Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых — залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: «помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток». Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие — это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Кто ответит за ошибки ребенка?

Родители отвечают за проступки своих детей, в первую очередь материально. В ряде случае может быть наложено административное взыскание вплоть до лишения родительских прав – например, если ребенок причинил тяжкий вред здоровью человека или совершил убийство и выясняется, что преступлению способствовало поведение родителей.

С наступлением 14-летнего возраста ответственности по ряду статей Уголовного кодекса ребенку уже не избежать. Отвечать придется за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, ложное сообщение об акте терроризма, обучение в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, террористический акт, несообщение о преступлении, участие в незаконном вооруженном формировании и массовых беспорядках, хулиганство и умышленные повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, вандализм, незаконные изготовление, приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, ношение взрывчатых веществ и устройств, хищение и вымогательство оружия, боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения, нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и др.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность, т.е. должны компенсировать причиненный ими вред. Родители привлекаются к ответственности только в случае отсутствия у ребенка доходов и иного имущества для возмещения вреда, если не докажут, что он был причинен не по их вине. Но на практике они отвечают чаще, чем дети этой возрастной группы.

Если ребенок объявлен полностью дееспособным, родители не несут ответственности по его обязательствам, в частности возникшим вследствие причинения им вреда.

Если несовершеннолетний из-за отставания в психическом развитии не мог осознавать общественную опасность своих действий или руководить ими, он не несет уголовной ответственности.

В исключительных случаях человек, достигший возраста 18–20 лет, может рассматриваться как несовершеннолетний. Такое решение по уголовным делам суд может принять исходя из характера совершенного им деяния и данных о его личности.

(В каких случаях за вред, причиненный ребенку, к ответственности привлекут провинившегося ученика и его родителей, а не школу – читайте в статье «Кто ответит за травмы школьника?»)

Должен ли ребенок ребенок помогать по дому?

Обязанности подростка в семье – это негласный или установленный ранее ряд действий, который должен выполняться подростком «дома» в качестве вклада в общее семейное дело.

Вклад – это и убрать за собой, и поддерживать чистоту в комнате, и гулять с собакой, и забирать младшего ребенка из садика. В общем, есть вещи, которые делать НАДО. Кто-то в семье должен взять их на себя – тогда он освобождает других от этой нагрузки. Вот это и есть “вклад в общее семейное дело”.

Как определиться, должны ли у подростка быть такие обязанности? Довольно просто. Если вы считаете, что У ВАС они есть – они могут и должны быть и у подростка. В общем, если вы сейчас задумались: “А как их может не быть-то?! У всех есть обязанности…” – это ваш случай.

Это правда важно – чтобы на подростка распространялись те правила, по которым живет семья. Есть семьи, в которых люди делают только то, что им приятно, важно в моменте и нравится в целом

Никого не напрягают клубы пыли размером с хорошую болонку, люди бросят все дела, чтобы посмотреть на закат и поговорить об этом. И это – вопрос ценностей и приоритетов. Ребенок из такой семьи может сильно удивиться, когда попадет, скажем, в коллектив, где все расписано, есть дисциплина, обязанности и т.п. Вполне вероятно, родители подберут ему атмосферную школу, похожую на их семью. А потом он сам решит, как ему удобнее жить. Может, наоборот, потянется к дисциплине и понятным правилам игры. А может, продолжит семейную традицию.

Если же в вашей семье взрослые берут на себя обязательства и есть понятные правила – освобождать от этого подростка не стоит. Во-первых, это прямой путь к тому, чтобы избаловать. Ведь избалованность – это не когда много конфет, а когда думаешь, что тебе положено больше, чем другим. Причем, просто так, а не по заслугам. А во-вторых, ребенок будет бояться взрослеть. Ведь взрослый мир – это вот эти все противные обязанности в семье и прочие жертвы. Кто же захочет добровольно променять на такое все прелести маминой заботы?

Как сделать домашние обязанности интересными?

 
Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом: 
 
• Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов. 
 
• Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков. Во-первых, ребенок почувствует доверие со стороны родителей, во-вторых, ощутит ответственность за свой выбор – ведь от того, насколько ответственно он подойдет к выбору моющего средства, в ближайшее время зависит эффективность выполняемой им домашней работы. Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам — это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе. Тем более, что его действия, во всяком случае, на первых порах, будут ограничиваться бюджетом. 
 

• Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное. 
 
• Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат. 
 

А есть ли смысл?

В самых разных ситуациях люди просят у психолога совета. Сын не хочет работать, рассказывают некоторые, потому что объясняет это бессмысленностью процесса. Поспорить с такими умозаключениями непросто, особенно обывателю, далекому от экзистенциальных вопросов бытия. Как правильно соглашаются с нежелающими работать персонами специалисты, действительно, жизнь полна сложностей, требует делать усилия, за которые следует вознаграждение, которое человек может оценивать как неадекватно маленькое в сравнении с потраченными силами.

Такой формат проблемы принято называть звуковым вектором депрессии. Зачастую угнетенность состояния человек не осознается. Ощущая свои действия лишенными смысла, персона оказывается в тупиковом состоянии отсутствия каких-либо желаний. Осознание довольно болезненно, поэтому человек старается спрятаться от него в мелочи. Для таких людей свойственно уходить с головой в выдуманные миры.

Как объяснить ребёнку важность домашних дел?

Фото Pexels

Когда поднимается тема домашних дел, важно напомнить детям, что есть причина, по которой мы называем домашние дела «работой» или «работой по дому». Да, это работа

Большинство людей, в том числе родители, не любят домашние дела, но их всё равно нужно делать. Можно спросить детей назвать те домашние дела, которые выполняют их родители, а затем спросить их, каким был бы дом, если бы эти дела не были сделаны.

В 21 веке много детей одержимы компьютерами и телефонами, а это значит, что их труднее приучить к работе по дому. Они ненавидят любую деятельность, которая может отнять у них несколько минут, проведённых с электронными устройствами.

В этом случае важно объяснить детям, что деятельность, связанная с личной гигиеной, выполнением домашних заданий и оказанием помощи семье или домашнему питомцу должна быть на первом месте. Когда обязанности выполнены, если остаётся время, его можно использовать для развлекательных мероприятий

Как говорится: «Сделал дело — гуляй смело»

Когда обязанности выполнены, если остаётся время, его можно использовать для развлекательных мероприятий. Как говорится: «Сделал дело — гуляй смело».

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться

Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску

Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами

Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

Страхи

В 9-10 лет дети активно знакомятся с новыми аспектами жизни человека. В этот период многие малыши начинают интересоваться, что было до их рождения, вопросами жизни и смерти человека. Большинство детей начинают испытывать страх потери близких, проявляют беспокойство о возможном начале бедствий, больше внимания уделяют вопросам безопасности. Не все дети могут самостоятельно начать разговор на эти темы со взрослыми, начинают искать информацию через сеть Интернет, у сверстников.

Если ребенок не получает своевременной психологической помощи со стороны родителей, страхи могут повлиять на общее отношение к жизни. Рекомендуется в 9-10 лет взрослым самостоятельно заводить разговоры на сложные темы “бедствий”, “смерти”, “правильного поведения в случае опасности”. Постарайтесь развеять страхи и объяснить, что есть законы природы, с которыми не поспоришь, обратитесь к вашей религии или собственным представлениям о том, что происходит с человеком после смерти. Доверительный разговор и поддержка малыша в поиске ответов на философские вопросы помогут ему преодолеть страх.

В дополнение к доверительной беседе нужно постараться оградить ребенка от фильмов, игр и книг, в которых присутствуют сцены смерти, ужасы, насилие над человеком. Психика ребенка еще не готова полноценно воспринимать такой вид кинопродукции и художественной литературы.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому

Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Не приучить, а позволить научиться

– Приучить ребенка к выполнению каких-то домашних обязанностей (протереть пыль, пропылесосить, помыть пол или еще что-то) нетравмирующим способом не получится. Ребенок учится сам, глядя на своих родителей. То есть если для взрослых важен порядок в доме и они его регулярно поддерживают, то и ребенок, как правило, старается делать так же. Если же убирается, к примеру, только мама, а папе все равно, то ребенок может следовать папиной модели.

В возрасте около двух лет малыши активно повторяют все, что делают родители. В это время они с удовольствием вместе с мамой моют посуду, стоя на табуретке, протирают пол маленькой тряпочкой, отбирают веник или пылесос. А спустя время, когда период повторения перерастает в период «Я сам!», родители учатся устанавливать границы и правила. Их задача в это время – рассказать ребенку, что и как нужно делать, и доверять малышу в его попытках сделать что-то самостоятельно.

В таком ключе приучать ребенка к выполнению работы по дому не приходится – он учится сам, повторяя за родителями и чувствуя их поддержку.

Могут ли родители заставлять работать?

Чтобы получить ответ на вопрос: “Могут ли родители заставить ребенка работать?”, достаточно обратиться к Конституции РФ и ТК РФ. Что говорит закон по этому поводу?

Статья 37 Конституции гласит, что труд в нашей стране свободен. Любой человек может использовать свои возможности, выбирать занятие, профессию по желанию. Никто не может принудить его выполнять ту работу, которую он не хочет. Эта же позиция содержится в статье 4 ТК РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что ни один человек не может заставить выполнять работу. Родители — не исключение. Таким образом, если ребенок (14-16 лет) сам пока что не желает работать, родитель не может заставить его это делать.

Другое дело, если юный гражданин сам принял решение подработать. До 16 лет обязательно требуется разрешение взрослых (матери, отца или опекунов), органов опеки. Кроме того, трудовым законодательством предусмотрен ряд льгот, касающихся трудовой деятельности подростков.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.

Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Как добиться ответственности от подростка?

Вот тут придется договариваться, но диалог нужно вести с учетом особенностей восприятия подростка.

  1. Избегайте явной или скрытой критики и упреков. Иначе подросток начнет защищаться, а не договариваться. Он будет доказывать себе и вам, что он хороший, может начать обвинять вас в чем-нибудь в ответ или замкнется – зависит от его характера. В общем, до цели так не дойдешь.
  2. Сойдите с пьедестала. Даже если вы искренне думаете, что ему надо стать более ответственным ради собственного будущего, не используйте это как аргумент. Ну, не будет он думать об отдаленной перспективе, когда у него другие проблемы перед носом. Лучше просто попросите и объясните, почему это надо вам. 
  3. Договоритесь о регулярных делах, которые идут по графику. Лучше всего “привязать” их к неизбежно регулярным задачам подростка. Например, делать покупки “по дороге со спорта”, а не “каждый четверг”. Подростки действительно легко забывают об обещаниях. Но не из вредности, а потому что их многие события выводят из себя – и память подводит.
  4. Не стоит платить подростку за выполнение обязанностей по дому. Иначе у него сформируется неадекватное представление о том, что такое работа, за которую платят деньги. А об отношениях в семье – и подавно.

Отношения с подростками – сложно. Сделать так, чтобы обязанности подростка в семье были понятны и выполнены – тоже непросто. Используйте свои знания о секретах мотивации подростков – и все постепенно получится.

ПОЧЕМУ ВАЖНЫ ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ?

Разумеется, ребенок не может выполнять ту же работу по хозяйству, что взрослый человек. Нужно давать ему задания по силам. Семейные обязанности детей важны по следующим причинам:

  1. Помощь по дому формирует у детей знания и навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
  2. Когда ребенку дают какое-то задание, то у него развивается ответственность за свои поступки. Если у него что-то не будет получаться, он узнает, что значит работа над ошибками.
  3. Есть мнение, что человек не поймёт, как обстоят те или иные дела, пока не попробует их на собственной шкуре. Так же и дети остаются в неведении, сколько сил потрачено на ужин и чистую квартиру, пока сами не испытают это на себе. Узнав, как непросто поддерживать домашнее хозяйство, дети начнут больше уважать родителей за их труд.
  4. Если у ребенка получается выполнить хотя бы небольшую задачу по дому, то это может служить поводом для гордости. Даже за небольшое достижение похвалите малыша, и тогда в следующий раз он с ещё большим усердием примется за дело.
  5. Для выполнения некоторых обязанностей дети используют логическое и образное мышление, память, фантазию. То есть идет развитие интеллектуальных способностей малыша.

  6. Поручив ребенку даже небольшое задание (например, мытье посуды или подметание пола), родители освободят время для себя, для своего отдыха.
  7. Когда сын или дочь помогают вам по дому, они учатся работать в команде. Этот навык очень важен для будущего любого человека. В школе, в университете, на работе всегда придется вливаться в новый коллектив и учиться работать с другими людьми. Будет здорово, если это обучение начнётся в детстве вместе с семьёй, когда при приготовлении ужина происходит распределение обязанностей. Дочь моет овощи, мама режет салат, папа жарит мясо.
  8. Когда вашему малышу становится скучно, то самый продуктивный вариант – это привлечь его к домашнему хозяйству. Ведь это куда лучше, нежели очередной час провести за телевизором или компьютером.
  9. Обязанности по дому формируют у ребенка также такие качества, как честность и пунктуальность. Во-первых, мы ждём от малыша, чтобы он всё сделал правильно, без хитростей. А во-вторых, мы ставим ему точные сроки выполнения действий, в которые он должен попасть. Например, убрать свою комнату до ужина.

Можно ли приучить детей к самостоятельности

Не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах. Но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни. 

Очень важно подойти к вопросу системно. Родитель должен сразу понимать, что взросление ребёнка — процесс из множества этапов

Формирование самостоятельности у детей начинается в два-три года, когда они учатся базовым навыкам вроде ходьбы, и продолжается до 15–16 лет. Этот путь требует длительной и постоянной работы со стороны родителей.

Родитель должен с самого начала хотя бы примерно представлять, в каком возрасте его ребёнок сможет самостоятельно совершать определённые действия, — так, чтобы на него можно было полностью положиться в конкретном деле. Например, оставить продукты в холодильнике, зная, что ребёнок сам сможет приготовить себе обед или разогреть готовую еду. После того, как цель обозначена в обозримом конкретном будущем, можно разбивать путь к ней на шаги.

Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее — познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам испытает на практике. 

Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки — и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.

<<Форма демодоступа>>

Могут ли родители заставлять работать?

Чтобы получить ответ на вопрос: “Могут ли родители заставить ребенка работать?”, достаточно обратиться к Конституции РФ и ТК РФ. Что говорит закон по этому поводу?

Статья 37 Конституции гласит, что труд в нашей стране свободен. Любой человек может использовать свои возможности, выбирать занятие, профессию по желанию. Никто не может принудить его выполнять ту работу, которую он не хочет. Эта же позиция содержится в статье 4 ТК РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что ни один человек не может заставить выполнять работу. Родители — не исключение. Таким образом, если ребенок (14-16 лет) сам пока что не желает работать, родитель не может заставить его это делать.

Другое дело, если юный гражданин сам принял решение подработать. До 16 лет обязательно требуется разрешение взрослых (матери, отца или опекунов), органов опеки. Кроме того, трудовым законодательством предусмотрен ряд льгот, касающихся трудовой деятельности подростков.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Личность важнее порядка

Важно помнить, что в детстве формируется представление ребенка о целом мире, и может быть печально, если у прагматичного малыша получится успокоить себя только уборкой. Или творческий фантазер не сможет никак проявить себя в жизни, потому что будет чувствовать себя плохим и неправильным из-за создаваемого им хаоса

Родителям стоит обращать внимание на характер и темперамент своего ребенка, позволять ему оставаться собой, помогать развивать врожденные таланты, так как это в жизни принесет гораздо больше пользы и радости, чем приучение к порядку. Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован

Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован.

Передавайте ответственность ребенку постепенно, не вручайте обязанности «вдруг», потому что он «уже большой».

Чем больше вы делаете вместе, с хорошими эмоциями и без упреков и поучений, тем больше дел ребенок будет готов выполнять сам с удовольствием.

Когда приобщать ребенка к семейным обязанностям

На самом деле, чем раньше вы приучите своего кроху помогать по дому, тем лучше. К тому же все малыши любят копировать родителей и все повторять, легко включаются в любой процесс как в игру. Всегда можно найти какое-нибудь легкое поручение даже для самого маленького карапуза. Так он будет с раннего возраста привыкать к мысли, что его помощь приносит пользу, и в будущем постепенно будет становиться еще более самостоятельным, ответственным и уверенным в своей значимости.

Начиная со школьного возраста детей нужно приучать к элементарным навыкам самообслуживания: заправить за собой постель, самостоятельно разогреть обед, отнести свои вещи в стирку и т.д.

Дети старшего школьного возраста вполне могут самостоятельно справиться с уборкой у себя в комнате и выполнять несложные поручения от родителей. Например, сходить в ближайший магазин за хлебом.

Начинаем приучать с раннего детства

Маленькие дети обычно стремятся принять участие в том, чем занимаются их родители. Например, когда мама моет посуду, малыш может проявлять интерес, и даже изъявить желание попробовать сделать это самостоятельно. Когда папа что-то ремонтирует в доме, это вызывает не меньший интерес и любопытство. Но родители, как правило, только прогоняют ребенка, чтобы он не мешал

В итоге он теряет интерес к домашним делам, так как все равно это ему делать не разрешают, и направляет свое внимание на другие действия. Это скажется на поведении в дальнейшем

Когда мама захочет приучить ребенка помогать, сделать это будет уже намного труднее. Ведь родители сами приучили его к тому, что в домашних делах он участвовать не должен. Даже с возраста 2 лет ребенок может выполнять какие-либо небольшие задания.

В возрасте 2-4 лет

Ребенок уже вполне все понимает, и может выполнять простые просьбы родителей о помощи. Например, принести книгу или другой предмет из другой комнаты. В 3-4 года малыш может начать учиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Он должен знать, где лежит его одежда и обувь, и убирать их на место.

Когда малышу 4-5 лет

В этом возрасте задания могут быть более сложными. Малыш должен уметь после игры положить игрушки на место, рассортировать одежду, носочки. Вместе с мамой он может разложить принесенные из магазина продукты, протереть пыль с мебели, поставить на стол тарелки. Главное, чтобы ребенок понимал, что он помогает маме с делами, так как ей тяжело со всем справиться. Покажите ему, что вы цените это.

От 5 лет

Это уже достаточно взрослый ребенок, чтобы поддерживать чистоту в своей комнате или на своем рабочем месте. Ведь скоро он пойдет в школу, и там ему придется обходиться без помощи родных. Он должен четко понимать свои обязанности. Например, поручите ему поливать цветы хотя бы в своей комнате, застилать постель, собирать свой рюкзак сначала в садик, а затем и в школу. При необходимости можно составить график и списки. В возрасте 7 лет ребенок уже может самостоятельно пойти на прогулку с собакой (конечно, если она небольшая). Он уже может мыть за собой тарелку, приготовить чай, бутерброд.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий