Что делать, если ребенок не ест в детском саду

Почему нельзя кормить против воли

Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве. 

Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям.

Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм.

Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются.

В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют. 

Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды. 

Работа воспитателя в ясельной группе

Возраст детей — 2-3 года.

В список обязанностей воспитателя в ясельной группе детского сада, помимо общих (их мы разбирали в подробной статье о профессии) может входить помощь в докармливании малышей, обучение простейшим физическим упражнениям и организация мероприятий по укреплению здоровья (совместно с медсестрой или врачом).

Одна из самых важных и вместе с тем трудных задач на этом этапе — помощь в адаптации и социализации. Все дети, которые попадают в ясельную группу — новички в детском саду, поэтому период адаптации проходит каждый из них. Сложность в том, что дети раннего возраста обычно очень сильно привязаны к маме и вместе с тем не нуждаются в общении со сверстниками. Они тяжело привыкают к новым социальным условиям, их пугает непривычная обстановка, незнакомые дети и взрослые. Некоторые малыши с трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: они капризничают, плачут, кричат, игнорируют попытки воспитателя увлечь их игрой, потешками и пр.

Средний срок адаптации ребенка в ясельной группе — 7-10 дней. Но всё индивидуально: у некоторых детей он длится до 1,5 месяца, и есть даже малыши, которые не привыкают к детскому саду совсем — об этом мы рассказывали в статье об адаптации и социализации.

Чтобы этот период прошел гладко и не привел к негативным последствиям (неврозы, снижение иммунитета из-за стрессов и пр.):

  • Попросите родителей или опекунов позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался. Недостаток сна усиливает стресс и может стать причиной истерики, плаксивости.
  • По возможности попросите ввести дома такой же распорядок, как в детском саду, за 1-1,5 месяца до прихода ребенка в ясельную группу.
  • Позвольте маме малыша в первое время ненадолго оставаться в группе.
  • Если у ребенка есть любимая игрушка, разрешите брать ее с собой — «кусочек дома» будет его успокаивать. Но эту меру можно использовать только во время адаптации — домашние игрушки часто становятся поводом для ссор и конфликтов между детьми, а иногда даже объектом шантажа («я дам тебе свою игрушку, если ты…»).
  • Любое ваше общение с ребенком должно сопровождаться улыбкой, проявлением заботы. Все прикосновения должны быть нежными, интонации — ласковыми.
  • Во время утреннего приема всегда будьте приветливы, общайтесь не только с родителями, но и с ребенком, даже если он не реагирует на ваши слова и жмется к маме. Можно включить веселую детскую песенку — это поднимает настроение, снижает стресс.

Работа в ясельной группе требует от воспитателя огромного терпения, способности добиться доверия малыша и расположить его к себе

Важно постоянно быть в контакте с семьей ребенка — в одиночку вы не добьетесь результата

Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Педагог раннего развития

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6600 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям

Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи. Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы — за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Отказ от еды после окончания адаптационного периода

Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:

  • ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
  • у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
  • еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
  • малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.

Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.

Способы решения проблемы

Какие решения нужно принять?

  1. Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
  2. Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
  3. Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
  4. Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
  5. Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.

Как уговорить покушать?

В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.

Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.

Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.

Почему дети не хотят в сад

Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.

Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.

Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).

Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:

  1. Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
  2. Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
  3. Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
  4. Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
  5. Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
  6. Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
  7. В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё; 
  8. Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
  9. Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.

Что делать, если малыш не ест в садике

  • Не заставляйте малыша кушать насильно и не ругайте его. Это может только усугубить ситуацию и напугать кроху;
  • При первом походе в садик или переходе в новый подождите, пока кроха привыкнет. Вскоре он сам начнет кушать;
  • Попросите воспитателя посадить ребенка за столик или рядом с малышами, которые быстро и хорошо кушают. Наблюдая за такими детьми, возможно он начнет подражать им;
  • Если малыш съел что-то в детском саду, обязательно похвалите его;
  • Готовьте дома подобные и примерные блюда, что дают в садике. Пусть малыш привыкает к такой пище;
  • Обязательно научите грудничка обращаться со столовыми приборами и посудой, кушать ложкой и пить из чашки без помощи взрослых;
  • Не кормите малыша перед выходом из дома и не давайте в дорогу конфеты, печенье, фрукты и другой перекус;
  • Приучайте грудничка быть благодарным людям, которые приготовили для него еду. Постарайтесь объяснить крохе, что отказ от пищи станет неуважением к повару и очень обидит его. Из-за хорошего и правильного воспитания ребенок не станет отказываться от предложенной еды;
  • Готовьте домашние блюда вместе с ребенком. Пусть он научится уважать труд повара. Обязательно похвалите кроху за старания;
  • Не забирайте ребенка из садика раньше, чтобы покормить дома;
  • Не зацикливайтесь на проблеме, не устраивайте допросы и не ругайте малыша. После садика можно поинтересоваться, чем сегодня кормили, и что ребенок съел, не более того.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:

Подъем рано утром в одно и то же время.

Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.

Новая среда общения.

Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.

Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.

То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда

Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.

Отсутствие режима дня дома

До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.

Другие возможные причины

Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.

Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.

Правила поведения для сказочного Деда

Если вы все же решили, что Дед Мороз будет приглашен в ваш дом, обязательно переговорите с ним заранее и дайте ему четкие инструкции. Для всех очевидно, что Дед Мороз должен быть трезвым, но еще он должен быть не слишком громогласным, не делать резких движений и не приближаться к ребенку сразу, как только войдет в дом. Идеально, если Дед Мороз, войдя, сразу сядет, чтобы не подавлять малышей своими размерами. Маленькие дети очень чувствительны к тактильному контакту. Поэтому Дед Мороз не должен трогать их руками. Захочет ребенок – сам подойдет и подержится за огромную рукавицу.

Фото: Shutterstock

Не нужно настаивать на том, чтобы ребенок проявлял активность, читал стихи и отгадывал загадки. Трехлетний малыш может быть к этому не готов. А вот 5-6-летние дети способны развлекать Деда Мороза часами. Правильный Дед Мороз должен уметь приспосабливаться к любому развитию событий и менять сценарий на ходу.

Не делайте из еды культа!

В период адаптации к детскому саду – а его продолжительность может быть от двух недель до полугода! – у ребенка нередко падает аппетит. С первых дней он отказывается от садичной еды. Это не повод для беспокойства. Даже у детей, сразу принявших новую жизнь с радостью, пребывание в садике связано с нервным напряжением. Что уж говорить о детях с тонкой душевной организацией: они постоянно оглядываются. Сравнивают. Задумываются, уходят в себя. Ищут защиту. Им сложно сконцентрироваться на тарелке, чувство голода подменяется стрессовыми ощущениями. Организм включается в процесс адаптации и экономит энергию, не разрешая самому себе истощаться по мелочам. Ребенку попросту требуется мало еды на первых порах: он питается впечатлениями

Дайте ему спокойно адаптироваться, не заостряйте внимание на еде. Возможно, дома он питался совсем иначе, и ему необходимо привыкнуть и к новому рациону

Детские диетологи замечают, что дети не привыкли к здоровой еде. Они отвыкают от нее с самого раннего детства с помощью родителей. В большинстве случаев садичное меню вполне соответствует потребностям здорового ребенка, а вот домашнее стоит строго пересмотреть. Ребенок не должен кушать много. Он должен кушать разнообразно. Если вы считаете, что ребенок в садике плохо ест – примените хитрости. Например, попросите его, чтобы он в садике ел «немножко», «чуть-чуть». Не умоляющим тоном, а как бы само собой. В некоторых случаях это срабатывает. Ребенок понимает, что от него не ждут подвига чистой тарелки и расслабляется. И, чаще всего, ему и не нужно порции больше чем 4-5 ложек супа. Неустанно контролируйте подход воспитателя (или нянечек) к ребенку-малоежке во время еды: они тоже могут допускать педагогические ошибки, приводящие к потере аппетита.

Если адаптация давно позади, а ребенок все еще недоедает в садике, отказываясь от всего подряд (если только от завтрака или ужина – это нестрашно и не ведет к фатальным последствиям) – скорее всего, причины кроются в неблагополучной атмосфере, нежелании посещать детский сад. А может, ребенка беспокоит нечто, происходящее в семье. Все случаи индивидуальны. Здоровый ребенок обязательно чувствует голод после расхода энергии (прогулка, занятия, подвижные игры). Если у него совсем не возникает этого чувства, происходит постоянная подмена: либо мешает стресс (давление со стороны сверстников или воспитателей), либо нужно разбираться с состоянием здоровья. Не бывает такого, чтобы ребенок истощал себя скудной едой, и это никак не отражалось на его здоровье. Если вам кажется, что ваше садичное дитя недоедает, но при этом ребенок активен, не сонлив, нечасто болеет – скорее всего, вам все только кажется. У детей еще сильны инстинкты самосохранения: они не оставят себя голодными во вред самим себе.

Как не «объесться» праздниками?

«Родителям стоит помнить, что то, что им самим кажется интересным и увлекательным, может совсем не подходить их детям, особенно самым маленьким, – говорит детский и семейный психолог Галина Тихонова. –.Даже просто принять гостей в доме – это стресс для детской психики. Тем более – пойти в неизвестный дом, где кроме мамы и папы ребенка окружает много чужих людей, пусть и самых приветливых, но нарушающих детскую потребность в приватности».

Для малыша до трех лет, да и для многих детей постарше стрессом может быть все, что не соответствует их привычной картине мира. Поэтому новогодних праздников не должно быть много.

«Следует внимательно следить за состоянием ребенка. Если он перевозбужден, плохо спит или капризничает, значит, все последующие праздничные мероприятия лучше отменить», – говорит психолог.

Но в целом утренники в детском саду и младшей школе – это хорошая традиция. «Проведение утренника усиливает социализацию ребенка, участие в играх и костюмированных представлениях развивает воображение и навыки общения. Подарки доставляют радость и позитивные эмоции, – говорит психолог-психотерапевт Андрей Смирнов. – Утренников для дошкольников не должно быть слишком много, чтобы не притупилось ощущение праздника, которого долго ждешь».

Итак, причина послесадичного голода, СВЯЗАННАЯ с едой:

Обед и ужин не соответствуют потребностям ребенка, они слишком легкие или нелюбимые. Бывает, что ужин дают слишком рано, и ребенок по дороге домой успевает проголодаться, особенно если дорога равна прогулке. Пообщайтесь с воспитательницей: возможно, ему нужна добавка или меню подлежит коррекции (в том случае, если садик частный). Спросите, как дети ведут себя во время еды, нет ли отвлекающих факторов. Простой, но очень распространенный пример из жизни: один ребенок сбивал всех остальных, выкрикивая во время еды «не хочу!», отталкивая тарелку. Не бойтесь контактировать с воспитателем, нянечками, медсестрой, заведующей – всеми, кто к этому располагает. Этих людей (если они получали соответствующее образование) учили индивидуальному подходу к детям с пониженным и повышенным аппетитом, есть специальные педагогические методики, которые легко забываются в ежедневной рутине, но к их применению необходимо взывать.

Адаптация к детскому саду

Часто от еды отказываются детки, которые только пошли в садик. Нарушение привычного ритма жизни и продолжительная разлука с родителями, новое окружение и правила вызывают стресс у каждого ребенка. Особенно у малыша, который до этого не испытывал самостоятельности и не контактировал с другими детьми. Из-за этого может повыситься капризность и нервозность, появятся отказы от еды и конфликты со сверстниками. Некоторые детки замыкаются в себе и тоже перестают кушать.

Ребенка может пугать страх перед неизвестностью. Кроме того, из-за переизбытка впечатлений, новых событий, эмоций и впечатлений детская психика еще может не справиться. Крохе может не понравиться строгость воспитателей и большое количество запретов. Кроме того, теперь он должен многие вещи делать самостоятельно.

Почему ребенок не ест в детскому садике

Чтобы найти решение, важно выяснить, почему ребенок не ест в детском саду. Наиболее распространенной причиной является адаптационный период, когда малыш только начал ходить в садик

В первое время он должен привыкать к новым условиям и разлуке с мамой, в результате чего испытывает сильный стресс. Часто ребенок плачет, капризничает и отказывается от еды. В данном случае нужно помочь малышу адаптироваться к новым условиям. Как это сделать, мы рассмотрим ниже.

Вторая причина – ребенок не привык пище, которой кормят в детском садике. В новом месте он столкнется с разнообразием блюд, среди которых будут и новые. Кроме того, в садике вряд ли будут давать любимую еду крохи

В данном случае важно разнообразить домашний рацион ребёнка и включить блюда, которые дают в садике

Если дома не установлен определенный режим дня, это негативно скажется на поведении и желаниях ребёнка. Если здесь он может сесть кушать, когда захочет, в садике так сделать не получится. Обязательно приучайте ребенка к распорядку дня и кормите после пробуждения не позднее 1-1,5 часа, обед и ужин давайте каждый день в одно и то же время. Со временем выработается условный рефлекс, и кроха начнет сам просить кушать в определенный момент.

Если ребенок поел дома перед садиком, там он уже не захочет кушать завтрак. Поэтому не кормите малыша перед выходом, чтобы он проголодался. Не давайте ребенку с собой конфеты и печенье, чтобы он не перебил аппетит.

Иногда отказ от еды – манипуляции со стороны ребенка, чтобы вызвать жалость, чтобы не ходить в садик или, чтобы родители забрали пораньше. Ведь он знает, что мама и папа будут переживать, что кроха остается голодным. В результате они забирают чадо из садика пораньше или вовсе иногда разрешают туда не ходить.

В этом случае важно поговорить с малышом и объяснить, что поход в садик необходим и это его “работа”. Не потакайте капризам и соблюдайте режим! Подробнее, что делать, если ребенок не слушается, постоянно капризничает и использует различные манипуляции, читайте здесь

Еще одной причиной, когда ребенок не хочет есть, может стать заболевание. При начинающейся простуде, гриппе или ОРВИ, аппетит значительно снижается или вообще исчезает. Кроме того, у крохи может болеть живот, наблюдаться расстройство пищеварения и нарушение стула, рвота или тошнота. В данном случае малыш ничего не ест, но каждое заболевание сопровождается и другими симптомами

Поэтому обратите пристальное внимание на состояние малыша

Ребенок не ест в садике: советы специалистов

Известный врач-педиатр Евгений Комаровский утверждает, что если ребенок не ест, значит, он еще не проголодался. Лучшее, что могут сделать воспитатели и родители для профилактики такого явления – дать «нагулять аппетит». Активная прогулка, подвижные игры, мыслительная деятельность, общение со сверстниками – лучшие способы «спровоцировать» появление аппетита. 

По мнению педиатров, отказ от еды во время болезни – распространенное и вполне естественное явление, поэтому волноваться на этот счет не нужно. Единственное, на чем нужно настаивать, – это употребление достаточного количества жидкости, особенно чистой воды. 

Если ребенок не ест в садике или дома какие-то определенные продукты, специалисты рекомендуют использовать следующую схему: предлагать продукт до десяти раз с перерывом в месяц. То есть родители предлагают, например, морковь в свежем виде. Если получают отказ, предлагают морковные оладьи. Если снова отказ, то можно смешать морковное и картофельное пюре. Можно предпринять до десяти таких попыток, после чего отложить решение вопроса на месяц и попробовать снова. Не стоит забывать и о том, что пищевая ценность некоторых продуктов идентична, поэтому, если не нравится что-то одно, можно попробовать аналог. 

При сбалансированном пятиразовом питании отказ от завтрака – не критичное явление, поскольку к обеду дети все равно проголодаются и что-то съедят. Однако, когда ребенок в садике ничего не ест в принципе, и при этом вы замечаете признаки ухудшения его состояния (выпадают волосы, кожа стала сухой, нарушился стул, сильный недобор веса), стоит проконсультироваться со специалистом. Такой отказ может быть симптомом какого-то заболевания или дефицита важных микроэлементов. 

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Квалификации:

  • Воспитатель детей дошкольного возраста
  • Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным  развитием с отклонениями в развитии и с сохранным  развитием
  • Преподавание в начальных классах

Отказ от еды после окончания адаптационного периода

Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:

  • ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
  • у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
  • еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
  • малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.

Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.

Способы решения проблемы

Какие решения нужно принять?

  1. Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
  2. Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
  3. Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
  4. Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
  5. Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.

Как уговорить покушать?

В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.

Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.

Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий