17 особенностей новорождённого ребёнка в неонатальный период

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Проверка слуха и зрения новорождённого

Оценка зрения новорождённого

Особенностью зрения новорождённого является способность фокусировать взгляд на предмете только на расстоянии 30-35 см. Лучше видят движущиеся предметы.

Оценивается зрение по реакции на свет: при внезапном появлении яркого света ребёнок зажмуривается, отворачивает голову, кричит.

Зрачки ребёнка на свету сужаются, при затемнении – расширяются.

При появлении движущегося объекта ребёнок может кратковременно следить за ним, фокусируя взгляд. Могут быть при этом лёгкие подёргивания глазных яблок (нистагм). К концу месяца жизни достигается содружественность движения глаз.

В периоде новорождённости ребёнок обращает внимание чаще всего на глаза людей.

Оценка слуха

Слух исследуют инструментально, используя прибор аудиометр. Проводят аудиоскрининг новорождённым перед выпиской из роддома, в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. С 2008 года аудиоскрининг проводят всем новорождённым с целью раннего выявления тугоухости.

Действие прибора основано на способности волосковых клеток во внутреннем ухе в ответ на внешние звуковые раздражители генерировать собственные импульсы. Аудиометр их регистрирует. Для полноценного обследования ребёнок должен быть спокоен и со свободным от жидкости и смазки слуховым проходом.

Кормление

Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.

Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:

  • психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
  • помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
  • отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
  • кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
  • в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
  • если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.

Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.

Правила приготовления смеси:

  1. Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
  2. Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
  3. Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
  4. Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.

Литература

  1. Национальное руководство по неонатологии. Издательство «Геотар-медиа», 2008 г.
  2. Т. В. Капитан, «Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми». Издательство «Медпресс», 2006 г.
  3. Н. П. Шабалов, «Неонатология», издательство «Медпресс» 2006 г.
  4. А. К. Ткаченко «Неонатология». Издательство ≪Вышэйшая школа≫, 2009 г.
  5. Т. А. Романова «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЁННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», Белгородский государственный национальный исследовательский университет УДК 616.95-053.31.
  6. В. Ф. Учайкин, «Руководство по клинической вакцинологии», издательство «Геотар-медиа», 2006 г.

Недоношенные дети и особенности их неонатального периода

Недоношенные дети – это дети, рождённые раньше 37–й недели и имеющие массу тела 2500 грамм и менее.

Степень недоношенности определяется гестационным возрастом. Чем он меньше, тем тяжелее состояние новорождённого.

Недоношенный ребёнок имеет:

  1. Морщинистую кожу с не выраженным подкожно-жировым слоем.
  2. Обильные пушковые волосы по телу.
  3. Незаращённые черепные швы и открытый малый родничок.
  4. Отсутствие яичек в мошонке у мальчиков и недоразвитые большие половые губы у девочек.
  5. Мягкие хрящевые ткани ушных раковин.
  6. Ногти не закрывающие концевые фаланги пальцев.

Общая характеристика периода новорождённости недоношенных детей:

  1. Период адаптации к внеутробной жизни заканчивается к концу первого месяца жизни.
  2. Незрелость клеточного, гуморального и местного иммунитета предрасполагает к развитию различных инфекций вплоть до сепсиса.
  3. Незавершённость строения гематоэнцефалического барьера, его повышенная проницаемость обусловливает большую чувствительность к гипербиллирубинемии.
  4. Отмечается быстрая истощаемость и нестойкость физиологических рефлексов, в т. ч. сосательного и глотательного рефлексов у глубоко недоношенных.
  5. Адаптационный период часто осложняется электролитными нарушениями, т. к. слаборазвита концентрационная способность почек, преобладает ещё анаэробный обмен веществ.
  6. Незрелость ЦНС и малые запасы жировой ткани способствуют выраженному нарушению терморегуляции. Первый этап выхаживания проходит в условиях кювеза с температурой от 32 градусов и выше.
  7. Долгий процесс формирования микробиоциноза кишечника, который длится дольше 1 месяца. На его формирование часто оказывает влияние госпитальная флора и применение антибиотиков. Из-за незрелости иммунитета часто развиваются инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.
  8. У недоношенных, рождённых раньше 34 недели, развивается транзиторный гипотиреоз. Реже встречается половой криз из-за недоразвития половых органов.
  9. Более выраженная первоначальная убыль массы тела, чем у доношенных малышей.
  10. Дыхательной системе частот ребуется респираторная поддержка из-за незрелости лёгочной ткани и недоразвития грудной клетки: искусственная вентиляция лёгких, введение сурфактанта, адекватная оксигенотерапия.
  11. Кормление осуществляется грудным молоком или специальными смесями для недоношенных. Их отличает более высокая калорийность, более высокий уровень белка, наличие казеина и комплекса витаминов для зрения.

Рефлексы новорождённого малыша

По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:

  1. Стойкие.
  2. Транзиторные.
  3. Установочные.

Стойкие рефлексы

Они сохраняются всю жизнь.

К стойким относятся:

  • глотательный;
  • сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
  • роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
  • надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
  • конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).

Транзиторные рефлексы

Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:

  • оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
  • спинальные (центр в спинном мозге);
  • миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).

Оральные

  1. Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
  2. Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
  3. Сосательный. Он существует до года.
  4. Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).

Спинальные

К спинальным рефлексам относятся:

  • Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
  • Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
  • Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
  • Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
  • Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.

1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).

2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.

  • Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
  • Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
  • Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
  • Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.

Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев

Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.

Установочные рефлексы

Они появляются не после рождения, а спустя время.

К ним относятся:

  1. Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
  2. Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.

При проверке рефлексов оценивается:

  • их наличие;
  • их симметричность;
  • соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.

Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.

Правила проверки рефлексов:

  1. Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
  2. В помещении должно быть тепло и спокойно.
  3. Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.

Характеристика раннего неонатального периода

Ранний неонатальный период начинается от перевязки пуповины до 7 суток включительно.

Его события таковы.

  1. В первые 30 минут после начала лёгочного дыхания запускается малый круг кровообращения и заполняются воздухом лёгкие.
  2. За первые 6 часов синхронизируется работа всех внутренних органов с учётом появившихся новых функций дыхания и кровообращения.
  3. Осуществляется переход на питание молоком и адаптация к нему органов пищеварения.
  4. Происходит смена типа метаболизма с анаэробного на аэробный в связи с увеличением поступления кислорода в организм через лёгкие.

Важность раннего периода новорождённости с медицинской точки зрения заключается в том, что в нём реализуются все заболевания, приобретённые внутриутробно, проявляются родовые травмы. Наибольшая смертность наблюдается именно на первой неделе, особенно в первые трое суток.

Наибольшая смертность наблюдается именно на первой неделе, особенно в первые трое суток.

В этом периоде ребёнок в норме больше спит, чем бодрствует, просыпаясь только на кормление. Движения в основном рефлекторные. Общение с внешнем миром сводится к плачу, сигнализируя о своих потребностях и неприятных ощущениях.

Плачут новорождённые без слёз. Слёзная жидкость в этом возрасте служит только для увлажнения глаз.

Что такое неонатальный период?

Неонатальный период или период новорождённости, является самым первым этапом самостоятельной жизни ребёнка. Ему предшествуют антенатальный и интранатальный периоды. Антенатальным периодом называют время от момента зачатия до момента родов, а интранатальный – самый короткий из всех трёх периодов, но не менее значимый для здоровья. Он начинается с появления родовой деятельности и заканчивается появлением ребёнка на свет.

Общая характеристика новорождённости:

  • наличие транзиторных состояний;
  • начало жизни в принципиально новых условиях, отличных от внутриутробных;
  • начало функционирования новых систем органов;
  • переход на принципиально новый тип питания;
  • смена типа обмена веществ.

И всё это происходит в пределах одного месяца.

Итак, до какого возраста ребёнок считается новорождённым? Период новорождённости включает в себя время от момента появления на свет ребёнка до 28 дня жизни включительно.

Характеристика новорождённого ребёнка

На свет дети могут появляться:

  • доношенными (после беременности сроком от 37 до 42 недель);
  • недоношенными (при разрешении беременности раньше 37 полных недель);
  • переношенными (срок беременности затягивается дольше 42 недель).

Также новорождённые рождаются:

  • зрелыми (они быстро приспосабливаются к новым условиям);
  • незрелыми (их период адаптации сопряжён с трудностями).

Зрелыми чаще всего бывают доношенные дети, а незрелыми — недоношенные. Но бывают и исключения.

Идеальный зрелый доношенный ребёнок имеет:

  • массу тела от 2600 до 5000 грамм;
  • длину тела от 48 до 54 см;
  • громкий крик;
  • хорошо выраженные рефлексы новорождённого;
  • хороший аппетит и сосание;
  • физиологическую сгибательную позу, что говорит о хорошем мышечном тонусе;
  • хорошую двигательную реакцию на внешние раздражители;
  • способность удерживать постоянную температуру тела при адекватном микроклимате внешней среды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий