Как приучить ребенка к порядку?
Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Так звучит главный вопрос большинства взрослых. Ответ на него неоднозначный. Начнем с того, что приучать ребенка нужно начинать с раннего возраста (2-3 года). В этом возрасте крошка еще считает родителей эталоном правильного поведения. Начните с уборки игрушек после интересной игры. Предложите отправить машинки в гаражи, а животных в зоопарк.
Принимайте непосредственное участие в сортировке игрушек
Кстати, важно, чтобы все игрушки имели свое место. Пусть то будут контейнеры, мягкие емкости, коробки
Главное, чтобы малыш мог сам доставать и убирать их. Например, одна в одной коробке хранится конструктор, в другой машины, в третьей животные и так далее.
Еще один важный момент: покажите пример. Если у Вас дома папины носки можно встретить в любой части квартиры или мамина косметика занимает любую открытую поверхность, не ждите от своего чада тягу к чистоте и порядку. Желаете чистоплотного ребенка — наведите порядок в своих вещах и поддерживайте чистоту ежедневно. Для дисциплинирования составьте план для всей семьи на день, неделю, месяц. Для дошкольников задания можно изображать рисунками или картинками. В конце дня после выполнения обязанностей можно ставить сердечко (плюсик, пятерку).
В соответствии с возрастом должны быть и требования. Крошка в 2-3 года в состоянии убрать игрушки после себя (вместе с мамой конечно), в 3-4 года можно просить о помощи в домашних делах (помыть посуду, протереть пыль), дошколятам постарше можно вывешивать небольшой список дел. Не стоит нагружать ребенка домашними делами, помощь по дому должна войти в привычку и не обременять
Кроха должен понимать важность процесса, который приносит пользу для всей семьи
Маме не стоит устраивать шоу для вовлечения, так как малыш быстро привыкнет и будет требовать все новые сценарии. Согласитесь, не каждая мама сможет выдумывать ежедневно новые, увлекательные спектакли. Уборка должна ассоциироваться с ежедневным обычным делом, в котором участвуют члены всей семьи. Сложно понять, почему папа лежит на диване, а мама разрывается между домашними делами.
Ежели родители захотели принудить к порядку в подростковом возрасте, это будет не легко, но возможно. Тинейджеры очень раздражительны и строптивы, поэтому воздержитесь от эмоций. Придерживайтесь советов для положительного результата:
- взрослый должен четко высказать желаемые действия и результат. Например: “Вещи должны быть убраны к ужину”;
- превратите уборку в обычное занятие, создайте благоприятную обстановку (включите любимую музыку сына или дочери, читайте интересную книгу вслух);
- не в коем случае не смейтесь над подростком и не сравнивайте своего с другими;
- заведите щенка, который точно будет грызть брошенные вещи.
На самом деле заставлять крошку убирать за собой не только игрушки, но и вещи, посуду можно только благодаря ежедневным последовательным действиям. Как заставить ребенка убирать за собой, если мама один раз побудила к самостоятельным действиям, а в течение недели убирала сама. Кроха приходит в недоумение и непонимание от Ваших требований. В самом начале приучения малыша к порядку мама сама показывает (соответственно убирает) как и куда нужно складывать игрушки. Постепенно увлекает малыша в уборку играя.
Чтобы получить положительный результат родитель вовлекается в игру: сын отвозит на грузовике грязные вещи, а куклы дочки вытирают пыль волшебными тряпочками
Важно, чтобы уборка не была нудным занятием, а приносила удовольствие
Как не отбить у ребенка желание помогать по дому
И уж тем более, чтобы не отбить у ребенка желание помогать вам по дому, ни в коем случае не стоит сравнивать его с другими, особенно не в его пользу. Раз и навсегда забудьте фразу: «А вот тёть Наташина Олечка убирает за собой игрушки сама, ей не нужно лишний раз об этом напоминать!» Я и сама помню, какое огромнейшее раздражение в детстве вызывали у меня подобные фразы.
Однажды я даже ответила маме: «Если тебе так нравится эта Олечка, так возьми и удочери её!» Мама, конечно, была в ярости, потому что «проверенный временем» приём не сработал
Но если бы она обратила внимание на то, что это не работает, то смогла бы, наверное, более продуктивным способом приучить меня к чистоте и порядку
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
На этом мы с вами прощаемся. Наш портал саморазвития и самосовершенствования искренне желает вам, чтобы ваши детки сами убрали за собой игрушки, помогали вам с уборкой по дому (как это сделать, мы рассказывали в прошлой статье) и делали это только с удовольствием, а, повзрослев, сами смогли бы запросто поддерживать порядок в доме, не испытывая негативных эмоций к уборке.
Мы очень надеемся, что у вас хватит мудрости и организованности применить наши советы на практике, так как это будет еще один большой шаг к вашему индивидуальному саморазвитию и счастью. Давайте вместе будем шагать дальше! Ждите новых и интересных статей о правильном воспитании и мотивации детей, о том как правильно воспитывать девочек и мальчиков отдельно, и даже взрослых! И не забудьте прочесть первую часть данной статьи, о том как заставить ребенка убираться в квартире.
Какой результат важен?
Главная цель – научить малыша получать удовольствие от наведения порядка, находить в этом процессе что-то приятное и интересное.
Всегда нужно говорить ему, какой он молодец. Даже если из-под кровати выглядывает ухо игрушечного зайца, или на полу остался незамеченный фантик – все равно нужно похвалить ребенка за его старания.
Со временем он обязательно научится делать все так, как нужно. Здесь надо проявить сдержанность и спокойствие. Не стоит говорить малышу, что он сделал что-то не так, указывая на его ошибки. Это может отбить у него все желание вообще заниматься уборкой.
Когда малыш подрастет, можно порекомендовать ему интересный способ самопроверки своей работы. Он заключается в том, чтобы ребенок сначала вышел из комнаты, а через какое-то время снова в нее вошел. При этом ему следует осмотреть ее оценивающим взглядом, как будто руководитель проверяет работу. Если вдруг найдены какие-то недочеты, то следует их устранить.
Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате
Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.
Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.
Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:
Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась
Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
Каждой игрушке – свой домик
Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).
Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?
Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!
Порядок важен для взрослых и детей!
Аккуратность, чистоплотность, организованность — черты, которые воспитываются в семье. Но при этом требуется учитывать темперамент, черты характера и кризисы возрастов детей. В результате ребенок должен хотеть поддерживать чистой комнату, вещи, рабочий стол. Когда же это переходит в навязчивую идею, становится раздражающей и тревожной темой — что-то пошло не так.
Почему опрятность и аккуратность важны?
Некоторые родители задаются вопросом: «А зачем вообще заострять внимание малыша на этой теме, если многие, даже известные, люди — полные неряхи, а живут замечательно?» Но это не совсем верная позиция. Ниже приведем основные причины, почему порядок нужен и важен для детей
- Аккуратность, размеренность помогают взрослеть ребенку. Психика малышей развивается таким образом, что идет постоянное сопоставление и сравнение. Подключим к этому большой темп развития и «узнавания» мира. Поэтому когда все вещи на своих местах, одежда чистая и отглаженная, игрушки разложены по секциям, сыну или дочери легче ориентироваться в окружающем мире и получать жизненный опыт.
- В будущем ребенок будет находиться среди людей. Неаккуратность, неряшливость сослужат плохую службу в построении межличностных контактов.
- Сам процесс наведения порядка учит организованности. Постепенно ребенок привыкает, что в шкафу вещи разложены и развешаны, учебники находятся на полке, а игрушки на своих местах. Малыш знает, что в любой момент он найдет необходимую вещь без труда.
- Порядок способствует более аккуратному письму. Ребенок учится не заступать за пунктирные линии, когда обводит цифры и буквы, содержит тетради и учебники в порядке.
- Большой мотивацией для малыша будет разрешение взрослых приглашать друзей только в убранную и чистую комнату. Дети быстро поймут, как приятно общаться с гостями, когда просторно и красиво.
Хоть разбросанные игрушки и одежда воспринимаются детьми по-своему, как небольшой детский мир со своими законами, взрослым необходимо уделять вопросу аккуратности первостепенное значение и воспитывать опрятность с самых малых лет. Как правильно научить порядку и поддерживать его?
Важно: согласно исследованиям, наибольшее количество разногласий и конфликтов между родителями и детьми происходит по причине беспорядка в комнате и в шкафу, а не из-за вовремя невыполненных уроков или плохих отметок
Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки:
- Прежде всего первое время убирая игрушки самостоятельно делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что вам это доставляет радость.
- Затем предложите ребенку помочь вам. Начните убирать сама, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок согласился, похвалите его.
- Когда убираете с ребенком игрушки можно напевать веселую песенку: Мы игрушки убираем, Раз, два , три. По местам их расставляем, Посмотри. Раз игрушка, Два — игрушка, Три игрушка.
- Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места.
- Придумайте игру, это могут быть бабочки или пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать ребенку крылышки) в домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день работали, а теперь им пора по домам, а чтобы они не заблудились проводить их до дома (ящика), в общем, проявите фантазию.
И всегда помните – мы не делаем уборку. Мы ИГРАЕМ!
Сейчас в продаже существует масса корзин для хранения игрушек, но если нет возможности купить такую корзину, можно сделать самим из коробок из-под бытовой техники или обуви.
Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от вашей фантазии – «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и т.д
Важно, как можно ярче оформить домик, это можно сделать опять таки с помощью ребенка, используя вырезанные картинки из журналов, или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок, сделавший своими руками домик для игрушек – будет использовать его по назначению и, по окончании дня, отправлять туда своих «друзей»
Расставьте коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.
Как не превратить уборку в проблему?
Что делать, если ребенок неохотно убирается? В таком случае надо дать ему мотивацию для этого.
Главное, никогда нельзя превращать уборку в наказание. Тогда, складывание игрушек не станет проблемой.
Пусть раскладывание вещей будет для ребенка нескучным и даже приятным занятием. Для этого можно создать подходящие условия:
- Купить домик для игрушек, в котором каждая будет иметь свое место. Так ребенку будет интересно их раскладывать.
- Приобрести или сделать своими руками яркий и красочный контейнер для игрушек, чтобы было приятно их туда убирать.
- Предложить ребенку самому придумать, где и как будут располагаться его игрушки http://kids-go.com.ua/igrushki.html. Например, медвежонка он может положить на полку, а куклу посадить на стул. Для малыша это будет интересным заданием.
Творите что хотите!
«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из „лего“ и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!»Мария, 36 лет
В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!
Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» — это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .
Не перегните палку
Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.
Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие
Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки
Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»
Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.
Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.
Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.
До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.
И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.
В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.
Папа может предложить:
— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.
— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?
Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.
1. Контекст возраста и зрелости
Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?
Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.
Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.
К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.
К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.
С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.
Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».
С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.
Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.
Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.
Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.
2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка
Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.
3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка
Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.
4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную
Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.
Как правильно просить
Чтобы попросить ребенка убрать игрушки, надо установить с ним контакт: прикоснуться к ребенку, убедиться, что он свободен, видит родителя, готов слушать, что ему говорят. Если мама заходит в комнату со словами «Что за бардак!», а ребенок в это время играет или рисует, то не стоит ждать от него реакции: ребенок занят игрой и его мало интересуют окружающие звуки. В таком случае надо подойти к нему, погладить по голове, отвлечь и попросить убрать машинки с пола. Если ребенок не готов делать это прямо в эту же минуту, надо договориться, что он сделает это сразу после того, как закончит все свои дела.
Галина Швец, психолог
Прежде чем просить ребенка прибрать игрушки, родителю надо успокоиться. Если маму или папу трясет от беспорядка, ребенок видит это и понимает, что происходит что-то плохое. Он не может спокойно воспринимать просьбу, пугается. Поэтому для начала надо успокоиться и четко сказать ребенку, что он должен сделать. В противном случае он не будет исполнять приказы, а если и будет, то из чувства страха.
«Убери комнату» — слишком абстрактная просьба. Надо уточнить, что именно ребенок должен убрать: повесить школьную форму на место или закинуть мягкие игрушки в коробку.
Не поможет | Можно попробовать |
Да сколько можно, наведи уже, наконец, порядок! | Мне было бы так приятно, если бы ты убрал книги на место и заправил кровать |
Пошла и убрала свою комнату! | Я была бы так рада, если бы ты убрала игрушки в контейнер и разложила карандаши по коробкам |
Пока не уберешься, я не буду с тобой разговаривать! | Было бы здорово, если бы ты навел порядок, а потом давай попьем чай или погуляем |
Оскорбления сделают ребенка неуверенным в себе, замкнутым, он может начать ненавидеть себя, потому что все в семье справляются с уборкой, а он нет. Так ребенок делает вывод «Я плохой» и в дальнейшей жизни ему будет сложно строить отношения с другими людьми. Он будет бояться, что не справится с задачами на работе или просьбами партнера.
Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки
Польза открытых полок для хранения не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка — когда их слишком много и малышу не по силам собрать всё. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате, — он не захочет убирать в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.
Попробуйте оставить буквально четыре-пять занятий без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.
Вот самые популярные открытые полки для малышей:
- ИКЕА стеллаж «Каллакс» — используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
- ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
- Полка малышовая фабрики «Монтессори-Питер».
Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.
Выкладывание детям каждый день новых трёх из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек
Выводы: что поможет научиться убирать игрушки
Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.
- Будьте примером: убирайте свои вещи.
- Определите место для каждой детской вещи.
- Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
- Поставьте занятия на открытые полки по росту ребёнка.
- Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
- Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
- За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другой деятельности. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.
Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в детской» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.
Фото Марии Лучаниновой