Учим ребенка 2-3 лет играть самостоятельно

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Здесь речь пойдет об искусстве, ведь это мощный инструмент развития личности. 2–3 года – удачный возраст для закладки интеллектуальных способностей малыша, формирования вкуса и творческого восприятия мира. Несложные упражнения познакомят его с:

Музыкой. Обязательно включайте в ежедневный режим прослушивание классических произведений. Ставьте их как фон при прочтении сказок, во время творческих занятий. Поощряйте желание танцевать.
Рисованием. В 2 года рисунки малыша становятся более осознанными. Он впервые пытается нарисовать себя, близких. Он использует круги, линии, квадраты. Ребенок старается закрашивать свой рисунок, не пересекая линии. Рисуйте вместе с ним. Нанесите на бумагу схему солнышка, животного, и пусть кроха дорисует его сам. Хорошо использовать пальчиковые краски. Они и мелкую моторику развивают, и цвета выучить помогают.
Ролевые игры. Позвольте ребенку самостоятельно придумать сценарий игры. Ее персонажами могут стать куклы и вы сами. Сюжеты лучше брать из жизни: сходите в магазин, отправьте куклу к доктору, в школу или детсад

Важно, чтобы ребенок был главным в этой игре. Если в семье есть еще дети, привлекайте их к занятиям

Они помогут крохе освоить ролевые игры быстрее.

Устраивайте для детей тематические дни и недели. На протяжении этого периода можно изучать конкретную тему. Следует учитывать предпочтения малыша, ориентироваться на его настроение. Постепенно наполняйте его жизнь творчеством, музыкой и живописью. Обсуждайте с ним его переживания, что он чувствует, когда рисует или слушает мелодию. Шаг за шагом вам удастся заинтересовать ребенка, и он сам будет предлагать вам заняться творчеством.

Как научить малыша самостоятельным играм?

Принцип обучения достаточно прост: сначала родитель показывает, как делать, потом направляет ребенка, наблюдает, отходит в сторону. Этот метод работает на все 100%. Единственное, одни дети приходят к самостоятельности чуть раньше, другие чуть позже.

Как научить ребенка играться одному – пошаговая инструкция:

  1. Начните играть вместе с ребенком . Если у него что-то не получается, помогайте ему до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет навыком.
  2. Наблюдайте за игрой ребенка. Теперь займите позицию наблюдателя. Восхищенно комментируйте действия малыша.
  3. Попросите поиграть самостоятельно. Оставьте малыша за уже знакомой игрой на 5-10 минут, а затем оцените его труды и самостоятельность. Похвалите и обнимите.

Постепенно время самостоятельной игры будет увеличиваться. Главное – действовать мягко, не принуждать ребенка, а поощрять.

Домашние животные и самостоятельность

Всем людям необходимо живое общение, а детям в особенности. Некоторые малыши если и могут что-то делать сами, то только в одном помещении со взрослыми или другими детьми. В таком случае решить проблему можно при помощи домашнего животного. Если завести кошечку, собачку, птичку, ребенок перестанет чувствовать себя одиноким в пустой комнате. Плюс ко всему, он научиться ответственности, заботе о других. Домашнее животное открывает возможность другого рода игр: в мячик, догонялки за бумажкой на нитке и т. д. Однако взрослые должны быть готовы к тому, что основная часть ухода за животным ляжет на них самих. Кроме того, на первых порах нужно будет контролировать общение малыша с питомцем, показывать и рассказывать, как обращаться с ним.

Игры с друзьями

Если ребенок не хочет играть один, то можно организовать небольшое сообщество с такими же мамами и по очереди следить за детьми. Пока дежурный родитель будет развлекать малышей, другие смогут выполнить дела по дому. Конечно, для этого нужно хорошо знать человека. Малознакомым людям доверять ребенка не следует.

Делаем вместе

Ребенок ни в 2, ни в 4 года еще не осознает, что такое обязанности, работа, зачем они нужны. Все действия взрослого выглядят для него как игра, скучная и непонятная. Порою он пытается вникнуть в нее, подключиться. Не нужно ему мешать. Моете пол? Выдайте ребенку маленькую тряпочку и выделите угол в комнате. Заняты готовкой? Посадите малыша рядом, пусть сделает игрушечный суп или торт из пластиковых ингредиентов, кинетического песка, муки или того, что не жалко.

Распорядок дня

Ребенок не ощущает времени так, как взрослый. Если его день проходит хаотично, ощущение часов стирается. Малыш 2-4 лет, живущий не по распорядку, не знает, что ждет его через час, два, три. Он не ощущает, что близится обед или прогулка. Время тянется, накатывает скука, он начинает нудить. Поэтому все педиатры рекомендуют планировать день. Распорядок дня способствует лучшему сну, хорошему аппетиту, так как организм начинает работать как часы. Он в определенное время вырабатывает желудочный сок, повышает или снижает мозговую активность. У ребенка появляется четкое понимание, когда и чем он будет заниматься. Приучение к самостоятельным играм происходит легче.

Изучаем новые понятия

  • Магазин;
  • Поликлиника;
  • Морской мир;
  • Я и моя семья;
  • Транспорт;
  • Город.

В 2–3 года ребенок уже может систематизировать первые знания о жизни человека. Обсудите с ним:

  • Профессии. Расскажите, кто работает в поликлинике, на железной дороге, в магазине.
  • Труд человека. Объясните, что любую работу нужно ценить. У каждого есть свои обязанности: мама моет посуду, а папа – чинит кран.
  • Части тела. Рассказывая о строении человека, не забывайте упомянуть о личной гигиене.
  • Бытовую технику. Обязательно подчеркните, что она может быть опасной, если пользоваться ею неправильно.

На нашем сайте также представлена серия онлайн игр и упражнений, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Они созданы с учетом известных методик, поэтому регулярные занятия способствуют эффективному развитию познавательных процессов.

Заниматься с ребенком самостоятельно не сложно. Одни упражнения можно выполнять во время прогулок и путешествий, другие – требуют подготовки. Однако такие занятия станут мощной базой для последующего развития ребенка. Он будет лучше понимать мир и чувствовать себя в нем в безопасности.

Среднестатистические нормы

Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.

Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.

Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка

При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

Почему ребенок не играет один?

Изначально все дети делятся на интровертов и экстравертов. Первые более усидчивые, им комфортно находится в одиночестве. Они живут своими внутренними переживаниями. Экстравертный ребенок не может без общества. Ему жизненно необходимо контактировать с людьми, быть в движении, получать новую информацию. Именно такие детки чаще всего не умеют занять себя сами, им скучно что-то делать в одиночку.

Помимо этого, на самостоятельность оказывает влияние манера воспитания. Многие родители вмешиваются и поправляют ребенка, когда он чем-то занят или увлечен. У малыша появляется неуверенность в своих силах, он становится наблюдателем, но не участником игр.

Другие факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:

  • неразвитое воображение из-за обилия мультфильмов, говорящих игрушек;
  • нехватка качественного внимания со стороны родителя;
  • изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы);
  • отсутствие своего уголка, игровой зоны;
  • изобилие игрушек;
  • отсутствие распорядка дня.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения:  малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Как долго ребенок может быть предоставлен сам себе?

Все дети разные. Одни могут часами играть в одну и ту же игру, другие не сидят на месте и 5 минут. Время на самостоятельную игру индивидуально. Если малыш прекрасно занимает себя сам, вмешиваться не нужно

Лучше уделить ему внимание потом, посвятив 20-30 минут времени совместным играм. Психологи считают, что для 80% детей этого минимума вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным или покинутым

В ситуации, когда ребенок совершенно не хочет играться сам, начинать нужно с малого. Сначала 5 минут, потом 7, 8 и так далее

Единственное, что нужно учитывать, – способность малыша концентрировать внимание. Дети не могут предаваться одному занятию слишком долго

Согласно нормам, ребенок в 2 года может быть полностью чем-то увлечен 4-10 минут, в 3 года – 6-15 минут, в 4 года – 8-20 минут. Дальше концентрация внимания снижается, и необходим отдых или смена занятия.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: рекомендации педиатра

Педиатры выделяют следующие советы, которые помогут Вашему малышу быстрее научиться есть самостоятельно:

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы

Практикуйтесь с Вашим ребенком

Питание — это возможность пообщаться и помочь Вашему ребенку учиться, поэтому не просто ставьте еду перед малышом и уходите. Посидите с ребенком, поговорите о новых продуктах и ​​держите отдельные кусочки, чтобы обхватить их рукой. Возьмите руку своего ребенка в свою и продемонстрируйте.

Следите за удушьем

Всегда контролируйте своего ребенка, когда он или она учится есть пищу. Вы можете минимизировать риск удушья, сохраняя прикусы маленькими (но не такими маленькими, чтобы он или она могли проглотить, не жуя вообще).

Приготовьтесь к беспорядку

Младенцы и дети от двух лет становятся грязными, когда учатся есть. Используйте слюнявчик и постарайтесь свести к минимуму ущерб, сняв коврик с пола или поместив защитную крышку под стульчик вашего ребенка.

Следите за признаками того, что ребенок готов

Когда маленький ребенок может есть определенную пищу и начал брать у Вас ложку во время еды, он, вероятно, готов научиться есть самостоятельно с помощью ложки.

Выберите правильную ложку

Большие ложки будут слишком большими для рта малыша; лучше всего использовать чайную ложку. Подумайте о покупке специальных детских ложек, которые легче, закруглены сверху и обычно сделаны из пластика.

Начните с двух ложек. Для начала используйте две ложки: одну для себя и одну для ребенка. Вы можете кормить своего ребенка, как обычно, и он или она также может начать опробовать ложку.

Не беспокойтесь, если поначалу Ваш младенец использует ложку, прежде всего, чтобы стучать по тарелке или подносу для стульчика и обмазывать пищу вокруг. Самостоятельное кормление требует времени; он или она поймет это. Научите своего ребенка пользоваться ложкой. Покажите своему малышу, как держать ложку, а затем помогите, положив руку на его или ее руку для демонстрации. Медленно направьте ложку в рот малыша.

Итоги

По мере того как малыш учится, родитель также может начать использовать две миски. Вы можете кормить своего ребенка от одного. Малыш будет параллельно кушать из другой миски, в которой должно быть небольшое количество пищи.

Начните с более толстой, плотной пищи; они останутся на ложке, в то время как больше жидких продуктов будет капать, прежде чем ребенку удастся поднести ложку ко рту. Йогурт, творог и пудинг подходят хорошо. По мере развития ребенка переходите на более жидкие пюре и супы.

Ешьте, когда ест Ваш ребенок; семейное питание важно для обучения навыкам самостоятельного питания, общения и поведения. В обязательном порядке хвалите усилия Вашего ребенка

Пусть малыш знает, что Вы гордитесь его или ее растущей независимостью

В обязательном порядке хвалите усилия Вашего ребенка. Пусть малыш знает, что Вы гордитесь его или ее растущей независимостью.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно в 2-3 года

Как долго ребенок может быть предоставлен сам себе?

Все дети разные. Одни могут часами играть в одну и ту же игру, другие не сидят на месте и 5 минут. Время на самостоятельную игру индивидуально. Если малыш прекрасно занимает себя сам, вмешиваться не нужно

Лучше уделить ему внимание потом, посвятив 20-30 минут времени совместным играм. Психологи считают, что для 80% детей этого минимума вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным или покинутым

В ситуации, когда ребенок совершенно не хочет играться сам, начинать нужно с малого. Сначала 5 минут, потом 7, 8 и так далее

Единственное, что нужно учитывать, – способность малыша концентрировать внимание. Дети не могут предаваться одному занятию слишком долго

Согласно нормам, ребенок в 2 года может быть полностью чем-то увлечен 4-10 минут, в 3 года – 6-15 минут, в 4 года – 8-20 минут. Дальше концентрация внимания снижается, и необходим отдых или смена занятия.

Приблизительное расписание занятий на неделю

Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.

Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:

ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
Мелкая моторикаКрупыГимнастика для пальцевШнуровкаПрищепкиПрищепкиПесокНаклейки
Сенсорное развитиеТёплое и холодноеМатериалыВкусыШершавое и гладкое
ПознавательноеПазлыПоиск картинки по её кусочкуПоиск тенейВиды домашних животныхЦвета и сортировка предметов по нимВремена годаПоиск игрушки
РечевоеКривляниеОбсуждаем картинкуЧтение сказокОбсуждение прочитанногоРазыгрываем сказкуЧтение стиховЗадувание свечей
СоциальноеОбщаемся с другими деткамиИгры в песочницеГости. Идём в гости или принимаем у себя
ТворческоеАппликацияЛепка из пластилинаРисуем краскамиРаскрашиваниеЛепка из теста
МузыкальноеДетские песниПениеКлассическая музыкаМузыкальные инструменты
ФизическоеИгры в мячБег с препятствиямиПрыжкиХодьба на рукахИгра в улиткуЗанятие с фитоболомХодьба по линии

Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.

Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.

После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.

Познакомить ребёнка с развивающими занятиями по потребностям

На обучении мы поняли несколько важных моментов:

  • Ребёнка не должны окружать случайные предметы и обстоятельства: всё, что находится в окружающей его среде, должно иметь предназначение.
  • Один материал должен быть направлен на развитие одного органа чувств.
  • Все материалы должны выглядеть эстетично, привлекая ребёнка.

С курсом в нашу жизнь вошло множество интересных и полезных занятий, направленных на распознавание вкусов и запахов, работу с цветами:

Важно, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с материалом. Например, мы провели два эксперимента с магнитами

Доченька была в восторге и сама открыла для себя, что предметы могут цепляться друг за друга! Нашла дверные замки, к которым также магнитятся магнит.

Вместе познаём прекрасный мир, складываем светящиеся пазлы солнечной системы и проговариваем, что есть солнце, планеты, спутники. Знакомимся с окружающим миром.

Мануэла много рисует и самостоятельно читает:

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Как научить ребёнка играть самостоятельно: в чём секрет

Чтобы ребёнок научился играть самостоятельно, мы помогли ему стать самостоятельнее во всём:

  • обустроили домашнюю среду так, чтобы заниматься любыми делами, в том числе взрослыми, Мануэле было удобно;
  • понаблюдали и предложили занятия с учётом потребностей и интересов;
  • сопровождаем на пути к гармоничному развитию — направляем и помогаем, а не вмешиваемся в деятельность, когда это не нужно.

Сейчас дочка с удовольствием играет сама. А ещё у неё появилось так много занятий, что для этого практически не нужны игрушки — ведь дома можно делать столько всего интересного!

Текст и фото: Наталья Антонюк, выпускница

Редактор: Камила Кленовиц

Вместо заключения

Специалисты раннего развития ребенка и педиатры рекомендуют именно в период между вторым и третьим годом жизни вплотную заниматься со своим ребенком интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции. В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации. Также в этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с музыкой, математикой и живописью.

Это самый благодарный возраст для новых открытий, ведь ребенок каждый день хочет видеть и узнавать что-то новое. Поэтому обязанностью родителей является дать ему такие эмоции, обеспечить базу для полноценного развития и самовыражения. Если делать все правильно, ребенок получит развитие самостоятельности, интеллекта и осознанности. Хорошо развитый ребенок в будущем лучше учится в школе, легко находит общий язык с другими детьми, имеет разносторонние увлечения. Главное – не упустить время, заниматься с ребенком регулярно. А первые результаты не заставят себя долго ждать. Пусть все получается легко.

Почему не стоит расстраиваться, когда ребенок требует повышенное внимание?

Так. Ответили почти на все. Поняли и готовы действовать. Мы-то готовы… но карапуз не хочет, а, может быть, и сопротивляется. Что делать? Понять причину. А это может быть:

  • Болезнь,
  • Ему не интересно,
  • Возрастная особенность.

С первой понятно. Тут все мы такие. Но что, если нет интереса? К примеру: ребенок 7 месяцев, но он не хочет и не играет самостоятельно. Возможно, игра или игрушка непонятны маленькому? Он растерян и не знает, как быть? Предложите варианты, поищите подходы.

И еще, кроха может замкнуться в себе, например, в 4 года не играет без взрослых. Этому способствуют возраст или его мироощущение. Стоит ли перестать обучать малыша? А помогать развиваться в играх? Нет. А потому нужно действовать. Возможно, начать с того, чтобы оставить его один на один с его детскими занятиями всего на пару минут (не обязательно выходить из комнаты, просто не участвовать). А потом увеличить время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий