Как правильно выбрать музыкальный инструмент

Типы музыкальных инструментов

Условно все существующие музыкальные инструменты можно разделить на три категории:

  • ритмические,
  • монофонические (одноголосые)
  • полифонические (многоголосые)

Именно в этой последовательности возрастает сложность в их освоении. С помощью ритмических инструментов, как ясно из их названия, музыкант может создавать ритм. Типичным примером такого инструмента могут являться различные виды барабанов.

О всяческих музыкальных сложностях, таких как высота звука, аккорды, басовые и сольные линии здесь речи быть не может, поэтому чисто теоретически научиться играть на таком инструменте значительно проще, нежели на гитаре или фортепиано. К тому же наличие музыкального слуха тут вовсе необязательно: достаточно иметь хорошее чувство ритма, а если такового не имеется, его всегда можно в себе развить.

Играя на монофонических, или, проще говоря, одноголосых инструментах, можно создавать мелодию. Звучать она будет так, как если бы мы её пели «одним голосом». Монофонических музыкальных инструментов великое множество: это духовые (труба, флейта, саксофон), струнно-смычковые (скрипка, виолончель) и многие-многие другие.

Простота или сложность освоения таких инструментов во многом зависит от техники извлечения звука, так как часто это бывает непросто. Например, на трубе сам звук извлекается с помощью специальной вибрации губ музыканта, а сам инструмент только усиливает и корректирует этот звук.

Научиться играть на полифонических (многоголосых) инструментах, пожалуй, сложнее всего. В данном случае, помимо основной мелодии извлекается либо басовая мелодия, либо аккомпанемент – последовательность аккордов, создающая эмоциональный и ритмический фон для всего музыкального произведения. Самые популярные инструменты этой категории – это баян, аккордеон, гитара и фортепиано (или синтезатор).

Основная сложность в игре заключается в том, что две руки музыканта играют разные ноты или аккорды, т.е. двигаются независимо. А если играющий на таком инструменте еще и поёт, это уже высший пилотаж! Как видно из вышесказанного, чем сложнее инструмент, тем более полноценные и красивые музыкальные произведения можно создать с его помощью. Приведенная классификация конечно же не является универсальной, ведь есть барабанщики-виртуозы, повторить игру которых решится не каждый, и есть также гитаристы, которым известно всего три аккорда.

Интернет-магазин музыкальных инструментов legato.su предлагает самый разнообразный ассортимент музыкального оборудования.

В любом случае, если человек учится играть на инструменте, главным фактором будет являться его энтузиазм и любовь к музыке. А когда эти качества присутствуют, то можно без труда и с большим удовольствием освоить любой инструмент, каким бы сложным он не казался.

Как не наткнуться на брак

Чтобы не столкнуться с бракованным инструментом, гитару нужно тщательно осматривать, проверять «строит» ли она по ладам, смотреть чтобы не было перекосов и искривлений грифа. В большинстве случае, новичку провести такую проверку правильно не по силам. Поэтому наш вам совет, найдите преподавателя гитариста и попросите его пойти выбрать гитару вместе с вами, так вы точно поберете себе качественный, надежный инструмент.

Если вы пришли в магазин в одиночку, то внимательно осмотрите выбранный инструмент:

  1. На гитаре не должно быть трещин и царапин, лопнувшего или вздувшегося лака, непроклеенных стыков.
  2. Проверьте прямоту грифа, для этого возьмите инструмент, как ружье и осмотрите боковую линию грифа, она должна быть прямой по всей длине.
  3. Осмотрите струны, крайние не должны выходить за плоскость грифа.
  4. Покрутите колки, плавность и бесшумность их работы – показатель качества.
  5. Послушайте звучание струн, в идеале все струны звучат приблизительно одинаковый промежуток времени.

Проверка качества при покупке электрогитары

Определив длину грифа, оптимально подходящую для стиля игры и удобства занятий, форму корпуса, максимально удобную ширину ладов – экстра-джамбо, обозначающуюся XJ, остается избежать дефектов.

Внешний осмотр

На корпусе не должно быть ни единой царапины. Если гриф повело винтом – это не пригодный для игры инструмент, на ладах он строить не будет. Искривление грифа приводят к тому, что струны лягут на порожки первых ладов или не смогут соприкасаться с ними, не задевая последующих, что приведет к неправильному звучанию.

Расположение регуляторов звука на корпусе должно быть таким, чтобы при игре их нельзя было случайно задевать пальцами – это и настройку громкости сбить может, и болевых ощущений не избежать.

Какой должен быть гриф

Оптимальная толщина грифа у шейки – 1,5 см, к пятке он несколько расширяется. Отсутствие изгибов проверяется по верхней его части и лицевой. Единственный изгиб при проверке состояния грифа допустим в районе 7-го лада, что определяется необходимостью удержать минимальное расстояние между порожками и струнами на протяжении всего грифа.

Длина грифа определяется количеством ладов и их шириной. Это несколько усложняет подбор наборов струн.

Проверка подключения и усилителя

Покупая электрогитару, проверить ее на качество звучания, отклик на нажим, чистоту звучания без усилителя и динамиков не получится. Для новичка всегда эти предметы приобретаются совместно, к гитаре и комбику прилагаются провода. Подключая попеременно гитару к разным входам, удастся проверить работоспособность всех входов.

Для проверки работоспособности усилителя цепочка подключений будет состоять из динамика (усилителя), гитары со связующими звеньями – проводами.

Проверка звучания гитары

При нажиме на струну слышен звук из динамика, значит, все составляющие музыкальной цепочки работают. Для проверки самой гитары потребуется специалист – профессиональный музыкант, педагог, человек с абсолютным слухом.

Варган

Удивительный, окутанный мифами древний инструмент, ассоциирующийся у большинства людей с народами крайнего севера. Да что там, варганы появлялись независимо почти во всех уголках мира – доподлинно известно более 1000 местных названий. В Америке его почему-то называют «Еврейская лира», хотя сами не могут объяснить, как он вообще связан с евреями (на самом деле вообще никак). Ещё в XVII–XVIII вв. варган был чрезвычайно распространён в Европе, но со временем жестоко вытеснился современными инструментами, став в наши дни довольно редкой вещью.

Загадочный, как шаманские обряды, инструмент поражает своим внешним примитивизмом и магией звука. Кому-то его звучание кажется жутким, а кому-то просто космическим. Если дать варгану попытку завоевать твоё сердце, то в благодарность он введёт тебя в благоприятный транс. Пускай на нём нельзя сыграть сюиту Бизе, зато варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых бархатных звуков и призвуков.

У такого миниатюрного инструмента множество разновидностей: дуговой, пластинчатый, из кости, дерева, однако лучшее звучание – у металлических. Тебе остаётся только выбрать варган, научиться играть и каждый вечер, погружаясь в себя, смотреть на звёзды, наслаждаясь магией вибраций и таинственных звуков. Выбрать хороший варган очень сложно, ведь многие делают его в декоративных целях, а не для игры. Но в «Обертон-про» за качество ручаются. Это не просто магазин, а музей с экспонатами от 16 века, школа, студия аудио/видео записи, мастерская, концертная площадка – набор, уникальный даже по меркам обычных музыкальных инструментов.

Флейты

История флейты, считай, история всего человечества. Самым первым музыкальным инструментом был, безусловно, барабан, вернее, его исторический прототип, потому как древний человек только и мог, что тарабанить по предметам. А уж потом кто-то догадался, что если просверлить или прожечь прут изнутри и подуть в него, то он подарит разнообразие звуков. А если ещё просверлить дополнительные отверстия, то получится что-то волшебное. Так появилась прародительница всего духового – свирель.

У каждого народа она была своя. Некоторые считали, что сверлить отверстия – дело неблагородное. Этими некоторыми были греки, которые соединили несколько пустотелых трубок разного размера в ряд и создали мистическую флейту пана, от которой так и веет духами леса, доисторическими мифами и легендами. Разновидностей у этой флейты тоже очень много, собственно, каждый народ именует её по-своему. Но греческие мифы приписывали владение инструментом козлиному покровителю скотоводства и дикой природы по имени Пан (никакого отношения к Польше и Украине он не имеет), и когда Пан играл, вокруг него постоянно плясали разгоряченные нимфы, с которыми он устраивал достойные Рона Джереми оргии. Размеры у флейты Пана разные, как и диапазон, но её естественный, древний, экологически чистый звук нельзя сравнить ни с чем. Ни с воплями Дженис Джоплин, ни с электронными причудами Mr Oizo.

Уже в веке 14-м появилась совершенно другая флейта с приставкой «блок». Этот самый блок расположен в мундштуке флейты, благодаря чему простая свирель обретает благородный звук. Именно для этого простого инструмента и писали все те странные мужчины в париках из эпохи Ренессанса. Играть на ней, конечно, посложнее, как-никак 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и один на тыльной – так называемый октавный клапан. Плюс последние два отверстия двойные, так что если неправильно зажать, то получится неприятный звук, напоминающий предсмертный хрип висельника. Но вместе с тем играть на ней в сто раз проще, чем на поперечной флейте. Тут желательно консерваторское образование иметь. Кстати, если не нравится высокое «не пацанское» звучание, купи себе альтовую блокфлейту, которая звучит так же мужественно, как крик маршала Жукова. Единственное, она больше в размерах, но кого это останавливает?

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные – флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог… – представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) – типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон – король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков – натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей – клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон – примеры свернутых труб.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные – клавикорды и клавесины – появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано – инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного “пианино”. Старший брат пианино – да что там брат – король! – так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой – и один из самых древних! – музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи…

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок – основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель – губная гармоника.

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже… играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. 🙂

Разделение инструментов на эти группы – всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные… Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Акустическая гитара

На акустической гитаре стоят металлические струны, благодаря чему у нее звонкий, насыщенный тембр и громкое звучание. Если ваша цель – научится аккомпанировать себе под песни, то акустика – идеальный вариант. Металлические струны отлично подходят для игры медиатором, а узкий гриф значительно упрощает игру аккордов с приемом «барре».

Конечно, «бренчать аккордами» далеко не единственное предназначение акустической гитары. Благодаря звонкому и насыщенному звучанию, она хорошо подходит для исполнения джаза, блюза, рока, поп-музыки, шансона и т.д. По сути, инструмент универсален и играть на нем можно все, что угодно за исключением классических произведений и фламенко. Так, что, если вы видите себя исполнителем или исполнительницей эстрадных жанров – смело покупайте акустическую гитару.

Но учтите – неподготовленным рукам начинающих учиться пальцевой технике (то бишь без медиатора) на акустике гораздо сложнее и местами даже больно. Поэтому многие профессионалы считают, что правильно сперва освоить классику, а затем уже акустику.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий