию крохи, обращают внимание на выраженность рефлекторного эффекта: он слабый, нормальный или слишком яркий, появляется быстро или с опозданием, и т. п

Если были замечены отклонения от нормы, ребенка направляют на обследование. Насторожить должны следующие факторы:

Асимметрия. При проведении теста ручки откидываются не симметрично. Это плохой признак для любого рефлекса, поскольку свидетельствует о внутричерепной травме или проблемах с ЦНС. Асимметрия нередко наблюдается при неврологических синдромах, например, парезах. Можно сказать, что парез — это неполный паралич, при котором повреждаются двигательные пути нервной системы, в результате чего двигательная активность ограничена.

Спонтанный рефлекс. Выражен тем, что грудничок отводит ручки в стороны даже при отсутствии хлопка или какого-либо другого раздражителя. Это может указывать на развитие внутричерепного давления, поэтому обязательно проводят нейросонографию и другие обследования.

Отсутствие рефлекса встречается при поражении мозговой деятельности и выявляется еще в родзале. Нередко в таких случаях угнетены или полностью отсутствуют несколько рефлексов, а новорожденный имеет низкую оценку по шкале Апгар. Так может происходить при сложных родах, глубокой недоношенности, кислородном голодании плода.

Неполный рефлекс. Наблюдается, когда младенец слегка откидывает руки и указывает на развитие гипертонии. Специалист способен оценить порог рефлекса Моро. Чем он ниже, тем большая вероятность поражения ЦНС. У деток с нарушениями мозговой деятельности рефлекторная активность может долго не угасать.

При тяжелых мозговых нарушениях, а также при сбоях в работе центральной или периферической нервной системы рефлекторное повреждение будет не единственным симптомом. Ребенка дополнительно обследуют неврологи и неонатологи и, в зависимости от диагноза и от тяжести заболевания, назначают лечение. Часто в схему терапии входит курс массажа, способствующего снятию тонуса мышц, а также прием ноотропных препаратов, улучшающих мозговое кровообращение.

К счастью, в большинстве случаев рефлексы у маленьких детишек работают слаженно и не вызывают никаких опасений.

Особенности рефлекса
Норма или патология
На что еще обратить внимание
Почему изменяются рефлексы

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

  1. Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

  2. Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира — яркого света, холода или жары.
  3. Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь — это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Рефлекс моро у новорожденных: спонтанный

Молодых родителей, не знающих в подробностях особенностей физиологического развития новорожденных, беспокоят необычные жесты, встречные движения малюток на различные стрессоры.

Им представляется, что уход за младенцем состоит в кормлении, купании, прогулках и укладывании в кроватку.

На самом деле, новорожденные не меньше взрослых людей являются сложными организмами с целым комплектом безусловных рефлексов, которые помогают их выживанию и приспособлению к условиям окружающего мира.

К примеру, внезапный звук или стук заставляет ребенка вскидывать руки, будто обхватывая себя, вздрагивать во сне или даже громко заплакать. Это явление носит в медицинской практике название рефлекса Моро, а в быту – рефлекс испуга. Такая реакция свойственна только новорожденным, через несколько месяцев она бесследно проходит.

Свойства непроизвольного рефлекса

Первоначально особая реакция грудничка на резкий внешний шум была описана в начале ХХ века известным немецким педиатром доктором Э. Моро, поэтому ее назвали его именем.

Он провоцировал рефлекс Моро внезапным, резким и громким стуком по столу недалеко от головки ребенка.

Доктор объяснял это явление как первичное проявление врожденного инстинкта, при котором в момент испуга малыш, как будто хватает мать, чтобы она стала его защитой от опасности.

Нередко эта реакция самими медиками называется рефлексом испуга.

Затем все возвращается в привычное состояние: руки опускаются, а пальчики снова сжимаются в кулаки. Частенько этому непроизвольному рефлексу сопутствует громкий пронзительный плач. Такая реакция младенца является нормой и не должна вызывать тревогу у родителей.

Выявить рефлекс Моро у детей можно следующим образом:

  • сильным внезапным ударом по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15 см с любой стороны от его головы;
  • имитацией падения, опустив его на руках вниз на 30 см и снова подняв обратно в исходное положение;
  • выпрямлением его ножек и понятием таза.

Следует не забывать, что резко вскинутыми руками малыш реагирует на свои внутренние переживания. Как бы это ни показалось кому-то комичным, но грудничок в этот миг испытывает испуг, переживает падение и бессознательно, интуитивно старается спастись, хватаясь за мать. Автоматизм реакции вызывает перенапряжение, учащенное дыхание и сердцебиение, выработку адреналина.

Особенности рефлекса

У младенца, имеющего нормальный рост и вес, рефлекс Моро наблюдается примерно до 3 месяцев, затем он постепенно затухает, проходит и абсолютно исчезает к полугоду. К концу пятого месяца остаются только отдельные элементы этой реакции.

Срок этот индивидуальный, может колебаться в пределах нескольких месяцев. Если рефлекс Моро у грудничка не наблюдается в первые дни после рождения, то медики диагностируют нарушение – угнетение центральной или периферической нервной системы.

Реакция важна именно тем, что она устанавливает уровень развития, наличие или отсутствие аномалий в функционировании нервной системы грудничка, его приспособление к внешней обстановке.

Если она отсутствует с одной стороны, значит, реакция асимметрична, что служит мотивом обратиться к медикам.

Присутствующий рефлекс Моро у новорожденных подтверждает его благополучное приспособление в окружающем мире.

Проверить степень становления врожденного рефлекса у нормально развитого младенца можно дома, если учитывать определенные условия: его физиологию, самочувствие и специфическую возбудимость нервных процессов. Грудничок должен быть сытым, не переутомленным, выспавшимся, хорошо себя чувствовать.

Желательно осуществлять испытание в движении, в самое благоприятное время – утром, спустя 2 часа после завтрака. При оценке результата проявления рефлекса следует учитывать, как он выражается: сильно, типично, слегка или нулевой, а также время проявления – стремительно или с задержкой.

Есть и иные признаки.

Как проверяется реакция у новорожденного?

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают вверх, а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

https://youtube.com/watch?v=yLeNhiQlVyI

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности

Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:

  1. На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
  2. У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.

Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.

Предлагаем ознакомиться: Что такое преждевременное старение плаценты

Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком, именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы, то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития.

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!

https://youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Чем полезны (и полезны ли?) жареные семечки при беременности? Спросим у доктора!

Все о рентгене во время беременности расскажет эта статья.

Наверх

Желтуха (желтушка) новорожденных — чем опасна и насколько заразна?

Дакриоцистит новорожденных: лечить или «само пройдет»?

Шкала Апгар — пять критериев оценки здоровья новорожденного малыша

Кривошея у новорожденных. Основные симптомы и методы лечения

Коньюктивит у новорожденных: лечение и профилактика

Опрелости у новорожденных: как их предотвратить и чем лечить?

Гипертонус у новорожденных: не игнорируйте симптомы!

Физиологические рефлексы новорожденных и их значение

Рефлексы малышей и их значение

В представлении многих людей новорождённый ребёнок — это чистая доска, «tabula rasa». Собственно, некоторые учёные тоже придерживаются такого мнения, в частности, например, философ Джон Локк как раз и ввёл это понятие в обиход. Тем не менее испокон веков люди наблюдают за тем, что у детей даже первых минут жизни наблюдаются некоторые безусловные реакции, возникающие абсолютно у всех и проявляющиеся одинаково. Такие реакции называются врождёнными безусловными рефлексами.

Безусловные рефлексы — это своеобразный багаж приспособительных механизмов, с которым младенец появляется на свет

И пока детёныш не в состоянии сам позаботиться о себе, за него это может сделать матушка-природа.Важно!Смысл всех врождённых рефлексов заключается в том, что они выполняют жизнеобеспечивающую функцию и способствуют приспособлению ребёнка к окружающей среде

Сегодня в медицинской и акушерской практике врождённые реакции — это один из первых критериев, которые проверяет в роддоме сразу после рождения врач-неонатолог. Наличие рефлексов является нормой для всех новорождённых, а вот отсутствие какого-то из них, его слабая степень или асимметричность проявления могут уже в первые минуты после рождения помочь доктору заподозрить у крохи какие-либо отклонения в работе центральной нервной системы и сразу принять меры, дабы своевременно вылечить малыша от возможных серьёзных патологий. Неонатологи выделяют более десятка рефлексов, которые и подлежат проверке в роддоме. К тому же контроль за рефлекторной деятельностью младенца потом будет проводить патронажная сестра в первые недели дома и врач-педиатр в поликлинике в дальнейшем.

Некоторые из безусловных реакций являются временными и пропадают сразу же после рождения, так как были направлены именно на помощь малышу преодолеть процесс рождения. Другие рефлексы появляются в первые минуты и часы жизни, но через несколько месяцев (обычно до 3-4 месяцев или до конца первого года жизни) постепенно угасают, а потом и вовсе пропадают. А вот третьи рефлексы, наоборот, появляются только со временем.

Мамам будет интересно узнать: какая нормальная прибавка в весе, когда малыш начинает держать головку и самостоятельно переворачиваться на бочок, как увеличивается рост ребенка по месяцам, когда начинать первый прикорм грудного ребенка, а также прочитайте: как научить ребенка ходить на горшок, сидеть, ползать и разговаривать.

К основным врождённым реакциям грудничка относятся такие рефлексы:

  • сосательный — если в ротик малышу погрузить соску, сосок или кончик пальца, он начнёт совершать активные сосательные действия;
  • поисковый — если кончиком пальца слегка потереть уголок рта малыша, не касаясь его губ, то он повернёт головку в сторону прикосновения и опустит нижнюю губку как бы в поиске материнской груди. Обычно эта реакция исчезает примерно через полтора месяца после рождения;
  • хоботковый — если постучать легонько по губкам крохи, то он вытянет их вперёд в виде хоботка. Происходит это из-за сокращения круговой мышцы рта;

  • хватательный — если в ладошки крохи что-нибудь вложить, например, свои пальцы, то он непроизвольно крепко схватится, сжав ладошки в кулачки. Иногда рефлекс бывает так силён, что карапуза даже можно поднять в вертикальное положение, так крепко он держится;
  • Бабинского — попробуйте пальцем провести, слегка надавливая, вдоль стопы крохи, начиная от края пяточки и до основания пальцев. При этом пальчики малыша на ногах растопырятся в виде веера. А потом придавите на участок между вторым и третьим пальчиком — пальцы снова согнутся;

  • опоры — если, аккуратно придерживая головку, взять малыша подмышки и поставить вертикально на пеленальный столик, то кроха обопрётся на всю подошву, выпрямится, будто «стоит» на двух ногах;
  • автоматической ходьбы — это продолжение предыдущего рефлекса. Попробуйте «стоящего» малыша слегка наклонить вперёд, и он начнёт как бы «шагать» по поверхности, порой его ножки могут даже перекрещиваться, но это всё равно похоже на походку;
  • ползания Бауэра — заключается в том, что к ножкам малыша, лежащего на животе, прикладывают ладонь к обоим стопам и слегка надавливают. В этот момент малыш как бы упирается ногами в ладонь и отталкивается «ползая»;
  • и, конечно, эффект Моро, который у младенцев проявляется в виде специфической испуганной реакции на раздражающий фактор.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий