Почему ребенок в 1 год не слушается

Почему ребёнок не слушается

Родители часто спрашивают меня, как детского и семейного психолога: «Ребёнок не слышит, что я ему говорю», «С ним невозможно договориться», «Мой ребенок не слушается. Что делать?»

Чтобы разобраться с этим, нам нужно ответить на вопросы: Почему ребенок не слушается? Что он хочет вам этим сказать, чего добиться? Какие есть причины непослушания ребёнка? И как правильно реагировать в каждом конкретном случае?

В этой статье мы подробно и с примерами разберем 5 самых распространённых причин почему ребенок не слушается и что мудрый родитель может сделать в каждом конкретном случае, чтобы наладить с ним отношения.

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

Агрессивное поведение

Агрессия со стороны другого человека не понравится никому, ни взрослому, ни ребенку. Никто не хочет соглашаться с тем, что его права попираются, а он сам, как личность просто не существует. Зачастую люди, имеющие сильный характер, не умеющие сдерживать свои эмоции, считающие, что последнее слово только за ними, приносят агрессию в семью. Страдают от этого в первую очередь дети.

Психологически ребенок очень открыт и раним, потому не может выдержать всплеск эмоций и насилия. На подсознательном уровне он выстраивает защитный барьер. В его глазах папа или мама могут иметь на него влияние, когда исполнены любви, соучастия, желания вникнуть в ситуацию, объяснить. Если родители настроены на общение с ребенком только в приказном тоне, ребенок будет делать назло до тех пор, пока родители не изменят своего поведения и отношения к нему.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае

Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития

Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами

Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами

Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Список использованной литературы

  1. Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
  2. Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016. — 36 с.
  3. Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 160 с.
  4. Комзалова Т. А. Первая книга знаний. Москва: Издательство «Русич», 2016. – 48 с.

Почему дети не слушаются

Если ещё вчера вы называли сына или дочь своей гордостью, а сегодня перед вами непослушный, капризный ребёнок, случилось это не на ровном месте. Придётся проанализировать поведение (и своё тоже), чтобы понять причину таких изменений. Непослушание может быть вызвано:

  • недостатком родительского вниманияТот случай, когда взрослые не замечают побед и достижений маленького члена семьи, не живут его жизнью и увлечениями. Интерес с их стороны возникает, только если ребёнок в чём-то провинится: получит двойку по контрольной, устроит драку с одноклассником. Со временем у малыша формируется неосознанная привычка – спровоцировать раздражение взрослых, чтобы получить недостающую дозу внимания.

  • самоутверждениемПервые попытки испытать свою власть над родителями появляются уже в двухлетнем возрасте. И здесь очень важна правильная реакция: если мама поддалась на крики и требования малыша, этот номер он будет повторять снова и снова. Так, со временем, ребёнок станет жёстким манипулятором, который от слёз и истерик может перейти к более опасным угрозам. Не стоит втягиваться в эту игру, кричать, уговаривать и грозить наказаниями. Лучше отойти и  замолчать, а когда наступит тишина, спокойно обо всём поговорить.

  • местью за обидыЗадеть малыша очень легко. Достаточно отмахнуться от его рассказа, грубо отказать в покупке понравившейся игрушки, не пустить гулять с друзьями. Конечно, на это были причины, но, видимо, вы или не рассказали о них, или сделали это в не совсем корректной форме. Не удивляйтесь, что в следующий раз ребёнок назло вам не выполнит безобидную просьбу.

  • отсутствием мотивации в выполнении требованийНельзя раздавать приказы и ждать безоговорочного подчинения. Вы не в казарме, а у себя дома, с собственным ребёнком. Любое требование должно иметь логическое объяснение: «Убери игрушки, чтобы освободить место для новых игр» или «Ложись спать, чтобы набраться сил для завтрашней прогулки с друзьями». Когда малыш увидит пользу для себя, отказов станет меньше, а при правильном подходе они исчезнут совсем.

  • большим количеством запретовВо всём нужна мера. Ограничения ради ограничений неизбежно вызовут бунт. Сын или дочь перестанут слушаться, чтобы хоть как-то продемонстрировать свою свободу и доказать всем, что они – личности.

  • вседозволенностьюОбратная сторона медали, когда запретов и требований нет вообще. Позволяя ребёнку многое и не требуя ничего взамен, вы взращиваете избалованность. Вряд ли это поможет ему в будущей жизни.

  • отсутствием последовательности и принципиальностиУ каждого члена семьи есть свои обязанности. У детей они минимальны, но должны неукоснительно соблюдаться. Не убирайте за малышами игрушки (даже иногда), не собирайте школьный ранец, не мойте детские тарелки после обеда. Если вы что-нибудь запрещаете, идите до конца и не поддавайтесь на уговоры.

  • разногласием в методах воспитанияКогда мама и папа устанавливают разные требования, жди беды. Метание между двух огней в лучшем случае приведет к непослушанию, в худшем – к нервному срыву. Категорически недопустимо спорить в присутствии ребёнка, выясняя, что позволено, а что нет.

  • изменениями в семьеПоявление новорождённого, развод – эти события ребята переживают очень остро. В первом случае они испытывают ревность, а во втором – чувствуют брошенность, ненужность. Также негативно могут повлиять переезд, смена садика или школы.

Иногда юный озорник не слушается, грубит, кричит без какой-либо причины. Часто он так копирует стиль поведения взрослых, поэтому не стоит разговаривать с домочадцами на повышенных тонах. Следите за словами и контролируйте эмоции, чтобы подавать достойный пример подрастающему поколению.

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает

В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка

Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: “Я увидел машину, посмотри и ты на нее!”. Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Говорите «нет» как можно реже

Дети перестают реагировать на слово «Нет», когда слышат его слишком часто. Если родители запрещают одно, другое, третье, у ребенка не остается выбора и он начинает делать всё по-своему. Самое страшное, что кроха, привыкший жить среди запретов, не в состоянии оценить, когда родители говорят «Нет» на автомате, а когда предостерегают его от реальной опасности. Вчера было нельзя залезать в лужу, а он залез, и вышло очень весело. Сегодня нельзя выбегать на дорогу… а точно нельзя?

Если в вашей семье слова «Нет» и «Нельзя» уже превратились в пустой звук, нужно найти им замену. Например, «Стоп» или «Опасно».

Источники

  • Wagner R., Meißner J., Grabski E., Sun Y., Vieths S., Hildt E. Regulatory concepts to guide and promote the accelerated but safe clinical development and licensure of COVID-19 vaccines in Europe. // Allergy – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33887070
  • Al-Tammemi AB., Tarhini Z., Akour A. A swaying between successive pandemic waves and pandemic fatigue: Where does Jordan stand? // Ann Med Surg (Lond) – 2021 – Vol65 – NNULL – p.102298; PMID:33880181
  • Koweyes J., Salloum T., Haidar S., Merhi G., Tokajian S. COVID-19 Pandemic in Lebanon: One Year Later, What Have We Learnt? // mSystems – 2021 – Vol6 – N2 – p.; PMID:33879497
  • Przednowek T., Stacey C., Baird K., Nolan R., Kellar J., Corser WD. Implementation of a Rapid Post-Code Debrief Quality Improvement Project in a Community Emergency Department Setting. // Spartan Med Res J – 2021 – Vol6 – N1 – p.21376; PMID:33870002
  • Desilets J., Lee CS., Fang W., Hinkle DM. Mortality risk associated with endophthalmitis in West Virginia. // Int Ophthalmol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33861381
  • Monte-Soldado A., López-Masramon B., Rivas-Nicolls D., Andrés-Collado A., Aguilera-Sáez J., Serracanta J., Barret JP. Changes in the epidemiologic profile of burn patients during the lockdown in Catalonia (Spain): A warning call to strengthen prevention strategies in our community. // Burns – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33858713
  • Eubank JM., Burt KG., Orazem J. Examining the psychometric properties of a refined perceived stress scale during the COVID-19 pandemic. // J Prev Interv Community – 2021 – Vol – NNULL – p.1-14; PMID:33855930
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med – 2021 – Vol36 – N3 – p.260-264; PMID:33853696
  • Wang R., Zhong R., Liang H., Zhang T., Zhou X., Huo Z., Feng Y., Wang Q., Li J., Xiong S., Li F., Liang W., He J. Thoracic surgery and COVID-19: changes and managements during the pandemic. // J Thorac Dis – 2021 – Vol13 – N3 – p.1507-1516; PMID:33841943
  • Ogura Y., Gum JL., Steele P., Crawford CH., Djurasovic M., Owens RK., Laratta J., Brown M., Daniels C., Dimar JR., Glassman SD., Carreon LY. Drivers of in-hospital opioid consumption in patients undergoing lumbar fusion surgery. // J Spine Surg – 2021 – Vol7 – N1 – p.19-25; PMID:33834124

Разрешать или запрещать?

Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.

Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.

Диагностика и лечение атаксии

Чтобы выявить настоящую причину нарушенной координации у ребенка, детский невролог должен тщательно обследовать маленького пациента. После традиционных тестов и осмотра он направит его на следующие процедуры:

  • биохимические анализы мочи и крови;
  • КТ или МРТ;
  • УЗИ внутренних органов;
  • консультации других узких специалистов.

В зависимости от состояния ребенка и жалоб, спектр диагностических мероприятий может быть расширен. На основе полученных результатов обследования невролог сделает заключение, а потом назначить малышу соответствующее его состоянию лечение.

Сегодня для коррекции двигательных нарушений используются самые эффективные методы. Но при том всегда применяется комплексный подход. Это означает, что наряду с медикаментозными средствами используются: массаж, лечебная гимнастика, приемы мануальной терапии. Длительность восстановительного периода зависит от тяжести двигательных нарушений.

Родители должны понимать, что одних лекарств и лечебных процедур недостаточно для восстановления нормальной координации у ребенка. Результат реабилитации во многом зависит от их участия. Только любящие мамы и папы способны создать для своего малыша оптимально комфортные условия. Дети с ДЦП нуждаются в правильном питании и регулярных прогулках на свежем воздухе, с ними нужно общаться и вместе проводить досуг.

Нужны ли запреты

Воспитывая детей, невозможно обойтись без ограничений и запретов. Ребёнок, который не знает, что значит «нельзя», не научится контролировать свои желания и управлять своим поведением. Действовать по правилам и налаживать отношения с людьми он не сможет. Став взрослым, такой человек не сумеет почувствовать границ допустимого поведения. Он легко попадёт в дурную компанию и не сможет вовремя остановиться.

Вот почему с самого раннего возраста в семье должно существовать «нельзя»

Но принципиально важно, чтобы запреты были разумными и обоснованными. Категорическое: «Нельзя так делать!» может звучать только тогда, когда действия малыша опасны для него самого или наносят какой-либо вред окружающим.

Например, нельзя дёргать других детей за волосы или кидаться в них песком. Нельзя выбегать на проезжую часть и т.п. При этом нужно показывать малышу, как действовать можно: дёргать за волосы никого нельзя, а гладить по голове можно; кидаться песком нельзя, а сыпать его в ведро можно.

Важно создать не систему запретов, а условия жизни, в которых дети будут с удовольствием изучать окружающий мир, не вздрагивая от постоянных: «Нельзя!» Не хотите, чтобы крупа и мука были разбросаны – поставьте их повыше. Нельзя рисовать на обоях – повесьте огромный лист бумаги, на котором можно

Если хотите, чтобы в путешествии малыш не скандалил, вместо того, чтобы ругать его, заранее приготовьте игрушки, книжки, другие развлечения, которые его займут. А когда он устанет, разрешите встать с места, пройтись и т.п.

Возрастные особенности

Послушание всегда одинаково, а вот непослушание бывает разным, и его формы во многом зависят от возраста и темперамента. Подросток не будет топать ногами, как двухлетний малыш.  Он найдёт другой способ продемонстрировать нежелание выполнять требования. 

Малыши

В 2-3 года в сознании детей еще не выстроены границы между «я хочу» и «я могу». Отсутствие гармонии и внутренний диссонанс приводят к строптивости, упрямству, своеволию, а иногда и к деспотизму.

Для исправления ситуации можно:

  • сократить число ограничений;

  • позволить проявлять самостоятельность (но в меру);

  • выслушивать детское мнение, не осуждая выбор.

Несмотря на строгую позицию, нужно уметь показывать ребёнку свою любовь. Вы же не бросите его, если он нарушит запрет или требование.

Дошкольники

4-6 лет – довольно спокойный период. Капризы могут иногда случаться из-за болезни, ссор с друзьями, плохой погоды и испорченной прогулки, но они не длятся долго. Сложности может вызвать и чрезмерная мечтательность, которой особенно подвержены пятилетки. 

Чтобы избежать проблем в будущем, рекомендуем:

  • ограничивать время, проведённое за гаджетами;

  • записать дошкольника в развивающую студию, спортивную секцию или кружок;

  • очертить круг домашних обязанностей. 

Не забывайте участвовать в жизни ребенка: устраивать совместные прогулки, вместе играть, выполнять любимые ритуалы и просто дурачиться.

Младшие школьники

Первый класс – это время, когда рушится привычный детский уклад. Ребята пошли в школу, у них появились новые обязанности, полностью изменился режим дня. Такая психологическая ломка сильно ощущается в 7 лет. К восьми годам она теряет интенсивность, а к девяти сходит на нет. Потому и поведение бывает разным: одни играют на публику, паясничают, а другие, наоборот, замыкаются в себе. 

Чтобы пережить непростую ситуацию с минимумом потерь, нужно:

  • помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям;

  • не требовать от него слишком многого – посещения нескольких кружков, секций, отличного поведения и отметок, а ещё выполнения домашних обязанностей;

  • не заставлять насильно делать уроки – используйте игру, чтобы заинтересовать новоиспечённого ученика.

Обратите внимание на формирование социальных качеств. Ведь от того, как будут у школьника складываться отношения в обществе, во многом зависит комфорт будущей взрослой жизни. 

Средний школьный возраст

10-12 лет – период испытаний для девочек. Их поведение объясняется нестабильным гормональным фоном, потому вызвать вспышку негодования может любая мелочь, часто не связанная с родителями. Причинами становятся спор или ссора с подругой, безразличие мальчика, лишняя пара килограммов. 

Чтобы сохранить покой в девичьем царстве, попробуйте:

  • быть спокойными и не лезть с вопросами;

  • не накалять обстановку, демонстрируя возмущение или чрезмерную опеку;

  • попытаться понять, что происходит, понаблюдав за дочерью.

Подростки

Основные формы непослушания – игнор требований, в крайних случаях – крики, хлопанье дверью, плач. Если пробелов в воспитании нет, ничего страшного не случится. Срывы, конечно, будут, но не слишком часто. Да и объясняться они будут гормональными всплесками и стечением обстоятельств.

Чтобы урегулировать разгоревшийся скандал, нужно:

  • постараться понять причины поведения подростка;

  • внимательно выслушать его (если в семье царит доверие, он обязательно расскажет о своих чувствах);

  • помочь найти выход из сложившейся ситуации.

Психологи утверждают: смысл запретов и отказов (слов «нельзя» и «нет») дети понимают уже к 2 годам, поэтому не стоит оправдывать непослушание возрастом. Причина этого – ошибки в воспитании и родительские промахи.

Виды двигательных нарушений

  • Атаксия, так в медицинской практике называют нарушение координации, может развиваться на любом этапе развития ребенка.
  • Двигательные нарушения у грудных малышей можно определить лишь при постоянном наблюдении за их действиями. Например, малыш тянется к игрушке, но не достает до нее, он подносит ложку ко рту, но промахивается.
  • У детей 2-3 лет атаксия выражается чаще всего тоже в непопадании в цель. Детям с таким нарушением сложно выполнять точные движения, они не могут попасть пальчиком в пятно на одежде, дотронуться до носа куклы, у них неуверенная походка.
  • Мозжечковые нарушения встречаются у детей с врожденным недоразвитием мозжечка, а также при дегенеративных заболеваниях, переданных по наследству.
  • Нарушения координации движений можно обнаружить лишь у детей 2-3 лет, когда у них уже присутствую навыки самообслуживания. Дети с мозжечковыми нарушениями часто роняют предметы, они медлительны, им трудно застегнуть пуговицы и справиться со шнурками.

Стоит заметить, что способность удерживать равновесие у детей развивается аналогично навыкам крупной моторики, то есть в направлении от головы к ногам. У деток с ДЦП в той же последовательности закрепляется навык удерживать стабильное положение тела.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий