Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу “Монтессори и новое воспитание”.
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Как меняется технология развития для разного детского возраста

В зависимости от возраста детей, особый акцент в организации игрового пространства делается на ту либо иную зону

Так, для малышей до 3 лет особо важно тактильное, цветовое, слуховое восприятие, поэтому в практической и сенсорной зоне представлено, как можно, больше игр и предметов, а в языковой могут лежать просто несколько книг с необычными принтами или обложками. Переживая кризис трехлетнего возраста, карапуз «ищет» и «познает» себя, начинает отделять свою личность от родителей

Поэтому в этом возрасте важно, чтобы игровое пространство предоставляло как можно больше возможностей проявить самостоятельность, самому понять, как взаимодействовать с тем либо иным предметом. Активный интерес вызывают предметы, которые присутствуют в жизни старших братьев, сестер – школьные доски, мел, губка, различные линейки со сложными геометрическими фигурами. Развитие старших деток, от 6 лет, должно быть направлено на познание Вселенной, внешнего мира, иных культур, жизни других народностей, поэтому расширяется Космическая зона. Сейчас в Монтессори-группах появляются новые зоны: музыкального развития, искусства, двигательная, творчества. Методика не стоит на месте, развивается.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Они легко и быстро обучалась, в 13 лет ее даже приняли в техническую школу, где ранее не давали образования девушкам. Любимый предмет Монтессори – естествознание, поэтому она решила заняться медициной. Она была первой женщиной-врачом в Италии.

В течение своей работы женщина столкнулась с детьми, страдающими выраженной умственной отсталостью. Она задумалась над проблемой адаптации таких малышей к обществу, поэтому открыла специализированное учебное учреждение.

В процессе работы с такими детьми женщина задумалась, что было бы, если бы их поместили в среду, которая не отвергает их

Ей было интересно: если не ограничивать малышей с интеллектуальной недостаточностью стенами больниц, позволять им играть с теми же игрушками, с которыми играют и нормальные дети, обеспечить вниманием со стороны взрослых и опытных педагогов, смогут ли они дойти до уровня развития своих сверстников?. Монтессори изучала труды многих ученых

Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии

Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии.

Мария создала систему упражнений на мелкую моторику – это помогало развитию речи. Для облегчения понимания детьми сути заданий, она разработала особые пособия и игры, позволяющие таким малышам познавать мир вокруг. В результате ее усилий умственно отсталые дети смогли выучиться чтению, письму и счету ранее нормально развивающихся сверстников.

В дальнейшем Монтессори открыла в Риме Дом ребенка, в котором педагогическая работа проходила по ее наработкам. Женщина с помощниками разработала множество дидактических пособий, которые постоянно улучшались. Множество материалов во время реализации она отбрасывала, поэтому те пособия, что дошли до современных педагогов, считаются наилучшими и проверенными временем.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Правила работы с дидактическим материалом

  1.  Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

 Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Развивающая среда

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Тем родителям, которые решили создать аналогичную развивающую среду у себя дома, может быть полезна информация о том, как делать монтессори-материалы своими руками.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать бизиборд своими руками в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы

Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость

Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать

Создайте условия!

Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом.  Для этого мы сделаем специальные зоны.

Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:

– зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);

– зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

– зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;

– зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;

– зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;

– зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны – это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Специфика развития по системе Монтессори

Главная особенность подхода в том, что обучение детей по системе Монтессори позволяет малышам жить в реальном мире, а не играть в него. Они используют в быту обычные предметы, а не их игрушечные аналоги, с раннего возраста сталкиваются с необходимостью выполнения «взрослых» задач (уборка, готовка, ремонт и т.д.). Дети в такой обстановке быстро привыкают к тому, что они должны сами отвечать за свои действия и исправлять собственные ошибки.

Сенсорное

Этому моменту в системе Монтессори отводится повышенное внимание. Работа с особыми сенсорными материалами стимулирует мозговую активность, закладывая основы развития математических способностей

В результате занятий дети начинают мыслить более точно и логично, благодаря чему происходит безболезненный переход к математическим терминам. Работа основывается на обеспечении малышу доступа к максимальному количеству разных материалов. Перебирая объекты с отличающимися свойствами и характеристиками, дети развивают зрение, слух, обоняние, вкус, восприятие формы, веса и текстуры. Дополнительно стимулируется мускульная память.

Математическое

Система образования Монтессори не требует целенаправленного изучения математических действий. Все происходит естественно за счет среды, которая специально пропитана математикой. Отведенная для этой области зона пособий и материалов содержит объекты, благодаря которым дети осваивают принципы сложения, вычитания, деления, умножения, порядкового счета. В одних случаях он обращается к воспитателям, в других действует интуитивно, чего в комплексе оказывается достаточно.

Языковое

Каждый день, пребывая в среде, оформленной по системе Монтессори, дети расширяют свой словарный запас, учат буквы, правильное написание и чтение слов. Они не просто занимаются с кубиками или листают азбуку, а рисуют символы на манке или другой крупе, лепят буквы самостоятельно, используют разные варианты подвижного алфавита. Одновременное стимулирование нескольких зон головного мозга при изучении языка способствует развитию письма, речи, подталкивает рост уровня интеллекта.

Космическое

Эта область воспитания предназначена для формирования у ребенка целостного восприятия мира. Монтессори педагог, заручившись специальными материалами, самыми простыми словами объясняет детям сложные вещи. Малыши естественным путем знакомятся с природными процессами, изучают географию, историю, животный и растительный мир, даже строение человека. Информация подается так, чтобы воспитанники сразу начали воспринимать себя не в качестве стороннего наблюдателя, а неотъемлемой частицы космоса.

Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».

Развивающая среда

Развивающая среда – специально разработанное для спокойного самостоятельного обучения ребенка окружение, в котором для него постоянно доступны пособия и приспособления. Ничего лишнего здесь быть не должно, все должно быть хорошо продумано.

Мебель

Любому ребенку интересны окружающие его вещи, однако часто они ему недоступны, он не может их потрогать. К тому же, малыш совершенно не знает, как поступать с интересующими его предметами. В садах, реализующих принципы развития Монтессори, это решили таким образом: сделали специальные пособия, доступные малышу.

В качестве примера можно рассмотреть простую парту. Данный предмет мебели используется во время обучения, ребенок должен сидеть и слушать материал либо выполнять задания педагога. Однако использование парты ограничивает двигательную активность ребенка, не дает ему реализовать познавательные возможности. Монтессори предлагает решить проблему следующим образом: взять легкие столы и детские стулья, коврики. Малыш по своему желанию может перенести мебель в удобное для него место.

Большинство взрослых не позволяют ребенку изучать предметы вокруг, постоянно говоря «не балуйся, не трогай». Монтессори говорила, что необходимо направить деятельность ребенка на использование интересующих его предметов, даже позволять ему наводить беспорядок (однако потом он должен за собой убрать!). Ребенок должен научиться убирать за собой, правильно пользоваться какой-либо вещью обихода, и это ему действительно интересно. Родитель может лишь направлять его, подсказывая, как правильнее поступить.

Дидактические материалы, пособия

Методика раннего развития Монтессори предполагает использование специализированных пособий и материалов. Зачем они нужны? Чтобы добиться различных целей, поставленных педагогом

Например, играя разноцветными геометрическими фигурами, малыш познает цвета, учится заострять внимание, запоминает названия этих самых фигур. К тому же, ребенок учится находить ошибки в своих действиях, исправлять их

Советы:

  • комната ребенка должна быть яркой и приятной на вид;
  • у малыша в каждой комнате должно быть место под его личные принадлежности: к примеру, в ванне выделить место под зубную щетку и полотенце, на кухне – под столовые принадлежности, в гардеробе дать ему отдельную полку;
  • ребенку можно позволять пользоваться материалами для чистки: небольшой губкой, тряпочкой для пыли, веником для уборки собственной комнаты.

Разумеется, нет нужды давать ребенку потенциально опасные для него предметы (вроде острого ножа), однако посуда, коробочки, флаконы и так далее должны быть настоящими. Подопечный должен свободно использовать их. Причем действия должны быть близкими к реальности: воду можно перелить, бумагу – порезать, пыль – вытереть, пол – помыть и так далее.

Важные нюансы:

материалы должны быть интересны для малыша, поскольку если его внимание действительно захвачено какой-то вещью, он стремится ее изучить. В таком случае со стороны взрослого требуется лишь небольшая поддержка;
материалы должны помочь ребенку познавать мир вокруг, скооперировать сведения теоретического и практического плана – тем самым формируется жизненный опыт;
материалы должны стимулировать двигательную активность ребенка;
материалы должны положительно влиять на самообучение, возможность анализа своих ошибок и их исправления

Ребенок должен научиться ориентироваться в своей деятельности, ставить цели и достигать их.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий