Ребенок боится грозы: как ему помочь

Квалифицированная медицинская помощь

В каждой поликлинике работают психотерапевты. Когда не удаётся справиться самому с преодолением фобии, нужно обращаться к специалисту. Психотерапевт выяснит причины возникновения страха и назначит курс лечения. Это может быть:

  • Прим успокоительных таблеток, нейтрализующих тревожные и психопатические состояния.
  • Групповые занятия с людьми, страдающими бронтофобией. Во время таких встреч пациенты общаются друг с другом, делятся своим опытом, с помощью чего пытаются преодолеть собственный страх. Такая форма лечения помогает многим разобраться в себе и понять, с чем связано появление страха.
  • Сеансы гипноза, во время которых пациентам внушают, что бояться грозы, когда она не угрожает жизни и здоровью, совершенно не следует.
  • Когда амбулаторными методами справиться с бронтофобией не получается, людей отправляют на лечение в психиатрические клиники, где они проходят общеукрепляющий курс лечения. Пациентам вводят внутривенно витамины и транквилизаторы. С людьми работают психоаналитики и гипнотизёры.

При борьбе с различными видами фобий рекомендуется вести активный образ жизни:

  • Заниматься физкультурой;
  • Чаще бывать на свежем воздухе в окружении друзей и близких людей;
  • Учиться расслабляться, не зацикливаться на стрессах;
  • Стараться не поддаваться панике и тревоге, которые порождают необоснованные страхи;
  • Постоянно заниматься аутотренингом, заставляя себя не реагировать на внешние раздражители;
  • Сменить привычный образ жизни, окружить себя позитивом.

В борьбе с бронтофобией имеет большое значение личное желание человека победить свой страх. Всякий страх, приобретённый в социуме, обязательно отступит, когда врач и его пациент приложат к этому максимум усилий.

Какие еще существуют страхи?

Кроме бронтофобии также можно выделить и иные фобии.

Омброфобия — это паническая боязнь дождя. Данный страх также может привести к панической атаке. Принято считать, что страх перед дождем может быть сформирован по нескольким причинам;
Тонитрофобия — это паническая боязнь грома;
Астрапофобия — это паническая боязнь молнии. Этот страх имеет и иные названия, например, тонитофобия или же кераунофобия. От того, какое именно название было использовано, например, астрапофобия, смысл так и не меняется — человек испытывают страх молнии

Как же можно помочь человеку, который испытывает страх перед этим природным явлением? Прежде всего, если речь идет о малыше, то родители должны сосредоточить его внимание на любимых играх. Астрапофобия также хорошо лечится при помощи бихевиористической терапии, когнитивно-поведенческой терапии или же гипнотерапии;
Лигирофобия — страх перед резкими звуками.

Природа детских страхов

Ответить на вопрос: «Откуда берутся детские страхи?» очень сложно, потому что страхи появляются у малышей в самом раннем возрасте. Причиной детских страхов может стать: неожиданная встреча на улице с большой собакой, собственные фантазии, взаимоотношения с другими детьми и даже поведение родителей и родственников. Кроме того, нельзя списывать со счетов характер ребенка: кто-то из нас от природы более пуглив, а кто-то не боится вообще ничего

Но всегда важно помнить, что страх — нормальная эмоция, необходимая для развития человека. Давайте подробнее поговорим про детские страхи.

Психологи делят детские страхи на три категории.

Сверхценные. К ним относятся тревоги, созданные воображением ребенка, например страх темноты или одиночества.

Навязчивые. Эти страхи проявляются в конкретных ситуациях — например, в поликлинике (боязнь врачей) или на колесе обозрения (страх высоты).

Бредовые. Эти страхи не подчиняются логическому объяснению: так, малыш может панически бояться завязывать шнурки или каких-то фруктов.

Кроме того, при некоторых обстоятельствах детские страхи усиливаются и множатся. 

Вот список самых распространенных «факторов страха»:

  • Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  • Внушения со стороны взрослых (малыша предупреждают об опасностях, которые он еще не осознает);
  • Внушения со стороны детей (сверстники делятся с ребенком своими страхами, и он начинает бояться с ними за компанию);
  • Диагностированный невроз;
  • Конфликты в семье;
  • Обиды со стороны сверстников;
  • Плохие жилищные условия;
  • Количество детей в семье — чем больше братьев и сестер, тем меньше
  • Возраст родителей — чем старше мама и папа, тем более беспокойный ребенок;
  • Пол малыша: девочки боятся больше, чем мальчики.

Лечение бронтофобии

Люди, боящиеся грозы, обычно хорошо осознают иррациональность своего страха, но многие не видят необходимости обращаться к психологу. Человек, страдающий лёгкой формой расстройства, пережидает грозу, сидя в укромном месте. Больше всего в помощи нуждается тот, кто страдает тяжёлой формой расстройства и живёт в регионе, где гроза – частое явление.

Гипноз – наиболее эффективный метод в лечении данного вида фобии. Расслабляющие дыхательные упражнения помогают снизить уровень тревожности во время грозы. В лечения применяются методы «позитивного мышления», в ходе которых проводится аналогия между грозой и каким-либо безобидным и приятным явлением.

При тяжёлых формах заболевания могут назначаться и лекарственные препараты. Работа в группе и психотерапевтические занятия при лечении бронтофобии малоэффективны.

Симптомы боязни грозы у человека

Боязнь раскатов грома, сверкающей молнии и ливней заставляет людей вести себя странно перед началом грозы и во время нее. фобия»>Бронтофобам свойственно оборудовать в своих домах бункеры, защищающие от стихийных бедствий.

Со временем у бронтофоба может начаться боязнь розеток. Человек считает, что этот предмет не что иное, как отличный способ контакта с разрядом молнии, который может его убить. Это заблуждение. Молния может только повредить линии электропередач или вывести из строя технику.

Панические атаки – нормальное явление для людей с различными фобиями. При раскатах грома бронтофобы могут начать судорожно искать место для укрытия, находясь дома, стараются укрыться с головой одеялом или прячутся под кровать. При этом наблюдается учащенное дыхание, сильное потоотделение или снижение температуры тела, спазмы в желудке, тремор конечностей. Завидев в новостях погоды предшествующую грозу, фобия»>бронтофобы активно начинают строить планы, где бы им скрыться, стараются отложить все свои дела.

Симптомы панической атаки

Почему собаки боятся грозы

Многие животные – как дикие, так и домашние – чувствуют приближение грозы еще до того, как проявляются ее первые признаки. Кошка, например, выбирает для сна место потеплее и поуютнее, а собака проявляет признаки беспокойства: она неохотно идет на прогулку, хотя раньше проявляла активную радость при виде поводка. Оказавшись на улице, животные стремятся поскорее вернуться домой, а в помещении поскуливают, сложив уши, прижимаются к подстилке, стремясь казаться как можно меньше размером. Если ваш питомец пытается забраться под шкаф или диван, прижимается к ногам хозяина – ждите, скоро начнется гроза.

Учеными до сих пор не выяснено – как животные чувствуют приближение непогоды и почему собаки боятся грозу. Есть предположения, что их пугают резкие перепады атмосферного давления, специфические запахи в воздухе во время грозы, наэлектризованный воздух. Многие собаки боятся не только грома, но и других громких звуков – выстрелов, резких хлопков двери, взрывов, звуков салюта или фейерверка.

Специалисты выделяют несколько основных причин стрессов у собак, которые животные испытывают во время грозы:

  • негативный опыт прошлого. Возможно, питомец когда-то попадал в сильную грозу, бурю, испытал сильный страх, убежав от хозяина и потерявшись;
  • неправильные действия хозяина: щенок испугался, и человек пожалел его, дал лакомства. Собака воспринимает в дальнейшем проявление своего страха как повод получить поощрение;
  • копирование поведения хозяина. Если человек боится грозы, грома – его страх будет воспринят собакой, и из «чувства солидарности» она будет вести себя подобным же образом.

Страх перед раскатами грома могут испытывать любые собаки, независимо от породы и возраста. Иногда взрослый пес крупной породы трусливо поджимает хвост и прячется за хозяина, как только сверкнет молния, а крохотный тойтерьер смело вышагивает по лужам, не обращая внимания ни на дождь, ни на грохот грома.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Не повторяем ошибок других

Есть много методов воспитания. В вашей семье были установки о том, что бояться – стыдно, мальчики не плачут вообще и девочки тоже не плачут, если хорошие? Это не единственные способы влияния на ребенка.

Хотите помочь детям победить внутренний страх раз и навсегда? Тогда избегайте привычных вариантов и:

Не обесценивайте

Никогда и ничего, а страхи – особенно. Допустим, вы в ужасе при мысли о стоматологе. И тут заботливый супруг(-а) начинает утешать: «Это же совсем не страшно, пошумит и все! Ну что ты?». Признайтесь честно: вам реально полегчает или захочется треснуть благоверного(-ую) чем-то тяжеленьким? Вот и ребенку такие уговоры тоже не помогают.

Не ругайте

Ругать за страхи тоже бессмысленно. Вернемся к примеру со стоматологом. Подумайте: если хорошенько на вас наорать, вы бояться меньше станете? С радостью улыбнетесь зуботехнической бормашине?

Не экономьте любовь

Обнимаем ровно столько раз, сколько ребенок пришел с этим запросом. И повторяем мантру: «Родители рядом, все хорошо, мы тебя защитим». Вытираем слезы столько, сколько нужно. Никаких: «Посиди, пореви тут один, пока дождь закончится».

Не бойтесь сами

Нет, что бы вам не твердили бабушки и соседки, он таким не останется. Не будет взрослый мужик трястись при виде молнии из-за того, что мама его, двухлетнего, лишний раз обняла. Зато он запомнит, что с мамой можно делиться сокровенным.

А девочка, которой с младенчества обеспечили чувство безопасности дома, не будет добирать его в 13, гоняясь за старшеклассниками.

Не пытайтесь в два слова «вылечить» ребенка от страха грозы. Бесконечный запас любви и терпения – вот что вам пригодится.

Работайте с детскими страхами нежно. Тогда, возможно, вам доверят и взрослые тревоги.

Причины возникновения

Причины могут крыться в убеждениях, генетике или психических травмах, связанных с этим явлением природы.

  • Кто-то воспринимает грозу как божий гнев и небесную кару. Народные поверья гласят, что молния поражает погрязшего в грехах человека.
  • Страх может передаваться на генетическом уровне. В людях заложена склонность к желанию спрятаться от непогоды, тем самым обезопасить себя.
  • Ощущение собственной уязвимости перед мощью природы, иррациональный страх человека возникают перед невозможностью предугадать последствия не совсем обычного природного явления. Человек испытывает всепоглощающий ужас при виде темных туч, предвещающих приближение грозы.
  • Некоторые боятся шаровых молний. Имеются данные о хаотическом движении загадочных огненных шаров, их способности проникать в жилище через открытое окно и лишать жизни случайно оказавшегося там человека.
  • Впечатлительные натуры боятся стать жертвой молнии. Они наслышаны о погибших и пострадавших от стихийного бедствия людях, оказавшихся по воле судьбы не в том месте.
  • Отрицательно сказывается просмотр новостей и фильмов, сюжет которых построен на разрушительных действиях различных природных явлений.
  • Негативный личный опыт может быть связан с попаданием в жилище молнии и возгоранием постройки. Возможно, что человеку пришлось испытать страх из-за неожиданно начавшихся разрядов молнии во время его пребывания в лесу.
  • Дети нередко перенимают родительскую сильную тревогу и тоже испытывают страх при появлении грозовой тучи.
  • Любители животных поддаются беспокойству, увидев, как их питомцы при приближении грозы пугливо забиваются в укромные уголки.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Как справиться с сепарационной тревогой?

Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления

Важно помочь ребенку справиться с ними

Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.

Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие

Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие

Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь

Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом

Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок

Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее

Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).

Можно ли маме уходить от ребенка?

Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает

Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию

Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.

Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость

Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним

Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:

Когда следует посетить врача?

Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:

  • рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
  • нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
  • чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.

Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.

Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Вне человеческой власти

Стихия. В ее величии есть нечто будоражащее и пугающее. По сей день человечество не может ею управлять. И гроза — одно из действительно опасных явлений. Мощный электрический разряд в миг высушивает ствол зеленеющего дерева и раскалывает его на части. Выжить после встречи с молнией сродни чуду. Но при этом вероятность погибнуть от ее разряда крайне мала. И вроде бы все знают, как уберечься от стихии — достаточно придерживаться довольно простых правил поведения.

Дома:

— закрыть двери, окна, форточки и убедиться, что нет сквозняка; — отключить электроприборы и выдернуть их из розеток; — для сельской местности важно не топить печь, так как дым обладает высокой электропроводностью. На открытой местности:

На открытой местности:

— не прятаться под одиночными деревьями и хлипкими сарайчиками, особенно металлическими; — уйти с возвышенности в низину; — при отсутствии укрытия лечь на песчаный грунт; — избегать металлических и высоких сооружений; — не заниматься спортом (если вышли на пробежку или на турники); — выйти и отойти от воды подальше; — не прятаться под высокими деревьями (дуб, сосна, тополь).

В машине, на мотоцикле или на велосипеде:

— прекратить движение и заглушить мотор; — отойти от мотоцикла или велосипеда на расстояние от 30 метров; — закрыть окна в машине и оставаться внутри.

Излюбленные места молнии — высокие, отдельно стоящие объекты (одиночное здание, дерево, стог сена и т. д.), которые создают электрическому разряду путь наименьшего сопротивления

Соблюдение мер предосторожности позволит не провоцировать стихию и спокойно переждать грозу в любом месте

Итак, когда алгоритм действий понятен, переходим ко второму, сложнейшему этапу — как справиться психологически и перебороть боязнь грозы.

Наследие предков

Страх грозы вполне объясним и даже рационален. Но фобия — это уже не объективная боязнь за свою жизнь, а иррациональный страх

Важно понять, у кого он возникает и откуда берет свои истоки

Каждый человек наделен определенными данными. Это касается и физиологии, и психики, и особенностей восприятия окружающего мира. И у каждого из нас есть свои естественные страхи, которые в древности позволяли мобилизовывать все силы организма во время опасности и спасаться от гибели. Но есть один определенный тип людей, для которых страх и есть их природа. Это — обладатели зрительного вектора.

Обратная сторона страха

Страх — это корневая эмоция в зрительном векторе. Он задает амплитуду эмоциональности, и впоследствии должен развиться в свою противоположность — любовь. Зрительные люди живут эмоциями и впечатлениями. Когда нам не хватает чувственных переживаний, то мы… боимся. Некоторые смотрят фильмы ужасов, чтобы вызвать эмоции, кто-то в ленте новостей ищет события, вызывающие жалость и сострадание. Кто-то плачет над героем романа, который попадает в сложные ситуации, а кто-то провоцирует свою вторую половинку на конфликт, когда изнемогает от пресности чувств. Вся жизнь обладателя зрительного вектора — это огромнейшая амплитуда эмоций.

Когда зрительный человек не научен конвертировать свои переживания из минуса в плюс (из страха в любовь, из жалости в сострадание, из смертной тоски в светлую грусть), то он вынужден подпитывать себя тем, что ему знакомо.

Что стоит за нерешительностью?

Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности – всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:

  • Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили – покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
  • Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она – возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
  • Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.

Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.

Случай из практики психолога

Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.

Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.

Медицинские препараты для лечения фобий

При нарушении сна, тревогах и фобических расстройствах, врачи прописывают препарат растительного происхождения «Ново-Пассит». Он обладает успокаивающим и противотревожным эффектом. При долговременном приеме иногда появляется аллергическая реакция, чувство усталости и сонливость. Противопоказания: дети до 12 лет, заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, эпилепсия.

Амитриптилин применяют при депрессиях, фобических расстройствах и для профилактики мигрени. Противопоказаниями являются:

  • болезни сердца и сосудов;
  • заболевания печени;
  • дети до 6-ти лет;
  • беременность.

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет

А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Гроза и ребёнок

Во время грозы дети чаще всего боятся грома. Ребёнок слышит громкий звук, но не может определить, где опасность и насколько она серьёзна. Непонимание происходящего способно вызвать сильное беспокойство

Очень важно не закрепить этот страх. Как должен действовать родитель?

  1. Всем своим видом необходимо демонстрировать спокойствие и ощущение безопасности.
  2. Следует простыми словами рассказать малышу об этом природном явлении.
  3. Не нужно ругать ребёнка и стыдить за страх.
  4. Во время грозы можно поиграть с малышом в его любимую игру, чтобы отрицательные эмоции заменить на положительные.
  5. Если во время непогоды ребёнок хочет побыть с мамой, нужно дать ему такую возможность.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий