Почему нельзя давать ребенку плакать

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

Что происходит с ребенком, когда он плачет

Сегодня все еще существует такое странное понятие, что ребенку надо позволить кричать, оставив его одного в своей кроватке. Зачастую это происходит из-за элементарного непонимания или незнания того, как происходит развитие ребенка.

В первый год жизни младенца идет очень активное развитие головного мозга и формирование связей между нервными клетками (кстати, рост головы на первом году может косвенным признаком будущего интеллекта). Младенец физически был отделен от матери, когда их организмы составляли единое целое, и единственная для него возможность дать понять о своих надобностях – это беспокойство, и при необходимости – плач.

Если ребенок сильно беспокоится и кричит, у него высвобождается гормон кортизол, избыточное количество которого является токсичным для нейронов головного мозга —  и кто может сказать, какие связи не сформировались, какие нейроны были уничтожены, какие дефициты могут проявиться спустя годы после регулярного младенческого стресса?

В качестве примера негативного влияния от отсутствия отзывчивого и заботливого воспитания – плохо функционирующий блуждающий нерв, который связан и отвечает за многие процессы в пищеварительной системе: язвенная болезнь, синдром раздраженной толстой кишки и другие.

Ранний младенческий стресс является токсичным для пожизненного здоровья.

3 Мама боится будущего

Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.

Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.

В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.

Оставленный без внимания младенческий плач и доверие к себе и окружающим

Первый год жизни – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе. Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире. В противном случае – когда его потребности не принимаются во внимание, у него возникает чувство недоверия, подрывается его уверенность в себе. В будущем может понадобиться целая жизнь для работы над собой, чтобы преодолеть возникшие негативные последствия после такого ухода во младенчестве

Какими вырастают игнорируемые дети

Такой механический подход к развитию ребенка подразумевает, что ребенок «должен учиться быть независимым». Такой ребенок с младенчества знает, что его потребности не будут удовлетворены, они не заслуживают внимания, и помощи ждать неоткуда – если собственные родители в этом отказывают.

Теперь уже стало понятным, что такое «принуждение к независимости» приводит человека к еще большей зависимости, это будет несчастный, агрессивный, требовательный ребенок, который узнал что нужно очень сильно кричать, чтобы свои потребности удовлетворить. Глубокое чувство тревожности и неуверенности в себе останется с ним всю остальную часть его жизни. И напротив – своевременное реагирование и предоставление младенцу всего, в чем он нуждается, приводит к его действительной независимости позже.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Почему ребенок перестает плакать, если не получает «обратной связи»?

«Специалисты», которые советуют не обращать внимания на плач ребенка, объясняют свою точку зрения тем, что рано или поздно малыш, к которому не подходят родители, перестает плакать и засыпает. Это действительно так. Но по каким же причинам ребенок «успокаивается» и полезно ли это для его психики?

Издавая громкие звуки, ребенок надеется получить от мамы «обратную связь», то есть определенное поведение.


Дети в детдоме скоро отучаются плакать – они теряют надежду

Если эта «обратная связь» отсутствует, малыш действительно может внезапно прекратить кричать. Однако это произойдет не потому, что он успокоился. Ведь и взрослые люди, которые много раз повторили просьбу и не получили никакого результата, приходят к мысли, что продолжать бессмысленно. В результате в подсознании ребенка не формируется связь между активным выражением своего недовольства и родительским поведением. Можно сказать, он теряет надежду добиться своего, естественно, переставая плакать и засыпая из-за банального переутомления.

Кстати, считается, что отсутствие родительской реакции на плач ребенка может стать причиной аутизма. Ведь малыш просто не понимает, для чего нужно общаться с окружающими: он привык к тому, что любые попытки наладить коммуникацию, ни к чему не приводят.


Ребенок аутист – причина – отсутствие реакции родителей на плач

Как понять подходит ли смесь ребенку

Определить, верно ли выбрана смесь, можно по четырем признакам:

  1. Состояние пищеварительной системы (есть ли срыгивания, колики, запор, понос).
  2. Прибавки в весе.
  3. Состояние кожи.
  4. Поведение.

Симптомы со стороны пищеварения и кожи – это первые и самые распространенные признаки того, что смесь не подходит ребенку. Малыш может начать срыгивать почти всё съеденное, в том числе “фонтаном”, стать беспокойным из-за больного животика – усилившихся колик, могут отмечаться признаки запора: задержка стула, твердый оформленный кал – или, наоборот, частый разжиженный стул, с прожилками слизи или даже крови.

На коже из-за неподходящего питания могут появиться покраснения и сыпь.
Если ребенок будет долгое время получать смесь, которая ему не подходит или назначена без учета возраста и состояния здоровья ребенка, он может начать прибавлять в весе меньше допустимых возрастных норм и отставать в физическом развитии.
Внезапная вялость, капризность, нарушения сна тоже могут быть признаком неподходящего питания, если других видимых причин для изменений в поведении малыша нет.
Когда всё в порядке: срыгиваний нет или они происходят днем эпизодически после кормлений небольшим объемом (5-15 мл), у него нормальный регулярный стул, крепкий сон, чистая кожа и обычное поведение – смесь выбрана правильно.
Однако отклонения по одному или нескольким пунктам сами по себе еще не говорят о том, что смесь ребенку не подходит. Они могут быть признаками, например, инфекционного заболевания или – в случае с кожей – атопического дерматита, а то и аллергии на средство для купания, крем или стиральный порошок. Не торопитесь сразу же переводить ребенка на другую смесь, проконсультируйтесь с врачом.

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь

Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом

И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно

Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи

Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

Что делать если ребенку не подходят все смеси

Если у малыша нет тяжелых заболеваний органов пищеварения или других отклонений в здоровье, которые требуют особого питания, а подобрать подходящий заменитель грудного молока всё же не получается, нужно разобраться, по какой причине ребенку не подходят смеси. Проверьте по чек-листу, не нарушаете ли вы какое-то условие при подборе, хранении и приготовлении смеси:

Если все условия соблюдены, а смесь всё же вызывает нежелательные реакции, обсудите с педиатром, возможность её замены на аналогичную по составу, но другого производителя или же специализированную – например, на основе гидролизата Nutrilak Premium СЦТ или соевую, если у малыша выявлена аллергия на белок коровьего молока.

Итак:

  1. Смесь ребенку подходит, если он хорошо прибавляет в весе, срыгивания отсутствуют или единичные в небольшом объеме, нет запора, поноса, примесей слизи и крови в кале, высыпаний на коже, отклонений в поведении.
  2. Чем реже вы будете менять смесь, тем лучше. Для смены смеси должны быть веские основания в виде проблем со здоровьем малыша.
  3. Если ребенку не подходят все смеси, нужно удостовериться, правильно ли вы их готовите и храните, и консультироваться с врачом.

(
оценок; рейтинг статьи )

Органические изменения во время плача

Когда ребенок слишком долго плачет, в его организме начинает вырабатываться гормон под названием кортизол. Это довольно опасно, ведь в младенчестве головной мозг динамично развивается.

Во время сильного стресса, который вызывают безрезультатные попытки привлечь к себе внимание, кортизол буквально уничтожает нервные клетки. Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом

Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея

Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом. Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея.


Участие отца обязательно 

Это может происходить из-за стереотипа о том, что заниматься малышом должна мама, а папина задача — зарабатывать деньги. К тому же, мамочка может бояться, что папа сделает что-то не так и причинит ребенку вред

Делать так не стоит: важно, чтобы между ребенком и его отцом с раннего возраста формировалась эмоциональная связь. К тому же, если мама устала, папа сможет успокоить ребенка вместо нее

В это время женщина может поспать, отдохнуть и восстановить силы, чтобы не испытывать раздражение на малыша, который слишком много «хнычет».

Если ребенок сильно плачет, как его быстро успокоить?

Несмотря на то, что причины детских слез разные, есть несколько универсальных советов, которые могут облегчить жизнь как ребенку, так и его родителям.

Возьмите малыша на руки — новорожденным важно чувствовать тепло любящих его рук. Помимо классической позы для ношения «колыбелька», можно положить ребенка вниз животиком на предплечье родителя (позиция «на веточке»).

Многим деткам становится спокойнее, когда их пеленают: плотное прикосновения ткани к телу малыша помогает воссоздать тесноту материнской утробы.

Постарайтесь уйти в тихое, спокойное место; выключите яркий свет или зашторьте окно.

Ходите с ребенком в спокойном темпе (можно не качать с высокой амплитудой — это старое заблуждение)

Именно это будет напоминать те «безопасные» дни и условия, когда он находился в животе у мамы и так же ходил с ней.

Включите белый шум или громко «шикайте».

Иногда помогает такой способ: зайдите с плачущим ребенком в ванную комнату, не зажигайте свет, включите воду. Умойте осторожными движениями малыша теплой (!) водой, заодно умойтесь сами. Шум льющейся воды может успокоить ребенка.

Если малыш на грудном вскармливании, предложите ему грудь.

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Как часто можно менять смесь?

Каждая смена смеси – это стресс для ребенка и его пищеварения. Именно поэтому новые смеси вводятся всегда постепенно, в течение недели: начиная с 10 мл новой смеси в одно кормление в первый день и постепенно увеличивая объем разовой дозы и количество кормлений до полной замены прежнего питания. Стандартная схема перехода на новую смесь такова:

Сутки 1 2 3 4 5 6 7
Объем смеси 10 мл 10 мл 20 мл 50 мл 100 мл 150 мл 180 мл
Количество кормлений * 1 3 3 5 4 4-5 5-6

Для смены смеси должны быть серьезные основания. Такими не являются:

  1. единичные расстройства пищеварения, например, однократное срыгивание;
  2. зеленый оттенок стула – для детей на искусственном вскармливании это вариант нормы;
  3. привлекательная реклама новой смеси, рекомендации детского питания на форуме или от подруг, а также другие причины, не имеющие отношения к состоянию ребенка.

Если смесь подобрана правильно и малыш, питаясь ею, чувствует себя хорошо, то менять смесь нужно только при переходе на следующую возрастную формулу. Напомним, что стандартные смеси маркируются цифрой 1 для младенцев с рождения и до полугода, цифрой 2 для детей второго полугодия жизни, 3 – для тех, кто старше года.
Если вы всё же намерены поменять смесь, проконсультируйтесь с педиатром.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий