Какой возраст идеальный для первого похода в детский сад
Обычно родители отдают свое чадо в детский сад не тогда, когда нужно, а когда у них заканчивается возможность сидеть с ребенком дома, а чаще даже немного раньше, чтобы кроха успел пройти адаптацию к моменту их выхода на работу.
Понять такую логику несложно, ведь далеко не у всех есть под боком бабушки и дедушки, готовые прийти на помощь и нянчиться с внуками в режиме 24/7, да и услуги современных нянь обходятся в копеечку. Но если все-таки есть возможность, то лучше повременить, так как принцип «чем раньше, тем лучше» в случае с определением оптимального возраста для записи малыша в садик уж точно не работает.
Адаптация к детскому саду происходит у детей по-разному
По мнению психологов, адаптация в 2-летнем возрасте протекает сложнее всего, невзирая на то, что к этому моменту у детей еще, как правило, нет устоявших страхов. Если же подождать год, то ребенок становится более устойчивым к стрессам, которые неизбежны при попадании в детский коллектив и 5-дневном посещении дошкольного учреждения без родителей, да еще и почти на весь рабочий день.
Однако в 3 года появляется новая проблема, именуемая кризисом возраста, который также не самым лучшим образом сказывается на процессе адаптации в саду.
Так когда же можно смело доверить свое чадо воспитателям, чтобы можно было минимизировать стресс и получить от ДУ максимальную пользу? Ответ специалистов – 4-5 лет, причем по ряду причин. Во-первых, эта возрастная категория считается идеальной для быстрого и безболезненного привыкания к другим детям, воспитателям и новому дневному графику.
Во-вторых, обозначенный период считается лучшим для усвоения правил поведения в социуме. Ребенок в свои 4 или 5 лет буквально открыт миру и уже не так привязан к родителям, поэтому самое время проводить его плавную интеграцию в общество.
Ошибки родителей
Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.
Одна из самых частых ошибок – родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.
Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт
Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели
Отложить все дела
Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом
Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство
Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают – и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: адаптация к детскому саду у детей: видео с советами Комаровского
Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых – на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.
Когда нужно идти в детский сад
Чьи-то родители скажут, что 1,5 годовалую крошку уже можно отправлять в сад, другие будут тянуть до 6-летнего возраста. Мы уже выяснили, что детский садик – хорошее дело, но когда всё-таки его надо начинать посещать? Тут многое зависит от настроения ребенка, нравится ли ему там, или он идет туда, как на «аркане».
Нужно ли двухгодовалого ребенка отправлять в сад? Я отвечу – «Да», но только если в этом имеется явная необходимость. Родители бывают разные, одни готовы посидеть дома и отдохнуть от работы, другие же напротив, терпеть не могут домашний быт.
Адаптироваться в двухлетнем возрасте достаточно сложно. Как уговорить ребенка пойти в детский сад в таком возрасте? Наверняка многим знакомы крики с утра «Не хочу в садик». В течение первого года дети болеют намного чаще, при приеме на работу нужно не забывать говорить об этом с работодателем.
В трехлетнем возрасте у дитя начинается кризисный период развития. Конечно, трехлетки быстрее привыкают к садику, но адаптироваться также сложно из-за «кризиса трех лет». Тем не менее, трехлетний возраст – это нормальное время для того, чтобы ребенок пошёл в сад.
Оптимальным возрастом, многие называют, 4 года. На это есть несколько причин. В это время ребенок уже многое понимает, пытается рассказывать, прислушивается, выражает свои чувства. К тому же четырехлетние дети эмоционально стабильны и уравновешены, они легче адаптируются. Стоит отметить, что дети в возрасте от 4 до 5 лет активно усваивают правила, связанные с тем, как себя нужно вести. Еще одна весомая причина состоит в том, что 4-летние дети начинают многим интересоваться, активно общаются со сверстниками. В возрасте 5-6 лет пойти в садик немного сложнее.
Можно ли пропускать детский сад?
Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:
— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет. Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время
Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом
Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.
С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель.
— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.
Ошибка № 2: Долгое пребывание ребенка в садике
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой.
Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Советы психологов, как правильно приучить ребенка к садику
Когда в сад детки идут старше трехлетнего возраста, как правило, социально и психоэмоционально они уже готовы к таким переменам в своей жизни. Гораздо сложнее обстоит ситуация, когда мальчик или девочка идет в сад в двухлетнем возрасте, но это возможно лишь в тех садах, в которых есть ясельные группы. С другой стороны, есть и такие специалисты говорят о том, что маленькому ребенку легче привыкнуть к саду, чем более взрослому.
Если у вас нет возможности дольше оставлять своего сына или дочку дома, вам следует ознакомиться с рекомендациями, как приучить ребенка 2 лет к садику, которые дают детские психологи. Следующие советы придут на помощь и мамам, и папам:
1. Социализируйте малыша. Как утверждают психологи, хорошей подготовкой к детскому саду является расширение круга общения малыша. Особенно эту рекомендацию следует соблюдать мамам, которые не получают ежедневной помощи от бабушек и дедушек. Для этого необходимо чаще оставлять малыша с другими родственниками или друзьями.
2. Поднимайте «авторитет» детского сада. Не стоит пугать малышей детским садом, говоря, что его там научат дисциплине или хорошему поведению. Наоборот, родители, которые в ближайшее время планируют отдать своего сына или дочку в дошкольное заведение, должны заинтересовать кроху, рассказав, как весело там проходят праздники и игры с детьми.
3. Узнайте питание детского сада и познакомьте с ним малыша. Заранее приучайте ребенка к питанию, которое будет в саду. Известно, что многие дети поначалу даже отказываются от еды, поскольку дома мама кормит их другой пищей. Кроме того, что такой подход избавит вашего кроху от голодания, а вас от переживаний, еда будет ассоциироваться у него с домом.
4. Разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. Это один из наиболее эффективных и часто применяемых способов, как приучить ребенка к садику в 2,5 или 3 года. Взяв с собой своего любимого друга, малыш уже не будет чувствовать себя одиноко после ухода мамы.
Хорошая мотивация – неплохой вариант, как приучить ребенка к садику в 3 года быстро и без слез. В этом возрасте с детьми уже можно вести полноценный диалог, ведь они уже хорошо понимают родителей.
Если ваш малыш с трудом привыкает к новым социальным условиям, пойдите на компромисс: скажите, что в конце дня, если он не будет плакать, а будет послушным мальчиком или девочкой, вы вместе погуляете, покатаетесь на роликах или поиграете в любимую игру.
Однако откажитесь от распространенной ошибки, которую допускают многие взрослые, желающие избавить себя от трудностей детской адаптации к саду. Никогда не покупайте ребенку игрушки или сладости лишь за то, что он ходит в детский сад. Вы можете купить их просто так за хорошее поведение, но стоит лишь раз пообещать покупку за посещение сада, такие условия ребенок будет ставить каждый день.
Затянуть процесс адаптации могут такие факторы:
- страх перед незнакомыми людьми;
- большая зависимость от мамы;
- конфликты в семье;
- нервные нарушения у детей.
Одним из важных моментов, как приучить ребенка к детскому садику , является умение малыша обслуживать себя. Прежде чем вести сына или дочку в дошкольное учреждение, обязательно научите его следующим вещам:
- пить из чашки;
- самостоятельно есть;
- ходить на горшок;
- уметь одеваться или проявлять к этому процессу интерес.
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица
2 года | 3 года |
Малыш боится смены окружающей обстановки и режима.
Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно.
Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома
Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик
Негативный опыт первого посещения детского садика.
Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
Ребенок психически не готов к детскому саду.
Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
Переизбыток впечатлений.
Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
Негативное отношение к ребенку персонала.
Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.
На пути к взрослению
Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.
Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.
- Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
- Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
- Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.
Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?
Что хочет сказать ребенок своей истерикой?
Детский психолог, семейный психотерапевт
Воспитание детей
Стал чаще болеть
Учащение заболеваний нормально при посещении садика.
- Малыш сталкивается с большим числом вирусов.
- Возможны психосоматические реакции, когда ребёнок не хочет ходить в садик и неосознанно заболевает.
- Также может наблюдаться регресс, который проявляется в формах поведения, присущих более раннему возрасту. Как, например, просьбы покормить дочку. Здесь прослеживается такая связь: «маленькие не ходят в садик, я маленькая, значит, я не буду ходить в садик». Возможно, вы обсуждали, что она уже большая девочка и будет ходить в садик. Сейчас не стоит настаивать и заставлять её всегда есть, иногда лучше и покормить девочку. Небольшие уступки со стороны родителей нормальны.
О глобальных задачах
Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова, в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:
- развитие собственного, отдельного от других «Я»;
- развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
- развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
- развитие способности делиться с другими по доброй воле;
- развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
- понимание своих чувств и чувств других людей;
- умение следовать устным указаниям;
- разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
- формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
- умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.
«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.
Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.
Эксперты:
Мария Суворова
Владимир Дернов
Егор Борисов
Светлана Бояринова
Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад
Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.
Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:
- нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
- некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
- желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
- нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
- категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.
Также психологи утверждают, что начинать водить карапуза в сад нецелесообразно ранее достижения 3-х летнего возраста. В два года дети не умеют играть вместе, им неинтересно со сверстниками, потому карапуз будет проситься к маме. И если нет объективной причины ходить в садик с 2-х лет, лучше это начинать делать после 3-х.
Почему плачет
Сама по себе ситуация абсурдная — ребенок живет в комфорте с любимыми людьми, о нем заботятся, ухаживают, он самый умный, красивый и любимый. А потом его приводят к незнакомой тете, у которой еще 25 таких. Оказывается, что он не умеет быстро одеваться, держать ложку и даже вытирать попу. Взрослый тоже растеряется, если у него права категории В, а его вдруг посадят за штурвал самолета!
Легко не будет. Можно пустить все на самотек и игнорировать слезы, надеясь на «адаптацию», но, поверьте, гораздо проще быть внимательнее к ребенку 1 месяц, чем выработать у него стойкую антипатию сначала к садику, а потом и к школе!
Своим плачем малыш не хочет разозлить маму, не пытается манипулировать — это неконтролируемый выход эмоций.
Ему хочется спать, играть с любимой игрушкой, которая осталась дома, а еще быть с семьей. В его голове не укладывается, что все на работе — вдруг он в садике пропускает все самое интересное?
Я постоянно вижу внутреннюю борьбу в глазах моих малышек, их сомнения, насколько это правильно — быть в детском саду. Сложно объяснить младшей, почему большинство детей утром орут и просят маму, если детсад — это нормально.
Приходится списывать это на маленький возраст, непонимание детей, их страхи. Помогает эмпатия — я объясняю, что малыш боится, что его не заберут, что ему сложно быть без мамы из-за того, что он не умеет одеваться или играть с другими детьми. Мы разбираем страх другого ребенка, и это помогает ей справиться со своими сомнениями.
Наиболее популярные вопросы
Как понять, что ребенок не готов к садику?
Несобранность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность и неумение строить коммуникацию со сверстниками – вот те сигнальные маячки, наличие которых может отсрочить запись ребенка в ДУ
Важно помнить, что в государственном учреждении никто не будет уделять малышу столько же внимания, сколько его родители, поэтому на момент поступления он должен ходить на горшок, уметь самостоятельно есть и одеваться, а также не бояться других детей и взрослых.
Стоит ли отказаться от посещения сада, если ребенок все время плачет?
Отказываться от посещения ДУ стоит только в том случае, если для этого действительно есть веская причина. Во всех остальных ситуациях сад можно просто сменить на новый, подыскав более внимательных и отзывчивых воспитателей и маленькие группы, где детям будет уделяться максимум внимания.
Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными
Когда нужно начинать подготавливать малыша?
Подготовку ребенка к саду следует проводить заранее – в идеале за 6-8 месяцев до первого посещения
Естественно, выработка режима должна осуществляться максимально плавно и безболезненно, чтобы не вызвать внутренний протест крохи и его пренебрежение к дисциплине в любых ее проявлениях.
Важно помнить, что своевременная и качественная подготовка является залогом успеха, и если родители отнесутся к этому вопросу с максимальной ответственностью, то адаптация уж точно не растянется на месяцы. Если же даже спустя полгода ребенку будет тяжело, то впору задуматься о более щадящей альтернативе, в качестве которой могут выступать различные кружки и школы раннего развития
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
Ошибка №1 — Исчезновение родителей
В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.
Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди – для ребёнка это шок. Ведь потерять маму — это один из главных детских страхов.
Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.
Избежать проблем с походами в детский сад не сложно — нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.
Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.
Решение уже имеющихся проблем
Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.
ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок не ест в садике?
Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.
Что делать, если постоянно плачет и не желает идти?
Рассмотрим, что делать, если маленькая девочка или мальчик не хочет идти в детский садик и постоянно плачет.
- Самое главное – успокоиться взрослым.
- Ребенка нужно обязательно выслушать, не отмахиваться словами, что все это ерунда. Это для взрослых садик – нормальное явление, для ребенка же – целая новая эпоха в жизни, а ко всему новому нужно привыкнуть, что часто сопровождается стрессом.
- Можно попробовать поискать вместе с ребенком положительные стороны посещения садика. Например, там много новых игрушек или красивая детская площадка.
- Психологи часто рекомендуют для более легкого расставания ребенка и родителей придумывать прощальный ритуал. Кто-то оставляет малышу поцелуй в ладошке, кто-то проговаривает знакомое четверостишье – каждый придумает тот вариант, который ближе ему.
- Можно отнести в садик знакомое постельное белье, если воспитатель даст разрешение. Так малышу будет комфортнее оставаться на дневной сон в группе. Нередко воспитатели в период адаптации сами просят родителей принести из дома игрушку, с которой ребенок обычно засыпает.
- Чтобы не нервничать из-за долгих сборов утром, вставайте на 15 минут раньше.
- Вкусный завтрак, который любит малыш, – еще одно обязательное условие. В первое время ребенок будет отказываться от еды в саду, а голодные дети быстрее устают.
- Нужно чаще напоминать ребенку о времени и режимных моментах дома, чтобы это вошло у него в привычку.
- Провожать малыша в садик обязательно нужно в хорошем настроении. Никаких драматических сцен! Хорошо, когда в садик ребенка отводит папа. Мужчины меньше склонны реагировать на истерики и слезы.
Выяснение причин и решение проблемы
Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.
- Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
- Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
- Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
- Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
- Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
- Если же у вашего ребенка имеются проблемы с речью, то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
- В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
- Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
- Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
- Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
- Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
- Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.