Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя
Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:
- состояние здоровья ребенка;
- рост;
- темперамент;
- особенности характера;
- а также на отношения между детьми.
Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.
Совет №2
Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.
Совет №3
Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке
Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте
Совет №4
Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.
Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.
Совет №6
В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар
Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно
Совет 1. Сделайте поддержку нормой коммуникации
Для начала задайте себе вопрос: принято ли в вашей семье поддерживать друг друга? Уделяете ли вы время тому, чтобы похвалить ребёнка, узнать, как у него дела, сказать ему что-то приятное?
Поддержка — одна из ключевых родительских функций. Если в семье нет доверительной атмосферы и вечером все молча сидят в телефонах, не стоит рассчитывать, что ребёнок сам начнёт выстраивать с вами близкие отношения.
Чтобы поставить поддержку на первое место, начните отслеживать свои реакции во время разговоров с ребёнком. Если вы чаще реагируете негативно («Почему четыре, а не пять?», «Зачем ты с ним общаешься?», «Даже слушать это не хочу», «Не умеешь — не берись»), уровень поддержки в семье критически низкий. Со временем ребёнок просто перестанет обращаться к вам по каким бы то ни было вопросам.
Возможны и агрессивные ответные реакции, избегание контакта: ребёнок будет закрываться, потому что не получает должной эмоциональной заботы.
А если в ваших реакциях преобладает позитивный настрой («Ничего страшного, получится в следующий раз», «Зато ты попробовал», «Оценки не главное», «Я тебя всё равно люблю»), ребёнок станет охотнее делиться переживаниями и доверять родителям сокровенные вещи.
Когда пора самостоятельно есть ложкой?
В это трудно поверить, но даже годовалый карапуз вполне может сам есть ложкой, а к 1,5–2 годам он будет ловко орудовать этим столовым прибором и не пачкаться, но лишь при условии, что ложку ему дали тогда же, когда начали вводить прикорм.
Как помочь?
Дайте ложку! Не раздражайтесь и не нервничайте, если малыш на первых порах отправит еду не в свой рот, а на одежду, на стол и окружающие предметы. Проявите терпение — дайте ему поупражняться, и он освоит этот навык.
Когда вводите прикорм, обзаведитесь сразу двумя ложками. Одной вы кормите малыша, а второй он кормит себя сам. Первое время он будет лишь играть, а после начнет пытаться есть сам.
Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть?
Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребёнок определённо научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста малыш должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь.
Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.
Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребёнку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.
Младенцы, которые проводят много времени лёжа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.
Как научить ребёнка вовремя ложиться
Как правило, дети идут в кровать неохотно. Даже если они устали, им хочется как можно больше времени провести за любимыми занятиями, поиграть в видеоигры или посидеть в соцсетях.
Если ребёнок привык засиживаться допоздна, не стоит просто загонять его в постель на два-три часа раньше. Такая резкая смена режима сна может привести к бессоннице, снижению общего тонуса и росту нервного напряжения. Время отхода ко сну нужно корректировать постепенно, по десять-пятнадцать минут в два-три дня.
Сформировав у ребёнка режим, постарайтесь более не отступать от него. Конечно, в выходные можно позволить засидеться попозже и подольше поспать, однако проследите, чтобы школьник не слишком сильно выбивался из графика, иначе процесс адаптации к раннему пробуждению придётся начинать сначала.
Кроме того, нужно создать условия, которые позволят организму ребёнка подготовиться ко сну:
- Обеспечьте ребёнку комфортные условия для сна. У вашего школьника должно быть удобное спальное место в помещении с хорошей свето- и звукоизоляцией. В тёплое время года желательно оставлять окно открытым на всю ночь, чтобы в комнату поступал свежий воздух.
- Сбалансируйте физическую и психическую нагрузку в течение дня. Если ребёнок весь день просидел за компьютером с уроками, а затем посетил два кружка — то устал только его мозг, в то время как тело ещё полно энергии. Из-за этого могут возникать трудности с засыпанием. Небольшая физическая нагрузка за три-четыре часа до сна поможет расслабиться вечером.
- Следите за питанием ребёнка. Плотный ужин непосредственно перед сном, особенно если в нём преобладает жирная и острая пища, может не только помешать ребёнку выспаться, но и повредить систему пищеварения. Лучше кормить ребёнка ужином за два-три часа до сна, а перед сном угостить фруктами, йогуртом или зерновыми хлопьями.
- Приглушите свет за час-полтора до сна. Биологические часы человека во многом зависят от уровня освещения. Постепенное снижение яркости света запустит механизм отхода ко сну.
- Постарайтесь убедить ребёнка не пользоваться перед сном гаджетами. Лучше проведите это время вместе. Совместное чтение или прослушивание расслабляющей музыки поможет ребёнку сформировать привычку, полезную для засыпания.
- Многим подготовиться ко сну помогает тёплый душ, под его воздействием вырабатывается расслабляющий гормон — мелатонин.
- Приучите ребёнка готовить все дела с вечера. Чем меньше нужно будет сделать утром — тем дольше можно спать. Объясните ребёнку, что сделанные вечером уроки, собранная сумка и подготовленная одежда позволят сэкономить драгоценные минуты утреннего сна и избавят от утренней суеты.
Соблюдение этих несложных правил поможет вашему сыну или дочери лучше высыпаться и набираться сил. Теперь поговорим о том, как облегчить процесс пробуждения.
Что ещё подтолкнёт малыша сесть?
Чтобы ребёнок вовремя начал самостоятельно сидеть, над его физическим развитием необходимо работать ещё с рождения.
Тот же Комаровский рекомендует не пренебрегать плаванием грудничка в большой ванне. Сейчас для купания младенцев продаётся уйма замечательных приспособлений – круги, шапочки, подушки и матрасики. В воде укрепляются мышцы крохи, стимулируется кровообращение, снимается напряжение и тренируется сердечко.
Ортопеды советуют детям до года сделать около 4 курсов общего массажа. Многие родители считают это лишним. А зря! Некоторые крохи уже после нескольких сеансов радуют мам и пап новыми достижениями. Массаж снимает мышечное напряжение, приводит тело ребёнка в тонус.
Иногда карапуз просто ленится, и у него нет физиологических причин оставаться в горизонтальном положении. Здесь родителям может помочь маленькая хитрость: сделайте так, чтобы ему было неудобно. Пусть он заваливается набок – без вашей помощи он быстрее научится балансировать и самостоятельно находить равновесие.
Растить детей нелегко, это всегда труд, полная самоотдача и неимоверное терпение. Но, когда однажды утром ваше любимое чадо встретит вас сидя в кроватке, или в первый раз сходит самостоятельно на горшок, или прижмётся к вам крепко-крепко – становится понятно, что все это не напрасно!
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
<<Форма курс 1-4>>
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Упражнения
Освоив возможность вставать, можно дать малышу повод использовать этот навык как можно чаще. Делать это можно с помощью некоторых упражнений. Они укрепят мышцы, научат стоять без опоры, подтолкнуть сделать первые шаги.
Занятия:
- Со сменой опоры. Когда малыш уверенно научится подниматься, опираясь на привычную ему основу (на уровне талии), можно заменить барьер на более высокий (на уровне груди).
- Во время того, как ребенок стоит, держась за опору ему можно предложить одну из любимых игрушек. Таким образом, ребенок будет держать руками игрушку, выполняя с ней различные манипуляции, опираясь животом, а не держась руками.
- Приседания. Из положения стоя, ребенка можно научить садиться. Для этого лучше всего использовать предмет, который вызывает явный интерес у ребенка, располагая его рядом со стоящим крохой. Ребенок будет тянуться, пытаться присесть. Родителям необходимо поддерживать чадо в такие моменты.
- Потягивания и перемещения. На стеллаж или другое приспособление с полками разной высоты, на которые ребенок может опереться или за которые может держаться, расставить различные предметы или игрушки. Таким образом, малыш будет тянуть вверху руку, и пытаться приподняться, держась только одной рукой. Данное упражнение послужит в качестве гимнастики для укрепления мышечного корсета и мышц ног.
- Собрать игрушки. Ребенка следует поставить у низкого столика, вокруг которого разложить любимые игрушки. Крохе следует предложить игрушки собрать и положить на стол.
- Поймать мяч. Рядом обычно используемой ребенком опорой, подвесить мяч так, чтобы он размещался на уровне колен ребенка. Ребенок будет учиться балансировать, перенося вес с одной ноги на другую, пытаясь буцать подвешенный мяч.
- Доска для баланса. Занятия с поддержкой можно проводить на специальной балансировочной доске.
Дополнительно родители могут использовать некоторые приемы, которые будут стимулировать ребенка стоять без опоры, почувствовать себя увереннее и сделать свои первые шаги:
- Упражнение с фитболом. Мяч для гимнастики должен быть не сильно надутым, чтобы попа ребенка слегка «проваливалась». Родитель сажает малыша спиной к себе и раскачивает его, держа за корпус так, чтобы ножки доставали до пола. Упражнение поможет развитию координации, научит ребенка балансировать и держаться.
- Посадив ребенка на корточки, спиной к себе, поддерживая за корпус осуществлять покачивающие движения взад-вперед. Так ребенок освоит балансирование и привыкнет стоять самостоятельно, что позволит сделать первые шаги.
- Любимая игрушка. Это своеобразное упражнение построено в форме игры. Для его выполнения понадобиться любимая игрушка малыша, которую можно положить на определенное расстояние от крохи, тем самым побуждая его сначала доползти до нее, а потом предпринять действия, чтобы достать. Разместить или передвигать игрушку лучше всего к мягкой мебели, о край которой можно опереться, чтобы встать. С помощью этого упражнения ребенок поймет, как можно стоять самостоятельно.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
В чём заключается участие родителей
Ещё раз стоит подчеркнуть, что само по себе сидение ― показатель того, что опорно-двигательный аппарат малыша сформирован на достаточном для таких нагрузок уровне. Поэтому, задача родителей заключается не в обучении ребёнка сидеть, а в его физической подготовке к освоению этого навыка. Для этого существует масса специальных игр и упражнений для карапузов разных возрастов.
Ванька-Встанька
Самое простое и действенное упражнение, которое можно проводить даже с месячным малышом. Способствует укреплению брюшного пресса и мышц шеи.
Предложите лежащему на спине ребёнку ухватиться за ваши большие пальцы, придерживая его за запястья остальными пальцами
Если малышу уже исполнилось три месяца, то следует осторожно приподнимать его так, чтобы голова и спинка оторвались от поверхности, но ребёнок не сел. Медленно положите его на бок во избежание удара затылком о стол
Выкладывая малыша, чередуйте правый и левый бочок.
Подробнее
Подъём из положения лёжа на животе
Ребёнок лежит на животе ногами к вам. Позвольте ему схватить ваши большие пальцы и, придерживая его кисти остальными пальцами, аккуратно разведите его ручки в стороны, после чего поднимите их так, чтобы они оказались на уровне ушек. Малыш попытается встать на колени, упершись стопами в поверхность стола, а после ― подняться на ножки.
Подробнее
Разгибание позвоночника
Выложите малыша на бочок, придерживая одной рукой ножки. Второй легко проведите двумя пальцами по линии позвоночника снизу вверх ― ребёнок тут же выгнет спинку. Упражнение следует повторять по нескольку раз в день.
Подробнее
Самолёт
Положите малыша на живот ножками к вам. Затем приподнимите его, подведя ладони под животик таким образом, чтобы мизинцы соприкасались, а большие пальцы оставались на уровне нижних рёбер. То есть следует поднять малыша так, чтобы большая часть туловища надёжно расположилась в ваших ладонях, а ножки упёрлись в вашу грудь. Напряжённое тело малыша образовывает дугу.
Подробнее
Возьми игрушку
Если малыш уже сидит, но сидит неуверенно, то и дело заваливаясь на бок, вы можете помочь ему забыть о своём «шатком положении». Предложите ребёнку яркую игрушку, а лучше две ― по одной в каждую ручку. Увлекшись игрой с ними, кроха будет вынужден использовать мускулатуру туловища, чтобы удержать равновесие.
Этот приём отлично работает и с малышами, которые пока не сидят. Принцип тот же, единственное отличие заключается в том, что кроха во время игры лежит на животе, приподняв верхнюю часть туловища и не опираясь на ручки.
Подробнее
Материал по теме:
Первые игрушки малыша: что его заинтересует и как играть
Качалочка
Одно из любимых упражнений малышей заключается в отрывании от поверхности стола ступней и ладошек и раскачивании на животике наподобие качалки. Для выполнения упражнения поверхность стола должна быть достаточно твёрдой, иначе «качалочки» не получится.
Подробнее
Игры с пятками
Положите малыша к себе на колени так, чтобы он оказался в полусогнутом положении. Недолго думая, он затеет игру с собственными ступнями, изо всех сил подтягиваясь по направлению к ним, а заодно и тренируя мышцы спины и пресса.
Поддержите этот интерес, надев ему на ножки носочки с пришитыми интересными безделицами ― лентами, бубенчиками или миниатюрными мягкими игрушками.
Подробнее
Масаж
Тренировка мускулатуры малыша будет продвигаться гораздо успешнее, если к гимнастическим упражнениям вы добавите массаж. Вовсе не обязательно быть специалистом, чтобы сделать развивающий массаж здоровому ребёнку. Лёгкие прикосновения ласковых маминых рук способны творить чудеса, а некоторые тонкости проведения ежедневных домашних сеансов вы можете подсмотреть в интернете.
Мамина любовь
Также не стоит забывать об эмоциональной стороне вопроса. Чтобы подтолкнуть ребёнка к новым достижениям, бурно хвалите его за то, что он уже сделал и за то, чего не сделал, но очень старался сделать. Такая поддержка близких людей очень важна для него. Она позволяет ему почувствовать свою значимость и поверить в свои силы. Хорошо, если к группе поддержки присоединятся и другие члены семьи.
Материал по теме:
Выкладывание на живот во время бодрствования: почему важно и как правильно это делать
Шаг 2. Оборудуйте место для учёбы
Чтобы ребёнку было удобно заниматься, а его осанка и зрение всегда были в порядке, важно правильно организовать рабочее место. Советами, каким должно быть рабочее место, поделились мануальный терапевт Дмитрий Ефимов и врач-офтальмолог Надежда Силакова:
- Чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник во время работы за компьютером, необходимо подобрать стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.
- Как вариант, в качестве стула можно использовать фитбол, в этом случае при сидении задействуются мышцы-стабилизаторы, ребёнок держит спину ровно, а позвоночник не перегружается.
- Когда ребёнок сидит за компьютером, его стопы обязательно должны стоять на полу, а руки — свободно лежать на клавиатуре. Учитывайте это при подборе мебели для рабочего места.
- Расположение компьютера должно быть таким, чтобы взгляд ребёнка был по центру монитора или чуть выше. Освещение в комнате должно быть хорошим, нельзя заниматься в темноте.
mamamozhetvse.ru
Эти простые советы помогут вам оборудовать рабочее место ребёнка так, чтобы он мог комфортно работать и сохранил своё здоровье.