Профилактические меры
Для этого следует:
- при перевозбуждении или высокой капризности малыша постараться его успокоить, прибегнув к добавлению в воду во время купания отваров ромашки, пустырника, мяты, лаванды или валерианы;
- положить в кроватку мешочки, в которых содержатся сухие травы, обладающие успокоительным действием;
- не навязывать крохе ложных страхов, например, боязнь уличных животных;
- в места, потенциально опасные стрессом для малыша, брать его любимую игрушку, ведь с ней он будет чувствовать себя защищенным;
- не ругаться в присутствии ребенка, таким образом, создавая благоприятную атмосферу для его жизнедеятельности.
Иногда бывает, что ребенок стал беспокойным, плаксивым, начал капризничать, потерял аппетит, отказывается сходить с материнских рук, плохо спит и начал мочиться в постель, несмотря на то, что давно приучен к горшку. Это указывает на то, что у ребенка испуг.
Испуг у ребенка можно снять самостоятельно
Причины появления неврологических отклонений
Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.
Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.
Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.
Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска – это от 5-7 лет и от 11-14 лет.
Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.
И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ – родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!
Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.
Методы лечения подростковых нервных расстройств
Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.
Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.
В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:
- медикаментозное лечение. Лекарственные средства для детей не вызывают побочных явлений, привыкания, безопасны для длительного применения, обладают быстрым терапевтическим эффектом;
- психотерапия. Врач учит подростка управлять эмоциями, анализировать ситуации, расслабляться и снижать чувство страха, чтобы предотвратить панику и другие проявления. Используются дыхательные техники, которые помогают контролировать состояние.
Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.
По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».
К списку статейДругие статьи
- Как обратиться к психиатру
- Лечение старческой деменции (слабоумия)
Симптомы испуга у детей
Родители не всегда могут обратить внимание на то, что ребенок чем-то напуган. Часто дети скрывают от взрослых свои стрессы и переживания, оставаясь со своими страхами один на один
Но заметить признаки того, что ребенок чего-то боится, родители должны уметь. Приведем наиболее типичные симптомы детских испугов.
Маме необходимо обратить внимание, если у малыша отмечаются следующие симптомы:
- стал излишне возбудимым без особых причин;
- плохо спит по ночам, хотя у него ничего не болит;
- его начинают мучить различные кошмары;
- громкий плач во сне;
- боится оставаться один, категорически отказывается спать в темноте, боится каких-то определенных вещей, предметов или живых существ.
Скорее всего, ваш малыш сильно напуган, и необходимо обратиться к специалисту. Детские страхи не всегда уходят сами, иногда приходится прилагать много усилий, чтобы ребенок стал таким же, как прежде.
Применение народных средств
Как устранить испуг у ребенка? Как лечить это явление, ни один врач точно не подскажет, так как определенных методик лечения не существует. Только при сильном проявлении испуга психотерапевтами назначаются лекарственные препараты.А родителей мучает вопрос, как вылечить ребенка от испуга и можно ли что-либо предпринять в домашних условиях.
Большое количество способов для снятия страха предлагает народная медицина:
- Распространенный способ. Сразу после испуга следует выпить стакан подслащенной сахаром воды.
- Используются молитвы. Молитва от испуга «Отче наш» в совокупности со святой водой является весьма действенной силой. Ребенок должен пить воду трижды в день по три глотка. Утром и вечером умываться этой водой, читая молитву. Также действенная молитва от испуга «Богородице Дево, радуйся».
- Сильнейшим народным методом является яблоко с ладаном. С этой целью в яблоке проделывается отверстие, в которое кладется 2—3 г ладана. После этого яблоко запекается духовке полчаса. Первая половина яблока съедается утром, а вторая вечером.
- Кофе с мятой. Для приготовления отвара молотый кофе засыпается в кастрюлю. Туда же добавляется свежая мята. Смесь заливается водой и ставится на водяную баню. После закипания надо дать ребенку подышать паром. Такая ингаляция поможет снять нервное напряжение. Подойдет она как для взрослых, так и для детей.
- Молоко с медом и мелиссой. Свежее молоко следует прокипятить, добавить в него мелиссы. Дать прокипеть в таком состоянии еще немного. После этого остудить молоко и добавить в него ложку майского меда. Давать пить ребенку по полстакана пять раз в день.
- Обливания холодной водой. Процедура проводится три раза в день. Температура воды должна составлять 10 градусов. Первые дни обливают ноги по колени, после можно обливать все тело. Продолжительность лечения составляет 10 дней.
Лечение
При обращении в ветеринарную клинику, врач проводит общий осмотр животного, а также назначает ряд исследований, позволяющих определить основную причину возникновения судороги у кошки. Необходим и сбор точного анамнеза – чем животное питается, что ело накануне. Стоит упомянуть и о возможных травмах головы или же стрессовых ситуациях. Все это позволит с максимальной точностью установить причину и назначить адекватное лечение.
После постановки диагноза, врач назначает индивидуальный курс терапии. В ветеринарии широко применяют медикаментозный препарат Промидон, используемый для купирования приступов эпилепсии у домашних животных.
Другими препаратами, применяемыми для лечения судорог у кошек, являются Фенобарбитал и Паглиферал, позволяющие максимально быстро устранить конвульсии
Но использовать лекарственные средства необходимо с большой осторожностью, так как они являются токсичными для кошек
Симптоматическое лечение включает в себя назначение медикаментозных средств, устраняющих сопутствующие признаки судорог:
- противорвотные средства;
- витаминные препараты;
- растворы для предотвращения обезвоживания организма;
- анельгезирующие препараты.
Немаловажную роль в появлении непроизвольных мышечных сокращений играет профилактика. Правильно организованный режим питания кошки, а также надлежащие условия содержания позволяют избежать возможных судорог у питомицы.
Сбалансированный рацион позволяет избежать недостаточности в минералах и витаминах, а своевременное проведение противопаразитарных обработок и иммунизаций, позволит избежать серьезных инвазий и инфекционных недугов.
В доме, где проживает кошка, рекомендуется убрать предметы, которые могут послужить причиной травмы кошки. Уберечь животное от развития опасных заболеваний внутренних органов можно, совершая профилактические осмотры у ветеринара каждый 6-12 месяцев.
Автор и ведущий рубрики:
Ветеринарный врач
Санаев Игорь Викторович
В связи с большим потоком поступающих вопросов, бесплатные ветеринарные консультации временно приостановлены.
Испуг у новорожденных
Сложнее всего определить симптомы испуга у грудничков. Рефлекторный ответ на неожиданное действие у младенца проявляется следующим образом:
- учащается сердцебиение;
- дыхание становится прерывистым или учащенным, в результате чего у ребенка может проявиться кхеканье, кашель и даже удушье;
- расширяются зрачки;
- наблюдаются нарушения физического характера (новорожденный может часто писать, быть вялым, сонным или же раздражительным);
- нарушения психологического характера (трусится, дергается во время сна).
Если вы заметили эти признаки, значит ваш малыш чем-то напуган, и ему требуется профессиональная помощь.
На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
- тимпанометрию;
- специальные методы детской аудиометрии;
- регистрацию отоакустической эмиссии;
- аудиограмму и т. д.
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .
От шести до двенадцати
Зрение
В полгода малыш хорошо видит близкие и отдаленные предметы. В восемь месяцев он различает своих и чужих людей и может пугаться незнакомцев, хмуриться в ответ на их улыбку. К 10–11 месяцам ребенок начинает отслеживать предметы в динамике: с удовольствием смотреть на движущиеся игрушки, животных или мультики на экране телевизора. К году дети лучше видят вдаль, хорошо различают мелкие предметы. Они начинают видеть вещи «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития зрения детям нужна смена впечатлений. Гуляйте в разных местах, читайте ребенку книжки с картинками, катайте друг другу машинки и мячик.
Слух
Ребенок начинает различать разные голоса: узнает близких по голосу и настораживается, если слышит незнакомую речь. Он хорошо знает свое имя и отзывается на него, улыбается, тянется к маме или папе. Подражает звукам и даже может подпевать знакомым мелодиям, попадая в ноту. Понимает обращенную к нему речь.
Вкус и запах
Во втором полугодии мамы активно вводят прикорм, и вкус ребенка развивается стремительно. У него появляются предпочтения: например, он выплевывает пюре из цветной капусты или кабачка, а вот сладенькую рисовую кашку ест с удовольствием. Мамы ухитряются смешивать продукты так, чтобы угостить детку даже нелюбимой брокколи. Но многие малыши все равно очень настойчивы в своих пристрастиях, и в этом проявляется их характер. Ясно одно: дети по-прежнему любят сладенькое — это остаточный рефлекс, который побуждает новорожденного пить сладковатое материнское молоко и выплевывать любую другую пищу, и этот рефлекс остается с нами на всю жизнь.
Тактильные ощущения
Ребенок осваивает ручки, они становятся главным инструментом тактильных впечатлений, забирая эту функцию у губ и языка. Игры с предметами становятся сложнее. Ребенок пытается строить башенки, разделять игрушки на части, бросать и сжимать вещи. К году он может брать пальчиками крупные и довольно мелкие предметы. Чтобы помочь развитию мелкой моторики, интеллекта и речи, позаботьтесь, чтобы у малыша были игрушки разной фактуры и формы. Играйте с ним в игры, в которых нужно перемещать небольшие предметы, гонять бусинки по струнам, ощупывать разные поверхности. Называйте цвета и фактуры: гладкий, колючий, пушистый.
Эмоции
После полугода эмоции ребенка становятся более сложными. Малыш может сердиться, грустить, радоваться, беспокоиться. К 7–8 месяцам у него появляется «социальная ссылка»: в незнакомой ситуации малыш внимательно наблюдает за эмоциональной реакцией мамы или других значимых взрослых — и копирует ее
Поэтому особенно важно следить за своим отношением к событиям в это время. Ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому
Так малыш постепенно формирует образ самого себя: например, я хороший, нужный, любимый. После 7 месяцев появляется «страх расставания» — грусть или испуг, если мама вдруг исчезает из поля зрения. Малыши начинают преследовать мам и не дают им даже принять ванну или сходить в туалет. Что поможет? — разговаривайте с малышом через дверь или из другой комнаты, чтобы он не беспокоился.
Звуки и речь
В восемь месяцев дети уверенно говорят слогами: «ма—ма-ма» или «го-го-го». К 10–11 месяцам появляются устойчивые пара слогов и первые слова: «мама», «ляля». К году малыш может говорить 3–5 или больше двусложных слов. Он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы — например, отнести на место пирамидку или мячик, понимает слово «нельзя». Словарный запас будет зависеть от особенностей нервной системы малыша, а еще, конечно, от того, как с ним общались весь первый год его жизни. Но чаще всего к году сынок или доченька порадуют вас долгожданным словом «мама». Малыши подражают речи взрослых, копируют интонацию, активно помогают себе жестами. Еще чуть-чуть — и с ними будет можно по-настоящему поговорить.
За год ребенок проделывает огромный путь. После рождения для него главными были тактильные ощущения, запахи и вкус, а к году на первое место выходят зрение, слух, мелкая и крупная моторика, эмоции и речь
И на каждом этапе развития важно поддерживать малыша на понятном ему «языке»: новорожденного носить на ручках у сердца, а с годовалым ребенком больше разговаривать и играть в интересные и доступные игры
Фото:www.pexels.comwww.globallookpress.com
Причины детских испугов
Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.
Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.
Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:
- неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
- какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
- гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
- различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
- не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.
Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.
Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.
Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Как определить испуг у ребенка
Конечно, чувство страха присуще любому человеку, а дети подвержены ему гораздо в большей степени в силу своего юного возраста. И трудно сказать заранее, что может напугать двухлетнего малыша – небольшая собака, пробежавшая мимо на улице, прохожие, разговаривающие на повышенных тонах, или что-то увиденное по телевизору. Вполне возможно, что чувство страха – это своеобразная защитная реакция организма. Однако последствия этого чувства для детей могут быть самыми непредсказуемыми.
Малыш может прекратить разговаривать, постоянно плакать по ночам, ложиться спать только с мамой или просить оставить горящим ночник. Подобные вещи должны насторожить родителей – ведь не всегда детские страхи проходят по мере взросления малыша. И очень часто испуг малыша в будущем может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, станет менее общительным и более нервозным, у него возникнут проблемы со сном, а детские страхи могут перерасти в фобии. Очень часто такие дети под воздействием страха начинают заикаться или вообще прекращают разговаривать.
Обычно здоровый ребенок имеет прекрасный аппетит, он бодр, весел и активен, поэтому и ночной сон у него всегда крепкий. Именно крепкий ночной сон является одним из главных показателей хорошего здоровья малышей. И если ребенок почему-то стал плохо спать ночами, просыпаться с плачем, а никаких признаков заболевания у него нет, — скорее всего, так у него проявляется чувство испуга.
Если ребенок умеет говорить, то он обязательно расскажет своей маме, что его напугало. Гораздо труднее понять причину испуга у малышей, которые еще только учатся разговаривать.
Что может вызвать испуг у малыша?
Прежде чем начинать лечить малыша от испуга, необходимо понять, что же стало причиной. Иначе можно лечить совсем от другого.
Наиболее склонны к появлению страхов дети, которым не хватает родительского внимания. Они чувствуют себя одинокими.
Но и чрезмерная опека вредна. Растя его в тепличных условиях, родители не дают нервной системе своего малютки «закалиться» испытывая мелкие повседневные стрессы. И чуть ли не первый сильный испуг может привести к негативным последствиям.
Иногда причиной страхов могут стать и заболевания нервной системы. Под их воздействием малыш не может справиться со своими эмоциями.
Некоторых детей пугает страх остаться одним, а если еще к этому приплюсовать боязнь темноты, то бессонные ночи родителям обеспечены.
Еще детские врачи не рекомендуют постоянно предупреждать своего ребенка об опасности окружающего мира. К примеру, многие родители вольно или невольно прививают своему ребенку боязнь собак, говоря ему, что они больно кусаются. При этом могут его ущипнуть в доказательство своих слов. И поэтому, увидев возле себя любую собаку, ребенок закатит истерику. И чем сильнее он будет орать, тем сильнее он будет бояться.