Когда малыш начинает самостоятельно переворачиваться

Как можно помочь

В тот период, когда дети начинают переворачиваться на живот, можно помочь освоить им этот навык быстрее. Для начала следует мягко простимулировать процесс, положив сбоку от малыша его любимую игрушку, на таком расстоянии, чтобы он ее не касался ручками.

Также следует провести ряд упражнений, помогающих укреплению мышц, но только при следующих условиях:

  1. Если малютка может с легкостью поднимать головку, как лежа на животике, так и на спинке.
  1. У ребенка есть желание и четкий навык проводить длительное время (пять минут и более) лежа на животе с приподнятой головой. При этом он может опираться на руки.

После совершения успешного переворота, ручка малыша может оставаться под туловищем. Следует дать ему время, и позволить самостоятельно ее освободить. Это самый верный способ того, как помочь ребенку переворачиваться, и его повторять следует до 4-5 раз в день.

Возможные проблемы

Как быть, если малыш в 5- месячном возрасте еще не переворачивается ни на бок, ни на живот?

Можно выделить несколько причин для этого:

  • темперамент и характер ребенка. Спокойные флегматичные дети намного позже своих сверстников проявляют двигательную активность, и это совершенно нормально;
  • отсутствие мотива. Если близкие по первому желанию малыша кидаются выполнять все его желания, то ему становится незачем самому проявлять инициативу;
  • неврологические болезни, такие как, например, неравномерный тонус мышц;
  • физиологические причины, такие, например, как получение травмы;
  • причинами могут стать любые виды инфекций, асфиксия или гипоксия.

В любом случае при обнаружении любых отклонений в развитии своего ребенка, немедленно обратитесь к врачу-педиатру.

Этапы развития

Начало первого движения со спины на животик происходит у всех малышей по-разному. Рассмотрим, когда ребёнок начинает переворачиваться на живот, согласно среднестатистическим данным.

Три месяца

Сразу после трех месяцев после своего рождения малыш может:

лежа на животике, поворачивать голову на определенные звуки (музыку, шум, производимый игрушкой и прочее);

не слишком уверенно, но фиксировать на некоторое время плечевой пояс и голову;

изучать на ощупь свое лицо и трогать его.

Именно в этот период малютка может поразить свою маму и внезапно перевернуться на животик, находясь перед этим на спине. Это не всегда бывает успешным и больше напоминает перекатывание. Но, тем не менее, начало такому движению положено, и ребенок будет продолжать делать новые попытки. Но по-настоящему результативный переворот он осуществит в тот период, когда у него окрепнут мышцы, что обычно в норме происходит в 4 или 5 месяцев.

Четыре месяца

Когда малютке исполняется четыре месяца, то он уже может поднимать немного голову и смотреть на свои ноги, одновременно сгибая их и стараясь достать их ручками. Но такой ракурс не дает возможности изучать мир так, как ему хочется. Поэтому малыш продолжает попытки совершать перевороты, и это у него получается все лучше и лучше.

Пять месяцев

В этом возрасте мышцы шеи у малыша развиваются в достаточной степени, чтобы он уже довольно уверенно мог держать головку, и приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на ручки, лежа на животике. При этом на спинке он производит раскачивающие движения и, отталкиваясь ножками от кровати, может уверенно переворачиваться. Необходимые группы мышц у него к пяти месяцам развиваются достаточно для того, чтобы совершать перевороты с живота на спинку и обратно.

В ожидании первого переворота

Различают три основных вида переворота ребенка:

  • Со спины на бок;
  • Со спины на живот;
  • С живота на спину.

Если я вам сейчас просто напишу, в каком месяце, куда перевернется ваш ребенок, то я просто солгу. На этот вопрос не ответит ни один детский врач. Дело в том, что развитие этого навыка зависит от многих факторов да и плюс ко всему и от вида самого переворота. Например, логично предположить, что вначале ребенок научиться переворачиваться на бок со спины, потом на живот. И последним этапом будет уже обратный переворот с живота на спину и то не всегда, для чего малышу переворачиваться на спину, если на животе и так интересно: можно ползать, рассматривать все, играться.

Также существуют следующие факторы:

  1. Повторяет за родителями. Если папа или мама начали переворачиваться поздно, то вполне возможно, что ребенок будет таким же «ленивым». Поэтому спрашивайте у своих родителей, когда начали переворачиваться вы.
  2. Телосложение ребенка (если можно так выразиться). Понятно, что полненькие дети неуклюжие и немного ленивые, поэтому они также могут начать поздно переворачиваться.
  3. Если были некоторые проблемы с вынашиванием плода или травмы при родах, то это все могло сказаться на активности ребенка не в лучшую сторону.
  4. Кстати о самой активности. Точно также как и взрослые люди, дети бывают шустрые и любознательные, а бывают наоборот, ленивые и «тяжелые на подъем». Вторые, естественно, начнут переворачиваться позже и, скорее всего, им потребуется некоторая помощь с вашей стороны.
  5. Действия со стороны родителей. Чтобы у малыша развивались навыки необходимо также активное участие родителей. Утренние массажики и гимнастика, ежедневное плавание в ванной, все это развивает мышцы ребенка, делает его активнее. Если вы этого всего не делаете, то, естественно, и от ребенка большой активности ожидать не стоит.

Ну а теперь, что касается приблизительных цифр, когда же ждать этого самого первого переворота:

4 месяца – средний показатель, когда ребенок уже должен уметь переворачиваться со спины на бок.

5 месяцев – малыш должен начать переворачиваться со спины на живот, минуя преграду в виде своей руки. Да именно ручка чаще всего мешает им перевернуться.

Полгода – малыш осознанно переворачивается с живота на спину.

Что делать?

Для начала нужно успокоиться и здраво оценить ситуацию. Педиатр и невролог на первом медосмотре уже наблюдали ваше чадо, и будь у него родовые травмы, они бы уже обнаружились. Если у ребенка стоит диагноз, действовать нужно в четком соответствии с рекомендациями врача. Если диагнозов не установлено, не ищите проблем там, где их, скорее всего, нет. Просто подождите еще несколько недель. Дайте малышу время, чтобы освоить новые движения самостоятельно.

Если жалоба у родителей только одна – отсутствие переворотов на бок и у ребенка нет иных отклонений в развитии, волнения совершенно излишни.

Ребенок в 4-5 месяцев должен уметь брать в ручки определенные предметы, тревожным признаком является отсутствие такого умения. Если же чадо прекрасно хватается за подставленные пальцы, пытается подтянуться, интересуется игрушками и мамой, ищет глазами источники звуков, то его неумение перекатываться на бок нельзя считать патологией.

Научить ребенка переворачиваться на бок практически невозможно. Но родители могут помочь ему быстрее окрепнуть. Для этого с разрешения педиатра можно делать легкий массаж, заниматься с грудничком гимнастикой, больше гулять на свежем воздухе и правильно кормить.

Массаж

Можно посетить массажиста в поликлинике, но лучше освоить простой и совершенно незатратный массаж самостоятельно, тем более что тактильный контакт с мамой очень важен для малыша, и никакой дядя с дипломом не сможет ощущение комфорта и удовольствия, если делать массаж в условиях поликлиники.

Ничего сложного в общеукрепляющем классическом массаже нет. Теплыми руками и с обязательным применением массажного масла или детского крема мама сначала совершает легкие поглаживания грудки, живота и конечностей ребенка по направлению сверху вниз. Потом следует более интенсивное растирание груди, круговой массаж ладонью живота, завершается все легкими вибрирующими постукиваниями кончиками пальцев по коже.

После этого переворачивают ребенка на живот и повторяют все то же самое, но уже со спинкой, уделив особое внимание мышцам спины, косым боковым мышцам. Следует избегать давления и массирования позвонков. Все движения мама выстраивает вокруг позвоночного столба

Все движения мама выстраивает вокруг позвоночного столба.

Если ребенок начинает плакать в процессе массажа, ослабьте давление рук, если и это не помогает, остановите сеанс и вернитесь к массажу позднее, когда ребенок будет в хорошем настроении.

Упражнения

Для укрепления боковых мышц, которые и отвечают в основном за возможность поворачивать корпус, используйте типичное детское любопытство. Во время воздушной ванны, например, после массажа, поставьте справа или слева от ребенка новую яркую игрушку. Если малыш лежит на спине, придерживайте его ножки своими руками. Тогда, чтобы повернуться и посмотреть на интересный предмет, малышу придется слегка напрягать боковые мышцы и мышцы шеи.

После того как кроха сумеет рассмотреть игрушку справа от себя, переместите ее и расположите с левой стороны, чтобы боковые мышцы справа и слева развивались симметрично.

Аналогично стимулируют боковые мышцы ребенка из положения лежа на животе. Помните: без веской мотивации ребенок никуда ворочаться не захочет. Заинтересуйте его.

В рамках каждодневной гимнастики используйте всем хорошо знакомые упражнения на приведение ножек к животу, на попеременное их приведение («Велосипед»). Стимулируйте повороты, подводя ножку и помогая ребенку перекатиться на бочок. Чаще оставляйте ребенка в положении лежа на боку, освоив переворот с бока на спину. Он довольно быстрой поймет, что можно переворачиваться и в обратной последовательности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Делай «раз», «два»

В первую очередь займемся общеукрепляющей гимнастикой. Она проста и не требует никакой особой подготовки:

  1. освободив ребенка от лишней, сковывающей движения одежды и пеленок, кладем его на животик (это, кстати, стоит практиковать с месяца-двух), вспоминаем «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый…», поглаживаем малышу спинку. Затем «куй-куй сапожок, подай, баба, молоток…» — ножки и ступни;
  2. укладываем маленького человечка на спинку и легонько (!) разводим его ручки в стороны, а затем – перекрестными ножницами сводим на груди. То же проделываем с ножками;
  3. малыш лежит на спинке, поглаживаем его нижние конечности, а потом легонько (без резких движений и напора!), обхватив ладонями колени, разводим их в сторону, словно усаживаем его на бочку;
  4. ребенок на спине, придерживаем левую ножку под коленом, сгибаем и поворачиваем её вправо, слегка нажав и придержав, затем правую – влево.
  5. укладываем кроху на спинку и, вспоминая, как мы «крутили педали» на уроке физкультуры, аккуратно делаем то же упражнение, но уже ему. Лучше, если при этом что-то ему напевать (например, «ехал Ваня из Казани, полтораста рублей сани…» — этот стишок-прибауточка как раз занимает необходимое время для упражнения);
  6. переворачиваем чадо на животик, легонько обхватив его одной рукой за лодыжку, второй чуть выше колена, подтягиваем ножки под животик. Потом, держа лишь за лодыжку, поочередно подгибаем то одну, то вторую ногу;
  7. перевернутого на животик ребенка, одной рукой слегка поддерживая за грудь, приподнимаем, пока он не станет упираться на ручки, второй рукой фиксируем голову (а лучше не держим, а находимся в состоянии готовности поддержать голову). Когда он основательно станет упираться на руки, легонечко и поочередно подгибаем ему под животик ножки (как сказано чуть выше), придерживая при необходимости голову так, чтобы он не «клевал носом».

Все эти упражнения следует практиковать по 10-15 раз, раза два в день. А лежать на животике, опираясь ручками, малыш должен минуты три — трижды в день.

Следующий этап «приманка»

Особых рецептов здесь нет, обычно выбирается самая любимая, или самая яркая игрушка младенца, привлекается его внимание, когда он лежит на спинке, а потом мы отводим её слегка в сторону, стимулируя (не заставляя!) его к повороту. И так несколько раз в день – на ваше усмотрение

Желание достать игрушку обычно пересиливает все (особенно, если родители не спешат, потакая капризам, как можно быстрее подать игрушку ребенку назад в руки).

Уменья, необходимые для переворота

Итак, в норме к перевороту малыш готов к четырём-шести месяцам. Самостоятельные попытки, их успешность, говорят о зрелости его опорно-двигательного аппарата.

Период от рождения до трёх месяцев

Рассмотрим, что уже умеет малыш к четырём месяцам, и в какой последовательности он этому научился:

  • Действия новорожденного рефлекторны, движения хаотичны, кулачки почти всегда сжаты. В 1 месяц он поднимает шею и голову при выкладывании на живот.
  • В 2 месяца: поднимает и удерживает голову, при выкладывании на бок перекатывается на спину; кулачки сжаты не всегда, могут удерживать предмет при вкладывании; идентифицирует руки – может их рассматривать, сосать. Координация движений позволяет самостоятельно дотянуться до предмета.
  • В 3 месяца малыш при выкладывании на животик поднимает голову, опираясь предплечьями. Кулачки разжаты. Движения делаются более определёнными: кроха тянется к игрушке, может её ударить или взять. До сих пор он лежал на спине, теперь интерес к окружающему побуждает тянуться к предметам, поворачиваться со спины на бок. Полезно стимулировать этот перекат в обе стороны, перекладывая ребёнка или предмет-раздражитель относительно него.

Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на живот, а особо одарённые – и обратно. Поэтому, начиная с трёх месяцев, младенца нельзя оставлять без присмотра, не исключая возможность случайного переворота.

Четыре месяца

В 4 месяца малыш уже абсолютно социален. Реагирует на имя, слушает музыку. Выделяет близких людей, активно реагируя, двигая ручками и ножками. Гуление сменяется лепетом: па, ма, ба – слоги. Движения произвольны – захват предмета и манипуляции с ним очень уверенны. Он поворачивает голову на внешние раздражители, лёжа на животике, может поднять плечевой пояс, опираясь ладонями. Если дать ему по пальцу в ладошки, то он подтягивается, силясь сесть. Может начинать передвигаться на животике, отталкиваясь ножками от бортов кровати – понемногу ползать.

В этот период ребёнок обычно начинает переворачиваться со спины на живот, поэтому ему необходимо повышенное внимание. Не стоит оставлять его одного, при отсутствии бортиков у поверхности он может упасть и травмироваться

Играя с малышом, выкладывайте его чаще на животик. Получив удовольствие от «не перевёрнутого» мира, который он созерцает из положения на спине и боку, кроха будет стремиться перевернуться самостоятельно. Уделите немного времени переворотам в обе стороны: со спины на животик и обратно.

Иногда малыш предпочитает односторонний переворот. Это так же нормально, как мы представляем собой левшей и правшей. Для более гармоничного развития малыша стимулируйте его «нерабочий» поворот, можно переложить подушку в кроватке, поменяв местами положение ног и головы, чтобы нарушить схему переворота, ставшую привычной.

Пять месяцев

Следующее достижение – обратный переворот: с живота на спину, следует иногда почти одновременно, или немного отсрочено от прямого.

Малыш научился переворачиваться тогда, когда делает уверенный переворот в обе стороны, со спины на животик и с животика на спину.

Если в пять месяцев малыш не переворачивается, может быть, ему это просто не надо и неинтересно. Кто-то вообще не любит лежать на животе, их попыток к перевороту можно ждать ещё долго. Такие малыши могут продолжать дальше лежать на спинке или на боку, а потом почти одновременно перевернуться, сесть и поползти. Для гармоничного развития лучше, если он побудет некоторое время в периоде каждого достижения. Пусть он изучит мир, лежа на животе, потом уже сидя. Попробуйте помочь полюбить его лежать на животике, стимулируя перевороты играми, не провоцируя – сидение и ползанье.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Описание

Навык в переворотах считается основным показателем развития крохи до одного года.

До этого времени ребенок проходит несколько этапов. Первый этап, когда ребенок поднимает голову и сам смотрит по сторонам. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? — Все сроки весьма индивидуальны! Далее следует этап переворотов, потом малыш присаживается, стоит и, наконец, начинает ходить.

Сначала малыш визуально изучает предметы, находящиеся рядом с ним, игрушки и только потом пытается их потрогать. В этом случае и происходит переворот, в попытках дотянуться до желаемого предмета.

Упражнения, способствующие развитию навыка переворачивания со спины на живот и обратно

Уже с 1-го месяца жизни выкладывайте младенца на животик. Начинайте с 1-ой минуты и постепенно увеличивайте время до 10-ти минут. Ненадолго приподнимайте лежащего на животике малыша так, чтобы он отталкивался ручками от поверхности. Данное упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, живота, рук и эффективнее всего учит ребёнка переворачиваться. Старайтесь его делать перед каждым кормлением.

Хорошо подготавливает мышцы к новым движениям упражнение «велосипед»: поочередно сгибайте и разгибайте ножки младенца. Кроме того, данное упражнение очень полезно для желудочно-кишечного тракта крохи, так как препятствует скоплению газов и образованию колик.

Кладем ребёнка на спинку, сгибаем ножку в суставах, затем заводим её над другой и осторожно поворачиваем таз малыша в эту же сторону. Протяните малышу свою свободную руку, чтобы он мог ухватиться за неё и перевернуться. Разводите, а затем сводите ручки ребёнка в стороны

Давайте большие пальцы своих рук для захвата. Начиная с 3-х месяцев, при выполнении данного упражнения можно постепенно слегка подтягивать малыша за ручки к себе. Со временем он будет сам тянуться за руками

Разводите, а затем сводите ручки ребёнка в стороны. Давайте большие пальцы своих рук для захвата. Начиная с 3-х месяцев, при выполнении данного упражнения можно постепенно слегка подтягивать малыша за ручки к себе. Со временем он будет сам тянуться за руками.

Привяжите слева от ребёнка яркую желанную игрушку, причём так, чтобы левой рукой он достать её не мог. Пытаясь достать игрушку правой рукой, малыш постепенно освоит переворот.

Следите, чтобы мышцы младенца развивались гармонично. Для этого нужно учить его переворачиваться как влево, так и вправо. Многие дети самостоятельно делают это сразу в обе стороны.

Чтобы научить ребёнка переворачиваться, стимулируйте его ползательный рефлекс. Когда малыш лежит на спине, протяните ему руку, чтобы он смог за неё ухватиться, а вторую в качестве опоры подставьте под ступни ребёнка.

Вышеуказанные упражнения необходимо проделывать регулярно и очень осторожно, во избежание травмирования малыша

Как правило, если младенец научился переворачиваться со спинки на животик, то обратному движению (с животика на спинку) через месяц-другой он научится автоматически.

Когда и как переводить малыша в отдельную кровать

ВОЗ не рекомендует совместный сон из-за потенциальной угрозы здоровью ребенка. А еще в кровати мало места — особенно папе, в первое время родителям страшно пошевелиться, и такая ситуация мешает отношениям между мужчиной и женщиной.

Единого мнения по вопросу, где лучше спать малышу, конечно, нет. Сторонники совместного сна не согласны с приверженцами раздельного сна, и у каждой стороны есть достаточно аргументов в защиту своей позиции.

Часть родителей считает, что при совместном сне ребенок легче засыпает, ощущает безопасность, кормить его ночью удобнее. Чтобы отселение малыша прошло легче, лучше делать это между 2 и 3 годами. После 3 лет совместный сон уже мешает ребенку решать задачи возраста — отделяться психологически от родителей, осознавая и переживая свои собственные эмоции, мысли, потребности и желания.

Экспериментируйте, чтобы выбрать свой вариант, который устроит и вас, и ребенка.

Ребенок засыпает в своей кровати, но остается в родительской после ночного кормления.
Сон в собственной кроватке (иногда со снятой боковой стенкой, чтобы она стала продолжением взрослой постели), плотно придвинутой к родительской

В этом случае важно помнить о безопасности и заблокировать колесики кровати

Есть разные другие варианты, изобретенные мамами и папами в попытках научиться быстрее и легче укладывать своих чад. Но в одном сторонники всех подходов единодушны: рано или поздно ребенок оказывается в своей кровати, и до пенсии спать под бочком у родителей он не будет.

Приучение ребенка к отдельной кроватке при совместном сне

  • Купить игрушечную кроватку и начать вместе с ребенком укладывать в нее кукол и мишек, петь им колыбельные и рассказывать, как здесь хорошо;
  • Купить настоящую кроватку — можно взять малыша в магазин с собой и выбирать вместе;
  • «Поселить» в кроватке защитника — зайку, мишку, слоника;
  • Начать использовать кровать для дневного сна;
  • Если ребенок начал чаще просыпаться ночью, вернулся к практике ночных кормлений, плачет — отложить переход и попробовать позже.

Чтобы все прошло гладко, вам не стоит:

  • Совмещать перевод в отдельную кровать с отлучением от груди;
  • Переводить малыша в отдельную кроватку, когда он нездоров или восстанавливается после болезни;
  • Совмещать этот процесс с важными изменениями в жизни ребенка — появлением братика или сестрички, началом посещения детского сада, переездом в новый дом, уходом из жизни старших родственников и т. д.

Как научить грудничка переворачиваться

С живота на спину

Изначально стоит развить и укрепить мышечную структуру малыша. Это делается путем правильной физической нагрузки, а также участием в его активности на протяжении дня.

Развить навык переворачивания с живота на спинку не так уж и трудно. Происходит это довольно просто: положите малыша на животик несколько раз во время бодрствования и перед кормлением. Кроху лучше всего положить на твердую поверхность, а рядом с ним следует поместить его любимую игрушку. Именно она должна малыша заинтересовать. Поначалу, он потянется за ней рукой, а после и всем туловищем. Это и станет его первым шагом в перевороте. Но не используйте одну и ту же игрушку очень часто, так как она вскоре надоест ребенку.

Если малыш не перевернулся, но внимание к предмету осталось, постарайтесь перемещать ее, то вперед, то назад. Разрешается положить ее даже над ребенком, а после передвигайте игрушку из края в край, так, чтобы она очутилась на небольшом расстоянии сбоку от него

Ребенок, так или иначе, потянется за ней и перевернется.
Однако если и это не помогло, не бойтесь помочь, легонько подтолкните его.

Со спины на живот

Для того чтобы малыш без труда мог переворачиваться на живот существуют даже специальные методики. Тут отлично подойдут ежедневные гимнастические упражнения. Они позволят крохе укрепить мышцы и улучшить координацию.

Во сколько дети начинают переворачиваться со спины на живот? — Большинство родителей переживают, что уже в возрасте 4 месяцев не могут научить малыша переворотам со спинки на животик. В ответ на это любой педиатр подскажет, что в дополнение к гимнастике следует делать массаж, закаливать или учить малыша плавать. Причем все эти мероприятия должны выполняться ежедневно.

Здесь все точно также, как и в случае переворота с живота на спину. Малыша следует положить на твердую поверхность и при помощи игрушки пытаться добиться переворота.

Для того чтобы понять, каким образом малышу удается перевернуться самостоятельно, необходимо внимательно за ним следить. Так как каждый ребенок развивается по-разному, то и действия у них абсолютно разные. Некоторые помогают себе рукой, другие такое действие производят при помощи закидывания ноги. Поэтому единой схемы не существует.

Когда ребенку непонятно, что именно делать с ногами, то следует ему показать, каким образом это происходит на его примере. Нескольких упражнений будет достаточно, чтобы он все уяснил.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Помощь малышу

Многие родители пытаются научить ребенка переворачиваться, но оказывать ярко выраженные усилия не стоит. Иначе появляется риск того, что малыш так и не научится переворачиваться сам на бок, спину или живот.

Чтобы научить младенца переворачиваться самостоятельно, необходимо следовать правилам.

При попытках перевернуться на бок поставьте в интересующую младенца сторону игрушку, привлекающую его внимание. В этом случае ребенок будет пытаться дотянуться до нее, чтобы получше рассмотреть, и это позволит научить его принимать положение на боку, через которое ему будет легче повернуться на живот.
Хвалите грудничка за каждый сделанный шаг в сторону переворота, ведь маленькие дети понимают ласковое к ним отношение, что подталкивает их к новым открытиям.
Гимнастические упражнения помогут стимулировать малыша к обучению переворотам на живот и спину

Они укрепляют мышечную систему, что облегчает движения грудного ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий