Профилактика истерик
Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:
Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.
Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.
Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.
Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.
Определённая свобода выбора
Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.
Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках
Но не впадайте в гиперопеку!
Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!
Когда в родителях согласья нет
Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.
Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
29.08.22 10:31
Могут ли сглазить и что с этим делать?
31.08.22 11:57
Текст службы Успения с переводом и объяснениями
26.08.22 17:38
31 августа – празднование в честь иконы Богородицы “Всецарица”
31.08.22 09:11
Насаждение расколов – орудие богоборцев
30.08.22 15:11
Что такое искушение?
31.08.22 18:26
Митр. Антоний (Паканич): Пресвятая Богородица явила нам пример, как смерть может стать началом вечной жизни
27.08.22 21:37
Участие мирян в церковной жизни – в древности и в наши дни
29.08.22 14:01
Самые древние и интересные иконы Успения Богородицы
26.08.22 17:58
И святые унывают, просто не сдаются
01.09.22 18:18
Почему ребенок боится воды?
Интересно, что ребенок начинает жить именно в водной среде: плавает 9 месяцев в мамином животе и забот не знает. Поэтому у новорожденных купание обычно вызывает положительные эмоции. И лишь после 1–2 лет малыши могут начать бояться воды – как в открытом водоеме, так и в ванной. Очевидно, что причины этих страхов внешние. Попробуйте выяснить, что именно пугает малыша, что ему не нравится.
Собственные выводы и фантазии. Малыши после 2 лет активно познают окружающий мир и уже могут находить причинно-следственные связи, делать выводы. Правда, часто они нелогичны. К примеру, увидев, как вода в ванной утекает в сливное отверстие, некоторые дети всерьез опасаются, что их тоже утащит в трубу, а потому наотрез отказываются идти купаться. Покажите малышу на примере куклы, что это невозможно. Приложите свою ладонь к сливному отверстию, предложите (ненавязчиво!) ребенку повторить за вами.
Неприятная ситуация. Возможно, однажды во время купания случилось что-то, что напугало малыша или доставило ему неприятные ощущения. Например, он обжегся, поскользнулся или ударился во время игры, хлебнул воды, а может, она попала в нос или уши. Для взрослого это лишь разовое пустяковое событие, но у ребенка оно может долгое время вызывать неприятные ассоциации с купанием в любом водоеме. Постарайтесь проговорить, что сейчас ему ничего не угрожает, он в безопасности. В сложных случаях, когда уговоры родителей не работают, может помочь визит к психологу.
За компанию. Дети – как сканеры: умеют бессознательно считывать и копировать эмоции своих родителей. Так что если вы убеждаете малыша пойти купаться в море, а сами тревожитесь за него больше, чем он сам, то ему незачем спешить в воду. Еще один «внешний» вариант появления страхов – мультфильмы, книги, кино и любые сюжеты, в которых кто-то тонет, его утаскивают под воду, из воды появляются чудовища, акулы, пираты и другие «враги». Фантазия, особенно бурно начинающая работать после 3 лет, докручивает сюжеты, переносит их в реальность. И вот безобидная речка на даче уже полна чудовищ! Ребенку (особенно подросшему) бывает стыдно признаться, что он боится монстров или хищных рыб, а потому распознать такой страх тоже нелегко. В некоторых случаях помогает сказкотерапия, о которой мы поговорим чуть позже.
Страх неизвестности. В отличие от ванны, где прозрачная вода, понятная глубина, ровное дно, все привычно и знакомо, открытый водоем таит множество неизвестностей. Непредсказуемое дно с камнями или водорослями, не слишком прозрачная вода (из-за чего ребенок буквально не видит, куда идет), течение или волны – все это может напугать малыша. Будьте рядом, показывайте и рассказывайте обо всем, что окружает ребенка в воде, купите ему очки для плавания или маску, чтобы вместе рассмотреть дно и убедиться в его безопасности.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Что нельзя делать, если ребенок боится других людей
Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму… Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.
Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.
Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.
Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.
Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь
Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх
Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится
Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая
Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».
Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.
Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение
Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания
Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.
Никакого насилия
В каком бы возрасте ни был ваш ребёнок, взрослому важно помнить главное правило родительства: не навреди. Не надо угрожать и заставлять, особенно в том, что касается Бога и Церкви
Будете заставлять — будет травма, появится страх. А травмированный ребёнок сможет ли полюбить храм, сумеет ли доверять священнику? Если у ребёнка есть какая-то тревожность в храме — разбирайтесь, наблюдайте, ни на чём не настаивайте, и постепенно эта тревожность уйдёт, а вместо неё придёт доверие.
Порой родители причащают детей насильно. Мотивируют они такое поведение тем, что раз пришли в храм — значит, надо причаститься. Им хочется во что бы то ни стало довести дело до конца. Зря, что ли, мама проснулась раньше, одела ребёнка, прошла несколько кругов мытарств, пока дело дошло до причастия? В таких ситуациях надо помнить, что мы причащаем детей в залог будущего спасения, но это не значит, что мы им таким образом это спасение обеспечиваем.
Не нужно воспринимать каждое причастие как последнее. Не захотел причащаться — отведите его к столику с запивкой, предложите сегодня попить водички с просфорой, а причаститься в следующий раз. Не надо травмировать ребёнка. Эти травмы в будущем сыграют свою роль. У него в сознании отложится, что храм — это место, где его заставляли, где что-то делали против его воли. Дети всё это фиксируют, поэтому — не надо никакого насилия, не травмируйте детей. Негативные ассоциации остаются на всю жизнь. Они могут сгладиться, но не пройдут бесследно.
Обратите же на меня внимание!
Нередко истерикой малыш пытается добиться родительского внимания. Особенно часто это происходит, если родители в течение всей недели почти не видят ребенка, а на выходных хотят отдохнуть и расслабиться от тяжелых рабочих будней. Вот тут-то чадо и напоминает о себе! В этом случае попытайтесь хотя бы в выходные проводить с ним больше времени. И совсем не обязательно каждый раз «выходить в свет». Можно просто поиграть, почитать любимую книжку, обнявшись на диване, прогуляться по соседнему парку. А, может быть, вам захочется создать в ближайшие выходные грандиозный семейный коллаж на листе ватмана – из журнальных картинок, собственных фотографий – и дополнить всю эту красоту, например, необыкновенными пластилиновыми барельефами.
Истерика, когда упал и ушибся
Если ребёнок истерит, потому что упал и ушибся, важно следовать той же схеме:
- принять и назвать эмоции («ты испугался, тебе больно»);
- проявить понимание, использовать тактильный контакт (приласкать, обнять);
- разобраться в причинах произошедшего.
Например, если малыш ударился и закатывает истерику, можно сначала успокоить его, а потом объяснить ему причины: «Ты ударился, потому что быстро бежал в коридоре. Бегать можно в комнате, там не ударишься».
А вот, чего делать не стоит:
- «наказывать» предмет мебели, который якобы «виноват» в произошедшем: так мы учим ребёнка снимать с себя ответственность;
- обесценивать чувства: «у тебя ни царапинки нет, что ж ты плачешь»;
- ругать ребёнка за то, что он такой неаккуратный и невнимательный, «все углы собирает»;
- использовать при утешении слова «ты бедненький, несчастненький» — таким образом вы ставите пессимизм во главу личности ребёнка.
Почему страхи укореняются в детях
Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.
Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.
Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:
- Травматическая ситуация или физическое насилие
- Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
- Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые
Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.