Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

С какого возраста приучать ребенка убирать за собой игрушки

Чем раньше – тем проще. Как только кроха начинает ходить, игрушки с коврика начинают со страшной силой «расползаться» по всему дому. Иногда просто удивляешься, как малыш умудряется создать такой беспорядок! Маме приходится ходить за ним следом и методично собирать раскиданных под ногами зайцев, кубики, машинки. Конечно же, в этом возрасте дети просто еще не понимают, что они наводят беспорядок

Но мама-то об этом знает! Поэтому ей следует не просто безмолвно ходить и собирать игрушки за чадом, а уже начинать обращать его внимание на свои действия

Вот, например, полуторагодовалый малыш принес на кухню к маме своего любимого мишку, но увидав блестящую кастрюльку, бросил его на пол и потянулся к другой, более интересной для себя игрушке. Что делать маме? Стоит присесть на корточки возле мишутки и «поплакать» его (медвежонка) голосом. Вот, мол, бросили меня на пол, а пол грязный, холодный и жесткий.

Ребенок всенепременно обратит на такой призыв внимание. Пусть возьмет игрушку на руки и посадит его на стул, а потом уже займется интересующей его кастрюлькой

Таким образом, уже в возрасте до 2 лет вполне возможно начать приучать кроху к внимательному отношению к игрушкам. Маленькие детки по натуре очень добрые, и если им объяснить, что игрушкам плохо, когда их бросают или ломают, то они начинают их жалеть и относиться к ним аккуратнее и бережливей. Ну, а привычка складывать все по местам – дело наживное, и если родители проявят упорство и терпение, то к 3 годам ребенок будет прибирать после себя безо всякого напоминания.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Особых инструкций поэтапного приучения к порядку ни у одного педагога нет. Все детки рождаются и с разными характерами и с разными наклонностями. Но есть одно, что объединяет их всех и что родители могут использовать себе (и, конечно же, детям) во благо – это позитив и хорошее настроение. С ребенком только тогда легко найти общий язык и договориться о чем угодно, если у него на душе весело. Положительный настрой на скучную для него уборку игрушек легко заполучить только в игре, в некой таинственности и ритуальности действия.

Какие еще моменты помогут родителям легко приучить малыша складывать его игрушки по местам?

  1. Не оставляйте ребенку сразу много игрушек. Спрячьте часть их подальше и выдавайте партиями. Одни достали – другие убрали. Малыша будет легче заставить собирать, когда он увидит, что игрушек немного.
  2. Придумайте или купите под игрушки какие-нибудь необычные контейнеры, корзины, чемоданы или мешки. Прятать своих игрушечных зверят в красивый сундучок куда как интересней, чем в скучную коробку.
  3. Никогда не оставляйте игрушки разбросанными на ночь: как бы ни устал ребенок, он должен найти в себе силы и уложить все свои игрушки спать.
  4. Хитрым приемом для «нехочух» будет спрятать от него игрушки, которые он вовремя не прибрал и сказать, что они обиделись на него и ушли. Конечно, если у малыша много игрушек, то такие «побеги» могут продолжаться не один день. Но когда придет время и у него просто не окажется чем играть, он обязательно задумается, а прав ли он был, когда отказывался прибирать все на места. Разруливать ситуацию каждый из родителей будет в меру своей находчивости.
  5. Не стоит награждать малыша всякий раз за выполненную им уборку игрушек. Похвалить – да, но призы и поощрения в виде сладостей или мультиков воспитают в нем уверенность, что все, что он делает – делает ради материального поощрения, а не потому, что так надо.
  6. На первых порах не требуйте от ребенка идеального порядка. Пусть начнет с малого – просто положит на полку книжку, которую смотрел или вместе с мамой сложит в коробку кубики. Старайтесь быть с ним рядом, советовать и подсказывать, куда и что нужно положить. Ну и главное: не расстраивайтесь, если малыш что-то сделает не так или, будучи в плохом настроении, станет отказываться от уборки. Просто будьте настойчивы и помогите ему быстро и весело спрятать все игрушки «по домам».

Каждая вещь должна быть на своем месте

Приучая ребенка к порядку проследите, чтобы все вещи в доме были на своих местах. Так одежда должна храниться в шкафу, книги на полках, а инструменты в ящиках. Тот же порядок нужно соблюдать и в детской, например, карандаши и фломастеры должны храниться в ящике стола, мягкие игрушки на полках. конструкторы, машинки и посудка в контейнере. Покажите малышу на каких вешалках и полках должны находиться его вещи. Ведь когда вы попросите его убраться, он должен знать что и куда разместить.

Для удобства на ящики и контейнеры можно наклеить картинки с изображением того, что в них должно храниться.

Почему ребёнок не убирает игрушки

Есть несколько причин, по которым чадо, даже после длительных уговоров и объяснений, отказывается убирать за собой. Все они требуют помощи взрослых. Поняв, откуда «ноги растут», наверняка, удастся разрешить проблему и помочь крохе справиться с опасениями.

Проверка границ дозволенного

Возможно, отказываясь убирать после игр, малыш проверяет родителей. Нащупывает грань – что будет, если не сделать то, что просят взрослые. Будьте тверды в своих просьбах и не идите на уступки. Необходимо сразу оговорить сроки для наведения порядка.

Если сын или дочь их нарушили, примените штрафные санкции (пункт выше). Ребёнок должен чётко уяснить — есть время для развлечений, а есть – для работы.

Лень-матушка

Часто после активных игр сил на уборку уже не остаётся. Тем более, если до этого последствия веселья убирали взрослые. Ребёнку лень собирать игрушки – ведь можно пойти кушать, купаться или просто смотреть мультфильмы. В этом случае необходимо настойчиво объяснить, что навести порядок всё равно придётся. И пока этого сделано не будет, дальнейшие развлечения – табу.

Научите кроху не лениться, и наглядно продемонстрируйте плюсы от уборки. Например, попросите кого-то из членов семьи зайти в комнату восхититься порядком и поблагодарить ребёнка за это. Следующий раз, после игры, он уже не будет лениться, а с удовольствием уберёт после себя.

Видео: как приучить ребенка к порядку

Страх

В азарте дети часто достают практически все игрушки, которые есть в доме. Но играют с несколькими. Когда приходит пора собирать всё обратно – у малышей начинается паника и страх не справится с задачей. Из-за обилия игрушек, разбросанных по комнате, им кажется, что миссия не выполнима.

Вспомните себя, когда после многочисленного застолья или переезда охватывает паника: как всё убирать и сколько это займёт времени? Так же и у ребёнка. Спросите, не нужна ли ему помощь, и в случае утвердительного ответа, окажите её.

Подобные методы позволят не только приучить кроху к порядку, но и разовьют полезные качества. Используя игровые способы обучения, малыш научится:

  • сострадать;
  • солидарности;
  • аккуратности и чистоте;
  • не стеснятся просить о помощи и оказывать её.

Обращение за помощью

Главное правило, которое вы должны донести до своего ребенка: играть можно исключительно в своей комнате (либо в детском уголке), запрещается разбрасывать игрушки по всему дому. Если родители установили правило уборки игрушек, его необходимо беспрекословно выполнять.

Годовалый малыш способен откликаться на просьбы родителей, в том числе на обращение за помощью. Ему по силам простые манипуляции: что-либо принести, передать, достать игрушку, книжку. Необходимо как можно раньше привить ребенку навык убирать за собой. Именно 1-1,5 года наиболее благоприятный возраст для начала обучения этой полезной привычке. Превратите подобное занятие в ритуал по типу тех, что он выполняет перед сном (водные процедуры, массаж, чтение на ночь).

Постоянно напоминайте ему, что как только прервется игра, и он захочет взять очередную игрушку, сначала должен будет убрать на место ту игрушку, с которой забавлялся. Конечно, первое время может возникать путаница, поэтому вы должны помогать и подсказывать: отодвиньте в сторону игрушки, оставив только ту, которую ему необходимо убрать. Придумайте незамысловатую историю: «Эта машинка уже захотела спать, мы ее сейчас спрячем в коробку, пусть она отдохнет. А этот грузовичок готов к новым трудовым подвигам, давай с ним поиграем, он привезет кубики, и ты сможешь построить крепость».

Призыв убрать игрушки должен исключать любой намек на принуждение, желательно, чтобы ребенок почувствовал в вашей просьбе доброжелательный, дружелюбный настрой. Не заставляйте наводить порядок в наказание, для чада уборка должна стать завершающей частью игры. Обязательно каждый день убирайте игрушки, чтобы у малыша выработалась привычка. Если вы будете делать это нерегулярно, кроха перестанет подходить к данному занятию со всей серьезностью, видеть в нем особую значимость.

Как заинтересовать малыша уборкой

Чаду понравится вместе с родителями убирать игрушки. Воспользуйтесь ситуацией, и внесите в этот процесс момент обучения (чтобы в дальнейшем, без вашего участия, ребенок мог безошибочно расставлять вещи по местам); проговаривайте каждое действие, какую игрушку, куда вы убираете, где ее «дом»: «Посмотри, зайчика мы посадим на стул, солдатики пусть отдыхают в коробке, книжку мы поставим на полку – к другим книгам. В комнате теперь порядок, ты – молодец, старался». Кроха в силу своего возраста, своей несмышлености, может по ошибке класть большие игрушки в маленькие коробки, и наоборот, маленькие машинки – в большой короб. Взрослые должны в такой ситуации направлять действия малыша, сопровождая их разъяснением: почему кукле будет удобнее одной в большой коробке, а маленькая машинку заскучает одна, испугается одиночества в большом ящике.

Главное, чтобы малыш не забывал про свою обязанность и убирался ежедневно, не отлынивал, ваша же задача – создать доброжелательную, располагающую к совместному времяпрепровождению атмосферу. Также в ваших силах облегчить участь ребенка, упростить ему задание, нанеся маркировку на соответствующие ящики, коробки, полки.

К примеру, нарисуйте или распечатайте иллюстрации с основными разновидностями игрушек: машинки, кубики, куклы, конструктор, зверята, и наклейте их на подходящие «вместилища». Когда кроху приучают аккуратно укладывать мячики к мячикам, книжки к книжкам, он начинает понимать видовую принадлежность. А поскольку за каждой вещью закрепляется свое место, ребенок запоминает порядок и начинает следовать ему. Не забывайте всякий раз хвалить свое чадо.

«А давай поиграем»

Превратите рутинное занятие – уборку игрушек в настоящую игру: «укладывайте» кукол спать, постройте в шеренгу оловянных солдатиков (будто на парад), распределите весь «транспорт» по гаражам. Для вас должна стать девизом фраза: «Мы не убираем игрушки — мы играем!» Придумайте сказку, про трудолюбивых муравьев, которые бегают по лесной тропинке и собирают то, что им попадается на пути, затем относят в муравейник (примерьте на себя эти роли).

«Тайная жизнь игрушек»

Когда ребенок решительно заявляет, что не будет убирать игрушки по «домикам», выберите одну и незаметно от чада спрячьте ее

Спустя некоторое время обратите внимание малыша на то, что игрушка пропала, и поинтересуйтесь у него, где она может быть и почему отсутствует. Малыш, конечно, озадачится и предпримет попытки ее отыскать

Но, вы должны будете его успокоить и рассказать историю (придуманную, что называется, на ходу). Как медвежонок (игрушка, которая потерялась) хотел попасть в свой домик, но не смог, принял решение уйти от такого неопрятного, небережливого малыша, и отправился на поиски нового, прилежного, доброго хозяина, который расставляет свои игрушки по своим местам и дорожит ими.

«Впускаем сказку!»

Заинтересуйте ребенка, рассказав ему удивительную историю о том, что наступил вечер, и скоро к нему в гости поспешит сон. Но вот беда, когда он прилетит, будет неслышно подкрадываться к малышу, то споткнется об игрушки, которые всюду разбросаны, и из него вылетит сказка. Поэтому, чтобы ночью увидеть волшебный сон, ему нужно поторопиться и сложить игрушки на место.

«Олимпийские игры»

Когда малыш не достиг «кризисного» трехлетнего возраста, он еще легко соглашается на любую активную деятельность. В это время его волнует больше не польза, но возможность повеселиться от души. Устройте соревнование и предложите «на скорость»: составить мягкие игрушки по размеру (от маленьких до больших), построить самую неприступную, надежную крепость из разбросанных кубиков, собрать детали от конструктора в коробку.

Установите правило убирать игрушки сразу после занятия

Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют детские вещи в разные места детской комнаты, то он будет их разбрасывать, так как не знает, куда поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Определите место для каждой игрушки и сообщите:

— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.

После окончания игры мама напоминает:

— Смотри, колышки нужно поставить сюда.

Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, будет проще запомнить, куда их складывать после игры. Но этого не произойдёт, если хранить игрушки в коробках или ящиках — придётся вываливать всё в кучу, чтобы найти нужную

Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете за собой, значит, делаете это всегда. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз»

Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.

Творите что хотите!

«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из „лего“ и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!»Мария, 36 лет

В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!

Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» — это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

Особенности приучения ребенка к порядку

Чем младше ребенок, тем легче приучить его к порядку. Если этим заниматься практически с младенчества, к четырем годам уборка превратится в стойкую привычку.
Не скупитесь на похвалу и поощрение малыша. Порой даже одно доброе слово может стать для крохи стимулом к уборке.
Количество игрушек в комнате должно быть в разумных пределах. Половину из них рекомендуется спрятать в недоступном месте. И когда ребенок потеряет интерес к имеющимся игрушкам, то их можно будет заменить

Также нужно своевременно выбрасывать сломанные и ненужные предметы.
Важно проводить уборку в то время, когда ребенок бодр и весел. Если же кроха хочет спать, то он будет капризничать.
Помогать родителям нужно приучать с младенчества

И если во время уборки малыш случайно разобьет посуду или свалит цветок, то не ругайте его за это. Упреки лишь отобьют желание помочь. Лучше похвалите кроху за старания и в дальнейшем эти маленькие жертвы окупятся многократно окупятся.
Во всем нужно соблюдать терпение. Конечно порой это сделать крайне сложно, но только так можно будет добиться хороших результатов.
Нужно во всем соблюдать постепенность. Маленькому ребенку трудно в одиночку убрать всю комнату, поэтому мама должна ему помогать. Чем старше становится кроха, тем меньше ему требуется помощь взрослого.
Не мотивируйте детей призами. Лишь самых маленьких можно поощрять вознаграждением. Лучшей наградой для крохи за уборку станут мультики, конфеты или прогулка. В дальнейшем ребенка можно будет лишь похвалить за чистоту.

Не стоит ждать от крохи идеального порядка. Даже если малыш собрал игрушки, но сделал это не аккуратно, его нужно похвалить. Со временем, когда он научится расставлять предметы по местам можно будет сделать ему замечание о том, что они расставлены неправильно. Покажите наглядно как правильно их разместить.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Показывайте пример

До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда кладут вещи на место, то малыш будет делать так же. И тогда мы реже будем сталкиваться с ситуацией, когда ребёнок не хочет убирать за собой — после игры он будет делать это без напоминаний.

Бывает, что родители дожидаются дневного сна и раскладывают по местам разбросанные игрушки, пока малыш спит. Он просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда он начинает думать, что за ним должны убирать другие.

Лучше складывать детские игрушки на глазах, сразу после игры. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Задача родителя — стать моделью для подражания, особенно если он ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело и необходимую часть игры.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе

Дети быстро впитывают привычки и поведение значимых взрослых — например, мамы или папы — но безучастны к наставлениям. В попытках приучить ребёнка убирать игрушки мама может читать поучительные сказки или вести беседы на темы «это твои машинки, ты должен нести за них ответственность». Но в силу незрелости детской психики, все эти доводы скорей всего останутся без внимания.

Любит и поддерживает порядок тот малыш, которого родители научили своим примером.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Почему дети становятся ленивыми?

Часто, попытки маленьких детей помочь взрослым пресекаются. Родители боятся, что ребенок может упасть или пораниться, например, неся посуду или ведерко с водой. В результате ребенок может потерять интерес и перестает проявлять инициативу,он уже не будет пытаться помогать родителям. Вам будет предоставлено “почетное право” убираться за ним, ведь вы же были недовольны, когда он хотел сделать это сам.

Чтобы избежать таких последствий. необходимо с раннего возраста поддерживать рвение малыша выполнять “взрослые” задачи. Не ругайте его за разлитую воду или разбитую посуду. Дети быстро учатся и вскоре будут более аккуратно выполнять подобные задачи. Главное, они не потеряют интерес к домашним делам.

С чего начать?

Чтобы обучение проходило легко и без капризов, важно соблюдать следующие принципы:

Соблюдайте порядок в доме

Если в квартире чисто и вы постоянно следите за порядком. то и ребенок захочет вам подражать. Вы должны показывать ему пример. А вот если вы не будете следить за своими вещами, то и от детей не ждите прилежания.

Убирай за собой

Ребенок должен усвоить, что после игры он обязан вернуть все игрушки на место. Делать это он должен систематически. Если хотя бы на протяжении трех недель малыш будет ежедневно убирать за собой, то это станет для него привычным делом.

Не повышайте голос

Договоритесь с ребенком о том, что перед сном он должен убрать комнату. Никогда не кричите на него и сохраняйте спокойствие даже если малыш делает это медленно и неохотно.

Помогайте

Взаимовыручка — важное качество крепкой семьи. Если малыш не справляется с уборкой, то предложите ему свою помощь

Собирать игрушки вместе с родителями не только быстрее, но и интереснее.

Не уступайте

Дети любят откладывать неинтересные дела на потом. Не допускайте этого. Объясните неряхе, что он сможет посмотреть мультики лишь после того как наведет в своей комнате чистоту.  Приучите ребенка делать сначала все необходимое, а уже потом заниматься более интересными делами.

Полезные советы

Воспитание — трудная работа, которая требует терпения и регулярности. Справиться с ней помогут различные хитрости и уловки.

Как без лишних нервов приучить ребенка убираться:

Учитывайте возраст

Ребенку в 3-4 года можно привести простой пример: он любит вовремя покушать и быстрее вернуться домой из садика, а вот игрушки обожают, когда о них заботятся и вечером убирают по местам.

А вот дети школьного возраста должны усвоить, что уборка является его непосредственной обязанностью, и что собирать за собой вещи каждый должен сам за себя.

Спрячьте часть игрушек

Если какие-то игрушки надоели малышу и он в них не играет, то уберите их в недоступное для него место. Спустя несколько месяцев, когда он забудет об их существовании, их можно достать, а те, с которыми он занимался все это время потихоньку спрятать.

Похвала

Не забывайте поощрять детей добрыми словами даже за малейший успех. При чем мальчиков стоит хвалить за конкретные поступки, например, за уборку игрушек, вымытую посуду, а девочкам пойдет на пользу общая похвала, например, скажите ей, что умница и из нее получится великолепная хозяйка.

Не придирайтесь

Если малыш сложил вещи или игрушки неаккуратно. то не стоит ему делать замечаний. Качества стоит требовать от детей, начиная с 6-7 летнего возраста. Но и то, замечания следует произносить в мягкой форме: “Спасибо тебе за старание и помощь, но посмотри, это нужно делать немного по-другому”. После этого покажите как правильно сложить вещи или сделать уборку.

Не награждайте призами

С детьми нужно договариваться, а не “покупать” их. Лучшей наградой за уборку послужит разрешение погулять или посмотреть мультики, но вот ценные подарки будут излишеством. Вам же никто не вручает конфеты и шоколадки за вымытый пол или чистую одежду.

Игрушки можно подарить без повода или на какое-либо торжество, но точно не за уборку комнаты.

Делитесь своими впечатлениями за день

Например, собравшись всей семьей за ужином, расскажите о том, сколько вы сделали полезных дел за сегодня. Только говорите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалитесь, а не жалуетесь. Такие примеры дети запоминают, да и мужу полезно узнать, чем вы занимаетесь пока он работает.

Эти советы помогут не только дисциплинировать детей, но и укажут взрослым на ошибки, которые они совершают при их воспитании.

Какие действия нельзя применять в воспитании:

  • повышать голос;
  • насильно заставлять детей убираться;
  • собирать игрушки за детьми самостоятельно;
  • оставлять хорошо выполненную работу без похвалы.

Главное, что должны усвоить родители, они хитрее детей. В их силах обучать ребенка так, чтобы работа по дому стала для него радостью, а не наказанием.

Как побороть упрямство

Расскажите маленькому неряхе о том, что игрушки живые и они хотят, чтобы за ними ухаживали и укладывали спать в своих домиках. Если же он не будет относиться к ним небрежно, то они найдут нового хозяина. В следующий раз, когда малыш снова начнет капризничать и не будет убирать комнату, соберите игрушки пока он спит и спрячьте их. Когда он проснется и увидит пропажу объясните, что игрушки ушли к ребятам, которые ухаживают за ними и вовремя собирают их. Скажите, что напишите им телеграмму и попросите вернуться лишь после того, как малыш пообещает не раскидывать их по всему дому и будет следить за ними.

Как научить ребёнка убирать за собой игрушки без слёз и истерик

Предлагаем 7 эффективных способов:

Эстафета

Все дети любят подвижные игры и подарки. Вместе устройте соревнование — соберите разбросанные вещи на скорость. Кто выигрывает – получает поощрительный приз. Какой, придумайте сами, исходя из предпочтений ребёнка. Правила игры:

  • в дальний конец комнаты поставьте две коробки;
  • объясните сыну или дочери правила игры;
  • засеките время и дайте старт эстафете.

В соревновании побеждает тот, у кого больше всего собранных игрушек. Победитель получает заранее оговоренное награждение, а проигравший — собирает оставшиеся на полу кубики, детали конструктора или мягкие игрушки.

Уборка на время

Еще один способ научить чадо убирать за собой – игра «Чистота на время». Обговорите с малышом правила. Например, ему даётся 15 минут на наведение порядка. Мама в это время готовит ужин или занимается своими делами. По истечении времени, если условия задания выполнены, маленький «уборщик» получает поощрительный приз и похвалу. Если что-то не получилось, дайте дополнительное время на доработку. Этот метод поможет развить соревновательный дух и научит чувству времени.

Чем меньше игрушек, тем проще их убирать после игры

Поиск «зайки»

Этот метод поможет, если у крохи есть любимая игрушка. Спрячьте её неподалёку от разбросанных вещей

Затем обратите внимание малыша, что не видите её и предложите вместе собрать, все, что разбросано по полу. Заглядывайте во все труднодоступные места и зовите мишку, машинку или куклу

Когда они «случайно» найдутся, объясните ребёнку, для чего нужен порядок, и зачем собирать игрушки.

Игрушечный театр

Дети – очень любопытный народ с богатой фантазией. Собирая игрушки, разыграйте мини-спектакль. Придумывайте истории для каждой из них. Например, почему плюшевому мишке и кукле Маше нужно идти спать. Или как устали машинки за целый день. Это позволит не только убрать всё по местам, но разовьёт в ребёнке стремление к чистоте и порядку и чувство сострадания.

Завод по сортировке

Чтобы научить ребёнка убирать за собой, придётся «открыть» небольшой заводик по сортировке игрушек. Для этого понадобиться несколько ёмкостей (коробки, контейнеры, мешки). Определите, что и куда складывать. Например, машинки в одну коробку, зверушек — в другую. Или сортируйте их по цветам. Используя этот метод, ребёнок не только поймёт, как наводить порядок и куда убирать детские игрушки, но ещё раз повторит названия цветов и форм.

Нескучная уборка

Чтобы уборка приносила не только радость, но и была нескучной, в первое время развлеките малыша. Ведь наводить порядок в тишине и одиночестве скучно и неинтересно. Как можно скрасить время, отведённое на сбор игрушек:

  • почитать ребёнку книжку;
  • включить мультик (при условии, что кроха не будет зависать в экран);
  • дать послушать аудиосказку или радиоспектакль;
  • поставить любимую или любые весёлые песенки.

«Побег» любимой игрушки

Если ребёнок все же упорствует, и просьба навести порядок вызывает истерику и слёзы, рекомендуется использовать более радикальный метод: забрать любимую машинку или робота. Объясните малышу, что игрушка не хочет жить в бардаке, обиделась и ушла. Но, обязательно вернётся, как только её хозяин научится наводить порядок самостоятельно.

Не поддавайтесь на манипуляции чада: возможные слёзы, истерики, отказ от общения. Когда кроха поймёт, что любимчик не собирается «возвращаться», постарается сделать всё возможное и с большой вероятностью начнёт убирать за собой.

Как не отбить у ребенка желание помогать по дому

И уж тем более, чтобы не отбить у ребенка желание помогать вам по дому, ни в коем случае не стоит сравнивать его с другими, особенно не в его пользу. Раз и навсегда забудьте фразу: «А вот тёть Наташина Олечка убирает за собой игрушки сама, ей не нужно лишний раз об этом напоминать!» Я и сама помню, какое огромнейшее раздражение в детстве вызывали у меня подобные фразы.

Однажды я даже ответила маме: «Если тебе так нравится эта Олечка, так возьми и удочери её!» Мама, конечно, была в ярости, потому что «проверенный временем» приём не сработал

Но если бы она обратила внимание на то, что это не работает, то смогла бы, наверное, более продуктивным способом приучить меня к чистоте и порядку

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

На этом мы с вами прощаемся. Наш портал саморазвития и самосовершенствования искренне желает вам, чтобы ваши детки сами убрали за собой игрушки, помогали вам с уборкой по дому (как это сделать, мы рассказывали в прошлой статье) и делали это только с удовольствием, а, повзрослев, сами смогли бы запросто поддерживать порядок в доме, не испытывая негативных эмоций к уборке.

Мы очень надеемся, что у вас хватит мудрости и организованности применить наши советы на практике, так как это будет еще один большой шаг к вашему индивидуальному саморазвитию и счастью. Давайте вместе будем шагать дальше! Ждите новых и интересных статей о правильном воспитании и мотивации детей, о том как правильно воспитывать девочек и мальчиков отдельно, и даже взрослых! И не забудьте прочесть первую часть данной статьи, о том как заставить ребенка убираться в квартире.

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для хранения не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка — когда их слишком много и малышу не по силам собрать всё. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате, — он не захочет убирать в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.

Попробуйте оставить буквально четыре-пять занятий без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.

Вот самые популярные открытые полки для малышей:

  1. ИКЕА стеллаж «Каллакс» ­— используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
  2. ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
  3. Полка малышовая  фабрики «Монтессори-Питер».

Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.

Выкладывание детям каждый день новых трёх из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек

Выводы: что поможет научиться убирать игрушки

Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.

  1. Будьте примером: убирайте свои вещи.
  2. Определите место для каждой детской вещи.
  3. Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
  4. Поставьте занятия на открытые полки по росту ребёнка.
  5. Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
  6. Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
  7. За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другой деятельности. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.

Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в детской» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.

Фото Марии Лучаниновой

Выводы

Быстро приучить к порядку малыша не получится. Капризы и протесты неизбежны и к этому надо себя подготовить

Не заостряйте внимание на шумных отказах, не уступайте при отказах на ваши просьбы и не повышайте голос на бунтующего малыша. Угрозы, принуждения, обвинения – это запрещённые воспитательные приёмы

Раздражённая кричащая мама только напугает. Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи.

Много подобных статей вы сможете найти в нашем разделе о воспитании детей

Видео по теме

Предыдущая запись Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку
Следующая запись Необходимо ли кипятить пастеризованное молоко для детей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий