Старые новые детские болезни
— А объективно сейчас появляются какие-то новые болезни — или раньше было лучше?
— Нет-нет, золотой век был не 50 лет назад, он наступил сейчас. Никогда раньше не было такого прогресса — медицинского, научного, общественного.
Конечно, каких-то болезней становится больше. Гепатиты, вирус папилломы человека, появившийся как следствие сексуальной революции. Я уж не говорю про ВИЧ. И вообще, что считать новым? Те же коронавирусы известны давно, просто они не обладали пандемическим потенциалом.
Вообще, очень сложно сравнивать нынешнюю болезнь с тем, что было век назад, когда не существовало никакой статистики. В наших с вами детских карточках был записан диагноз «коревая краснуха», а что это такое — поди разберись. В отсутствие ПЦР и ИФА-методов, любая красная сыпь для простоты называлась корью, краснухой или коревой краснухой. Хотя это могла быть амоксициллин-ассоциированная сыпь, или сыпь, ассоциированная с вирусом Эпштейна-Барра, или внезапная экзантема, да мало ли. На самом деле, множество различных состояний покрывалось вот этим зонтиком «коревая краснуха».
Идет разделение, углубление знаний. И нашим потомкам будет сложно сравнивать данные 10-х годов XXI, со, скажем, с 50-ми годами XXI века.
— Но зато появляются какие-то удивительные болезни, которые считались давно забытыми. У моих детей, например, были вши.
— Педикулез в принципе некорректно называть старым явлением, оно никуда не уходило. Другое дело, что это стигматизированная болезнь, поэтому вам кажется, что вши — это что-то редкое и давнее. Если бы ребенок заболел сегодня сыпным тифом, который передается вшами, то это было бы более чем удивительно, потому что это все-таки окопная болезнь. А вши, чесотка, глисты встречаются в любых слоях общества, у людей с самым высоким уровнем гигиены.
— Почему за вшей нам стыдно, а за вазомоторный ринит не стыдно? Я ведь чуть не наорала тогда на медсестру.
“Признавайтесь, кто принес в садик сопли и ветрянку!” И что делать, если родитель одного из детей — носитель ВИЧ
— Потому что ринит социально не окрашен, вы в нем не виноваты, и это заболевание не несет в себе угрозы другим людям. Но как только вашим знакомым придется выбирать между сочувствием и желанием обезопаситься, чтобы не заразиться, они выберут второе. Вы окажетесь в социальной изоляции, потенциально подвергнетесь травле. Это обычные социальные механизмы.
Первая защитная реакция в таких случаях — гнев и отрицание. Это касается любого диагноза. Мы изначально представляем себя справедливыми, бессмертными и стройными, пока жизнь не внесет коррективы. Но этим коррективам мы активно сопротивляемся. Убивать гонца с дурными вестями — давняя традиция. Сейчас это приобрело более цивилизованные формы — можно, например, накричать на медсестру.
Автономные поддержи
Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.
1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.
Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует
Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.
Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая – это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию
Советы бабушек
– С какими ещё проблемами сталкивается сегодня врач-педиатр?
Статья по теме
Камчатская краевая больница имени Лукашевского отметила своё 60-летие
В СМИ сегодня стали популярными публикации о вреде прививок. Но если бы люди знали, к каким трагическим последствиям приводит отказ от вакцинации! Дифтерия за несколько дней может унести жизнь ребёнка, а полиомиелит — оставить инвалидом! Нужно знать и понимать, что прививают только от тех заболеваний, которые часто приводят к летальному исходу или инвалидности. К сожалению, для некоторых родителей это не аргумент.
Показателен и такой пример — врачи нашей поликлиники по собственной инициативе попытались организовать школу молодых родителей. На занятие пришли… всего два человека! К сожалению, люди предпочитают вместо рекомендаций квалифицированных специалистов следовать советам бабушек и подруг!
Особая тема — отношение пациентов к врачам. Входить в кабинет без приглашения, раздражённо хлопать дверью, требовать выписать различные справки и направления по желанию самого пациента или его родителя — привычное дело! Низкий уровень культуры демонстрировать уже не стесняются.
– А каково состояние здоровья современных детей?
Статья по теме
Камчатские врачи утверждают: отказ от прививки сопоставим с преступлением
Другая негативная тенденция — проблемы со зрением. Практически 80 % выпускников школ в той или иной степени страдают близорукостью. А гиподинамия в школьном возрасте приводит к проблемам со стороны органов желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Отрадно, что с открытием в Елизове ФОКа у детей и подростков стали популярными увлечение плаванием и занятия в спортивных секциях.
Почему стоит верить тем, кто ЗА
Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.
Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.
Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.
Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.
Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.
Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.
Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.
В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.
Приемы и методики
Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.
В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.
В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:
- Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.
- Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
- Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.
Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.
Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:
- Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
- Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
- Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
- Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
- Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.
Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.
Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.
Проблемы осени
– Какие месяцы в году самые сложные для педиатра?
– Осень, период межсезонья. Для участковых педиатров самым напряжённым временем является сентябрь — начало октября. Пора отпусков ещё не закончилась, и многие врачи в это время работают на двух участках. А тут как раз на Камчатку после летнего отдыха возвращаются родители с детьми-школьниками. И к основной работе с пациентами добавляется выписка громадного числа справок школьникам — на посещение различных кружков и спортивно-оздоровительных секций. Нагрузка на приёме увеличивается в разы!
Я думаю, вопрос со справками нужно решать на уровне министерств образования и здравоохранения. Либо их оформлять в мае — июне, сразу после окончания учебного года, либо позже, когда завершится период отпусков у участковых педиатров.
Другая проблема осени — простудные заболевания. Видимо, трудно перестроиться и вовремя начать одеваться потеплее. Здесь родителям нужно быть особенно бдительными и, конечно, не отправлять в школу заболевших детей.
Сейчас, кстати, у нас начинается вакцинация от гриппа. Делать эти прививки нужно. Привитые дети болеют ОРВИ реже и легче их переносят. Факт очевидный — мы не видим теперь таких массовых вспышек гриппа и ОРВИ, как прежде. А кроме того, для уменьшения заболеваемости детей младшего возраста в национальном календаре прививок появились, наконец, давно ожидаемые педиатрами прививки — против гемофильной палочки и пневмококка. Эти инфекции часто осложняют течение ОРЗ у детей отитами и пневмонией…
Советы педиатра
Не занимайтесь самолечением, злоупотребляя жаропонижающими средствами и антибиотиками! Эти эксперименты могут иметь очень серьёзные последствия. Например, бесконтрольный приём антибиотиков при ОРВИ вызывает дисбаланс собственной микрофлоры человека и может привести к таким осложнениям, как отиты, синуситы, аденоидиты, пневмонии. Кроме того, к этим препаратам формируется быстрое привыкание, и потом, когда необходимость в антибиотиках у человека всё-таки возникнет, они уже будут неэффективны…
Основные правила купания грудничка
Купать новорожденных нужно правильно. Существуют определенные рекомендации:
- Первое купание длится 5 минут и делать это нужно в вечернее время. Вода должна быть кипяченой и составлять 36,6 – 37 градусов.
- Новорожденного следует обтирать мокрым полотенцем или влажными салфетками несколько раз в день. Купают его при необходимости.
- В жару, при кожных раздражениях, опрелостях и сильном потоотделении мыть малыша нужно гораздо чаще.
- Когда пупочная ранка заживет, грудничка можно купать во взрослой ванне с использованием проточной воды.
- Шампунь и мыло следует применять не чаще одного раза в неделю. В первые 2 – 3 месяца голову малышу моют детским мылом, а уже в дальнейшем используют шампунь.
- Для купания приобретают гипоаллергенные моющие и косметические средства с натуральными составами, подходящие ребенку по возрасту.
- Травяные добавки в виде календулы, ромашки или череды используют после 3 – 4 месяцев, а хвойно-солевые ванны предусмотрены для детей старше 6 месяцев.
- Перед купанием ванну нужно вымыть содой, хозяйственным мылом или другими безопасными средствами.
Купание младенца в первый месяц
За новорожденным ребенком нужен особый уход. В этот период грудничка следует купать в детской ванночке или его тело просто обтирают влажными салфетками.
Как часто купать новорожденного? Делать это можно каждый день, желательно в одно и то же время. Перед купанием в ванночку наливают кипяченую воду и ждут, пока она не остынет до необходимой температуры. Затем малыша раздевают, а чтобы он не испугался, его нужно подержать на руках и прижать к себе. Погружать в воду его следует постепенно и аккуратно.
Необходимо заранее подготовить столик, на котором новорожденного будут вытирать после купания. Нужно постелить простынь или пеленку, а искупавшегося малыша закутывают в махровое полотенце. Вытирая грудничка, кожу не растирают, а слегка промакивают влагу. Обязательно обрабатывают пупочную ранку перекисью водорода. Кожу новорожденного для смягчения и увлажнения смазывают специальным маслом или лосьоном. Затем надевают памперс и одежду.
Купание малыша после месяца
Когда ребенку исполнится месяц, его уже можно купать в обычной ванной. Но обрабатывать ее следует гораздо тщательнее. При этом, многие родители используют гамак или детскую горку, что упрощает процедуру, так как не приходится наклоняться к малышу слишком низко. Кроме того, грудничок, находясь на горке или в гамаке, не скользит по ванне.
Воду для купания уже не кипятят. Температуру воды следует снижать на один градус каждую неделю, а время купания увеличивают до 15 – 20 минут. Обязательно ли купать ребенка после месяца каждый день? В этом возрасте такую процедуру проводят несколько раз в неделю, а при использовании мыла и других средств – раз в 7 дней. Купая малыша, нужно тщательно промывать каждую складочку, а поливать его следует из ковшика. Многие дети боятся воды и начинают капризничать, поэтому в воду можно бросить различные игрушки. Они помогают расслабиться и отвлечься.
Когда ребенку исполняется 6 месяцев, можно использовать для ванны различные добавки. Очень полезны хвойные ванны, которые:
- укрепляют иммунитет;
- успокаивают;
- нормализуют сон;
- улучшают состояние кожи;
- устраняют опрелости и сыпь.
Помимо этого, они полезны для лечения нервных заболеваний и органов дыхания. Ванны с добавлением пустырника или валерианы хорошо помогают при бессоннице, сильном стрессе, нервных расстройствах. При коликах и спазмах рекомендуется делать ванну с фенхелем, а при сильных раздражениях или опрелостях на коже – с ромашкой, чередой или календулой.
Таким образом, на вопрос, как часто купать новорожденного ребенка, можно ответить, что делать это следует практически каждый день. Использовать мыло и шампуни в этот период нежелательно. Такая процедура приносит организму младенца огромную пользу, стабилизируя давление, кровоснабжение и налаживая координацию.
Особенности
Водные процедуры полезны абсолютно для всех малышей с самых первых дней жизни.
В утробе матери крохи находятся в водной среде, а потому она для них является привычной и родной. В воде карапуз чувствует себя как дома. Купание — не только гигиеническая процедура, направленная на то, чтобы кожные и волосяные покровы ребенка были чистыми. Прием ванн способствует физическому развитию, несет в себе элемент игры, а потому оказывает положительное действие на умственное и эмоциональное развитие малыша.
Современные врачи на купание смотрят более демократично.
У родителей со стажем, как правило, трудностей при первом купании новорожденного дома возникает значительно меньше, чем у новоиспеченных мам и пап, которые всего лишь несколько часов назад получили на руки первенца. Комаровский советует сохранять спартанское спокойствие. Именно оно является гарантией успеха в нелегком деле купания крохи.
Все о совместном купании с грудничком
Здравствуйте, Людмила!
Моему сыночку 1.5 месяца и он очень не любит купаться. Каждое купание у нас заканчивается страшной истерикой. Я успокаиваю его по 40 минут, а ребенок весь красный и уставший еще долго всхлипывает.
Я подумала, что может быть мне уже вместе с ним принимать ванну и ему так будет спокойнее.
Но хочется узнать ваше мнение, можно ли купаться с ребенком в ванной?
Подскажите, пожалуйста
Катя.
Спасибо за интересный вопрос. Давно и сама хотела разобрать этот момент, но ваше письмо заставило приступить к написанию статьи.
Купание может стать, как расслабляющей и восстанавливающей процедурой для ребенка, так и превратиться в стрессовый момент, после которого ребенок будет плакать, уходить в глубокий, стрессовый сон, а также вызвать страх и отвращение к воде на всю жизнь.
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания
Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте
Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
- Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
- Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
- Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.