Когда вводить прикорм грудничку

Почему вводится прикорм в питание ребенка?

К 4–5 месяцам малыш весит уже вдвое больше, чем при рождении, и гораздо активнее двигается. Ему нужно больше энергии и питательных веществ. В расчете на 1 кг массы тела эта потребность у малыша на первом году жизни выше, чем во все последующие периоды.

Но материнское молоко ее уже не может обеспечить. Не только потому, что растущему ребенку уже не хватает получаемых витаминов и микроэлементов – железа, кальция, цинка, фосфора и т.д. В самом женском молоке постепенно становится меньше белка, аминокислот, жирных кислот. Дети, питающиеся исключительно маминым молоком, с полугода уже состоят в группе риска т.н. железодефицитных состояний.

Педагогический прикорм при искусственном вскармливании

Педагогическим прикормом, или естественным, называют методику, при которой нет определенных требований к последовательности ввода продуктов. Малыш просто пробует еду с общего стола очень маленькими порциями.

Сторонники педагогического прикорма считают, что классическая методика (пюре из баночки) не побуждает малыша развивать жевательные навыки, самостоятельно брать пищу и в целом проявлять инициативу.

Однако специалисты предупреждают о возможных негативных сторонах педагогического прикорма:

  • ребенку сложно воспринимать маленькую крошку как еду;
  • если малыш пробует с общего стола несколько продуктов, то в случае аллергической реакции трудно выявить причину.

Поэтому маме, прежде чем решиться применять педагогический прикорм, необходимо посоветоваться со специалистом, основательно взвесить все «за» и «против», продумать рацион семьи так, чтобы он подходил ребенку.

Порядок введения прикорма при искусственном вскармливании малыша

Ориентируемся на основные правила:

  • продукт предлагаем до смеси, с ложечки;
  • следим за переносимостью;
  • введение любой новой еды начинается с одного продукта;
  • изначально консистенция гомогенная (единообразная). С возрастом увеличиваем густоту пищи, начиная с любимых блюд малыша. Постепенно доводим консистенцию до плотной, которую нужно жевать.

Схема прикорма при искусственном вскармливании также предполагает, что:

  1. первое знакомство с продуктом из определенной группы (к примеру, овощем) проводим во второе утреннее кормление, до того, как предложить смесь;
  2. спустя месяц предлагаем продукт уже из другой продуктовой группы (например, каш);
  3. спустя еще месяц — продукты третьей группы, мясо.

В среднем каждая новая группа продуктов вводится через месяц после предыдущей, хотя иногда интервал бывает и меньше — 2–3 недели. В течение этого периода малыш знакомится с разными вкусами этой группы: пробует пюре из разных овощей, каши из разных злаковых.

По мере взросления и увеличения порции прикорма одно кормление смесью постепенно полностью заменяется на кормление продуктами прикорма. Но первое время в конце кормления нужно обязательно докармливать ребенка смесью до полного объема кормления.

Важно:

  • нежелательно начинать прикорм в жаркую погоду и во время профилактической вакцинации;
  • если продукт плохо переносится, исключаем его как минимум на 1 месяц и только потом делаем повторную попытку.

Когда вводить первый прикорм

Сроки введения прикорма – предмет жарких дискуссий среди педиатров. И если в прошлом веке разнообразить детское меню рекомендовалось уже в возрасте двух месяцев, то сейчас сроки пересмотрели. Грудное вскармливание считается оптимальным питанием в течение первого полугодия жизни младенца по нескольким причинам:

  • поставляет витамины, ферменты и гормоны, необходимые для роста и развития;
  • способствует заселению кишечника полезной микрофлорой, которая защищает организм от инфекций;
  • процесс сосания служит основой для формирования правильного прикуса;
  • создает тесную психологическую связь между мамой и ребенком.

После длительных обсуждений специалисты по питанию из разных стран нашли “золотую середину” – оптимальный возраст для введения прикорма. Рекомендации Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) звучат так :

  • желаемая цель – сохранить грудное вскармливание до 6-месячного возраста ребенка;
  • грудничок должен находиться на грудном вскармливании как минимум на протяжении 17 первых недель жизни (то есть до 4 месяцев);
  • первый прикорм ввести в рацион необходимо не раньше 4 месяцев, но не позже 6-ти.

То есть идеальное время для введения прикорма – детский возраст от 4 до 6 месяцев. Под прикормом подразумеваются все жидкие и твердые продукты, за исключением молочных смесей и материнского молока. Подобных рекомендаций придерживаются эксперты Всемирной организации здравоохранения , а также Американской академии педиатрии . В России принята “Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни”, согласно которой начинать прикорм также рекомендуется в возрасте 4-6 месяцев .

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.

Последовательность введения продуктов прикорма

От того, насколько адекватно составлен рацион ребенка до года, зависит его здоровье «не только в течение этого периода времени, но и на протяжении всей его жизни», — говорит Национальная программа оптимизации вскармливания. Это основной документ, разработанный ведущими отечественными специалистами, которые ориентируются в т.ч. числе на экспертов ВОЗ.

Схема прикорма по месяцам        

Принимая во внимание индивидуальные особенности малыша, врач может порекомендовать некоторые продукты предлагать несколько раньше — или, наоборот, немного позже, чем указано в схеме. Но большинство продуктов довольно строго «привязаны» к определенному возрасту — точнее, к степени зрелости организма и готовности малыша к знакомству с ними

А готовность в каждом конкретном возрасте — разная.

Правила прикорма — универсальны:

  • новый продукт предлагаем с 1/2 чайной ложки, за 5 дней-неделю понемногу увеличиваем до объема, который рекомендован в определенном возрасте;
  • следим за переносимостью – для этого вводим блюдо в 1-й половине дня;
  • кашу вводим сначала из 1 вида крупы, безмолочную, безглютеновую, разведенную грудным молоком или принимаемой детской смесью. Когда уже «опробованы» по отдельности разные виды таких злаковых, можно вводить каши из двух видов безглютеновых круп. Тем же образом «знакомим» малыша с кашками из глютеновых круп. Каши остаются безмолочными, разведенными грудным молоком или детской смесью;
  • пюре предлагаем для начала односоставные — из одного вида овощей. Потом — из другого, а после можно перейти на пюре из нескольких знакомых видов;
  • вводим только один новый продукт за раз;
  • не подслащиваем блюда и не подсаливаем;
  • предпочтительны готовые блюда промышленного производства, т.к. они прошли проверку безопасности;
  • прикармливаем с ложечки, делаем это до того, как приложить к груди/покормить смесью;
  • не следует предлагать незнакомый продукт при острой инфекции; ждем как минимум 3 дня до и после вакцинации;
  • в 9–10 месяцев понемногу заменяем пюреобразную текстуру мелкоизмельченной.

Как вводить фруктовое пюре и молочные продукты?

Фруктовое пюре можно добавить в меню только после мяса1,3.

Вкусные фруктовые пюре рекомендуют детям со сниженными аппетитом или склонностью к запорам, особенно если овощное пюре с растительным маслом не помогло отрегулировать частоту стула1,3.

В 8-9 месяцев одно кормление грудным молоком или смесью нужно заменить йогуртом или кефиром, добавив к ним печенье3. Оптимальное количество кисломолочного продукта – не более 200 мл в сутки1,3.

А вот употреблять молоко (коровье, козье или другое) в первый год жизни не рекомендуется1,2. Если ребенок склонен к аллергии, коровье молоко может нарушить работу кишечника и затруднить усвоение некоторых микроэлементов, например, меди и цинка3. Кроме того, цельное коровье молоко – калорийный продукт, которым не стоит злоупотреблять4. Животное молоко до 12 месяцев можно использовать только в составе молочных каш3.

С чего начинать

Для прикорма ребенку понадобится кормительный стул, посуда: мягкая ложка с ограничителем и тарелка с крышкой, можно на присоске, чтобы ребенок не мог её опрокинуть. Стул и своя посуда нужны ребенку не только для удобства, но и для понимания культуры приема пищи. Лучше, если прикорм вводится в определенное время дня для создания привычки.

Основные рекомендации для начала прикорма:

  • учитывать национальные особенности. У нас в стране традиционно начинают с овощного пюре, чаще всего с кабачка. В других странах первый прикорм может быть авокадо или манго
  • если ребенок отказывается от одного продукта, лучше подождать три—четыре дня и повторить
  • не стоит добавлять соль или сахар и предлагать фруктовые соки или сладкие напитки с сахаром, лучший вариант для питья — обычная вода.

Правила первого прикорма

Новую еду вводят постепенно, небольшими порциями, по одному продукту за раз. При этом соблюдают несколько правил:

Давать новые продукты малышу можно только при условии, что он здоров. Лучше отложить эксперименты с рационом, если недавно была прививка или ее скоро будут делать, если ребенок по какой-то причине испытывал стресс или плохо спал, если на улице жаркая погода.
Порции увеличивают постепенно. В первый раз достаточно нескольких граммов (половины детской ложки). Этого хватит, чтобы ребенок попробовал новый продукт, чтобы его организм подготовился к расширению рациона. Даже если малыш хочет продолжать есть, не нужно давать ему сразу много нового продукта. Количество прикорма доводят до рекомендованного суточного объема постепенно, примерно за неделю.
Лучше, если первые продукты будут пюреобразными (обычно это овощные пюре). Они не должны быть совсем жидкими или слишком твердыми. Переходить к более твердой пище нужно постепенно, за несколько недель, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться.
Количество прикорма в первые недели небольшое, но каждое кормление должно оставаться полноценным. Для этого новые продукты вводят, продолжая кормить ребенка смесью или грудным молоком. Это можно делать в любом порядке: сначала давать прикорм, а затем докармливать молоком или смесью, или наоборот.
Лучше давать новые продукты до обеда, тогда в течение дня можно оценить, как ребенок реагирует на них. На случай пищевой аллергии лучше вводить не больше одного нового продукта за раз. Если их будет два или больше, не удастся определить, что вызвало аллергическую реакцию.
Если ребенок отказывается есть, не нужно заставлять его. Один и тот же продукт можно предлагать несколько раз до тех пор, пока малыш не распробует его. Также нельзя заставлять ребенка продолжать есть, если он уже наелся (рис. 2)

Важно, чтобы малыш ел с удовольствием.

Знакомить ребенка с новыми для него продуктами нужно в спокойной обстановке

Важно не нервничать, даже если малыш отказывается от еды. Желательно, чтобы при введении прикорма ребенок сидел вместе с другими членами семьи и принимал пищу, подражая взрослым, привыкая есть вместе со всеми

«При введении прикорма используется единая схема независимо от того, на каком вскармливании находится ребенок, потому что современные детские молочные смеси в значительной степени приближены по составу к грудному молоку»

Скворцова В.А., доктор медицинских наук

С чего начать прикорм в возрасте в 6 месяцев: однокомпонентные продукты

В возрасте от 4 до 6 месяцев знакомство с прикормом начинается с однокомпонентных безмолочных каш или овощных пюре. В первом случае рекомендуются безглютеновые детские каши — гречневая или рисовая, а чуть позже и кукурузная.

Если педиатр рекомендует начать с овощных пюре, они тоже должны быть однокомпонентными. Можно познакомить малыша с детскими пюре из кабачков, брокколи или цветной капустой.

В питании детей раннего возраста рекомендовано использовать продукты промышленного выпуска. Такие продукты проходят строгий контроль качества и имеют консистенцию, которая необходима для малыша.

Фруктовые пюре вводятся в рацион позднее, когда малыш познакомится с овощными, мясными пюре и детскими кашами. Для того, чтобы у ребенка были сформированы корректные пищевые привычки, обязательно получите консультацию специалиста. Лучше всего, если родители будут придерживаться принципов рационального питания сами и прививать подобные привычки ребёнку с раннего детства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий