Ребенок меня не слышит: что делать?

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Из-за чего бывает чувствительность к звукам

Возрастная гиперчувствительность. Частая причина чувствительности к звукам — просто возраст. Ребенок не выдерживает большого количества информации извне, но постепенно привыкает к звукам, учится их различать и реагировать только на важные.

В этом случае специальное лечение не нужно. Чтобы облегчить жизнь ребенку, избегайте неприятных звуков, попробуйте звукоизолирующие наушники, беруши.

Врожденная особенность слуха — гиперакузия. Существует диагноз «гиперакузия» — врожденная острота слуха, которая не проходит со временем. В детском возрасте чуткий слух вызывает у ребенка испуг, непонимание, истерики.

Данный диагноз ставит врач-аудиолог.

Расстройства аутистического спектра. Если аудиолог не выявил гиперакузию, чувствительность к звукам — скорее всего часть расстройства аутистического спектра (РАС). Дети с РАС обладают повышенной чувствительностью — к звукам, цветам, тактильным ощущениям, вкусам.

Вот симптомы, которые помогут родителям заподозрить РАС:

у ребенка строгие предпочтения в одежде: он отказывается носить одежду с рукавами, одежду не из хлопка, жалуется на ярлыки на одежде или грубые швы
ребенок обращает внимание на консистенцию еды: не ест кашу, если она слишком густая или слишком жидкая
хронически не чувствует положение своего тела в пространстве, наступает окружающим на ноги, натыкается на людей, не держит равновесие
реагирует истерикой на крохотные ранки или порезы, не выносит прикосновения прохладных рук

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры

Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером

И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Диагностика и лечение

Для того, чтобы определить нарушение слуха и его причину, специалист проводит различные диагностические тесты, в основе которых лежит оценка реакции на звуковой сигнал. В зависимости от возраста ребенка врач может провести следующие обследования:

  • аудиометрия с визуальным эффектом (от 6 мес-2,5 лет);
  • игровая аудиометрия с использованием наушников (1,5 г -5 лет);
  • тональная пороговая аудиометрия (с 4 лет);
  • тимпанометрия позволяет оценить анатомические структуры уха (с рождения);
  • исследование костной проводимости, которое позволит проверить звукопроведение.

На основе полученных результатов отоларинголог порекомендует соответствующее лечение. Напомним, обратимые аномалии слухового аппарата успешно лечатся:

  • медикаментозно;
  • хирургически;

Необратимые нарушения слуха корректируется при помощи слуховых аппаратов или кохлеарных имплантатов.

Резюмируя вышесказанное, мы призываем калининградцев быть бдительными и при первых подозрениях на снижение слуха у ребенка обращаться в нашу клинику для проведения специализированного медицинского обследования.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Когда ребенок в принципе готов заговорить

Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.

Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.

С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия. 

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Причины возникновения заложенности ушей

Причин, способных привести к подобному состоянию, достаточно много. Самые распространённые факторы:

  • Перемены в атмосферном давлении. Это один из наиболее распространённых факторов, возникающих при полете в самолёте, погружении на глубину и поднятии в горы. Обычно показатели давления в барабанных перепонках находятся в определенных пределах, а при резких перепадах в атмосферном давлении среднее ухо не справляется с его выравниванием. Подобное влияние приводит к появлению жалоб у ребёнка на заложенность уха без болезненных ощущений. Такое состояние бывает кратковременное, либо отмечается в процессе всего полёта. Когда атмосферное давление приходит в норму, этот признак исчезает.
  • Наличие евстахиита – катарального воспалительного процесса в евстахиевой трубе, сопровождающегося заложенностью уха. Риск данной патологии заключается в том, что слух постепенно ухудшается. В медицине эта болезнь ещё называется тубоотитом, сальпингоотитом, туботимпанитом. Причина развития такого заболевания кроется в проникновении патогенных микроорганизмов из респираторной системы или носоглотки в полость слуховой трубки. Подобное явление обычно наблюдается на фоне гриппа, ангины, фарингита, ринита, синусита, аденоидита. Чтобы снизить опухание слизистых оболочек в евстахиевой трубе, показано использование сосудосуживающих (назальных капель) и антигистаминных средств. Также рекомендовано использование физиотерапевтических процедур. Когда острые явления в носовой полости и носоглотке будут устранены, продувается ухо. Затем проводится пневмомассаж, чтобы удалить транссудат из среднего уха. Терапевтическую схему врач подбирает в индивидуальном порядке, учитывая характер патологии.
  • Развитие отита. При таком заболевании не только закладывает уши, но и беспокоит сильная боль. Это состояние сопровождается сильным плачем ребёнка и капризами. На раннем этапе формирования заболевания болезненных ощущений нет, ребенок просто предъявляет жалобы на то, что заложило ухо. Стоит учесть, что точно диагностировать заболевание способен только доктор. Чаще всего при такой патологии нужно немедленно пройти курс антибиотикотерапии. Проконсультироваться с ЛОР-врачом надо в обязательном порядке, даже при отсутствии болей, для получения правильного и своевременного лечения.
  • Серные пробки в ушах. Это своеобразный барьер в слуховых проходах, из-за чего появляется чувство, что заложило уши. Сера со временем скапливается в области наружного слухового прохода при узкой слуховой трубе, большом выделении серы, неправильном проведении гигиены ушей. ЛОР-врач с лёгкостью может устранить такую проблему. Причем лечение быстрое и безболезненное.
  • Присутствие чужеродного предмета. Нередко дети во время игр засовывают в ухо какой-нибудь предмет. Он должен быть вовремя вынут из наружной слуховой трубы, иначе это приведет к заложенности ушей или другим более серьёзным проблемам.
  • Попадание воды в уши при купании в ванне, бассейне либо открытых водоёмах. Чаще всего в такой ситуации вода удаляется без посторонней помощи. Если же это не произошло, можно подёргать ушную мочку, склонив голову на плечо. Также можно наклонять голову к одному и другому плечу. Рекомендуется создать вакуум путем наклона головы в сторону и плотного прижатия ладони к уху.
  • Повышение показателей артериального давления. Подобные подозрения должны появиться при частом возникновении заложенности ушей у ребенка без видимой причины. Если нарушено артериальное давление, нужно проконсультироваться с педиатром и пройти соответствующее обследование, чтобы точно определить причину подобного явления. В подобной ситуации требуется корректировка режима дня и рациона ребёнка, частые прогулки на улице. Также рекомендуется ведение активного образа жизни, выполнение умеренных физических нагрузок.

Ребенок видит в животе мамы

В полости матки, конечно, особо рассматривать нечего. Тем более что брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. Даже если будущая мама подставила свой живот под прямые солнечные лучи, кроха может только различить свет тёмно-красного цвета. Правда, прямой бьющий луч яркого света ему не очень нравится, на мониторе ультразвукового аппарата видно, что он отворачивается и меняет положение тела. Глазки ребёнка почти все время прикрыты, и хотя к окончанию девятого месяца этот орган чувств уже развит, понастоящему он заработает только после рождения.Однако, начиная с 16-й недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причём с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.

Малыш осязает в утробе матери

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки. Они также с удовольствием сосут большой пальчик руки или играют с пуповиной. А ещё растущий крошка очень любознателен. Когда во время проведения амниоцентеза на исследование берут околоплодные воды, малыш часто приближается к игле, пытаясь схватить её маленькими ручками и разобраться, что же это за предмет.При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг друга по головке, но иногда и боксируют. Поэтому, если сомневаетесь в способностях малыша чувствовать, что происходит в окружающем мире, просто положите руку на свой округлившийся живот, погладьте его. Кроха тут же ответит вам метким ударом ножки или ручки (если, конечно, в этот момент он не спит).

Ребенок чувствует боль в животе мамы

Действительно, начиная с 24-й недели беременности, ребёнок уже может ощущать боль. Поэтому при проведении операций на ещё не рожденных детях (да, и такое бывает, и даже в нашей стране) им обязательно делают внутривенный наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины.После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму (к обоюдному удовольствию) с помощью всех органов чувств — он слышит её голос, пробует молоко на вкус, вдыхает родной запах, внимательно вглядывается в лицо, ощущает нежные прикосновения ласковых рук. Какое же это счастье!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий