Графики веса ВОЗ: шпаргалка для мамы

Историческая справка (таблицы и графики ВОЗ)

С конца 1970-х годов использовали справочные показатели развития, принятые Национальным центром медико-санитарной статистики / Всемирной организации здравоохранения (НЦМС / ВОЗ).

В 1993-1994 году ВОЗ пришла к выводу, что используемые справочные показатели не отражают адекватным образом развитие ребенка в раннем возрасте и имеют множество недостатков. Недостатки были очень серьезные и это мешало оптимальному ведению кормления детей раннего возраста. Необходимо было исследовать новые нормы развития.

С 1997 по 2003 ВОЗ проводила крупные исследования показателей развития, чтобы построить новые кривые для оценки развития детей грудного и раннего возраста. Исследование получило название — Многоцентровое исследование по разработке справочных показателей роста (MGRS). Общее количество исследуемых детей было 8440. Некоторые из них были исключены из исследования по причине болезни или других осложнений. Исследования проводились на детях в Бразилии, Гане, Индии, Норвегии, Омане, США. Таким образом удалось собрать статистические данные из стран с различным климатом, культурой и другими особенностями.

В ходе исследования были приняты Сдандартные показатели развития ребенка:

  • длина тела (рост) — возраст
  • масса тела (вес) — возраст
  • масса тела — длина тела
  • масса тела — рост
  • индекс массы тела (ИМТ) — возраст

Здесь стоит обратить внимание на различия в понятиях длина тела и рост. Длина тела измерялась у детей в возрасте от рождения до 2 лет в положении лежа. Рост измерялся у детей от 2 до 5 лет в положении стоя

В окончательных статистических данных для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев учитывают обе величины. В наших таблицах и графикам мы для простоты используем слово «рост»

Рост измерялся у детей от 2 до 5 лет в положении стоя. В окончательных статистических данных для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев учитывают обе величины. В наших таблицах и графикам мы для простоты используем слово «рост».

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Девочки от 0 до 5 лет

Рост девочек

График изменения роста девочек от 0 до 6 недель лет

График изменения роста девочек от 6 недель до 2 лет

График изменения роста девочек от 2 до 5 лет

График изменения соотношения роста и веса девочек от 0 до 2 лет

График изменения соотношения роста и веса от 2 до 5 лет

График изменения ИМТ девочек от 0 до 2 лет

График изменения ИМТ девочек от 2 до 5 лет

График изменения окружности головы девочек от 0 до 13 недель

График изменения окружности головы девочек от 0 до 5 лет

Другие методы оценки физического развития ребенка

Под «физическим развитием» подразумевают динамический процесс изменений размеров и пропорций тела, мышечной силы и работоспособности. Существует несколько подходов, позволяющих комплексно проанализировать отдельные антропометрические показатели. Так, например, для интегральной оценки величины нескольких показателей можно применять индексы. Несмотря на ограниченную клиническую значимость, некоторые из них до сих пор используются в практическом здравоохранении. Индекс Чулицкой (упитанности). В настоящее время при-меняется у детей первых 3 лет жизни и отражает состояние питания ребенка в этот период. Вычисляют по формуле: три окружности плеча (см) + окружность бедра (см) + окружность голени (см) – длина тела (см). При нормотрофии величина индекса составляет на 1-м году жизни 20–25 см, в 2–3 года – 15- 20 см, при гипотрофии она снижается. Индекс Чулицкой (пропорциональности). Может применяться у детей первых лет жизни. Основан на том, что у пропорционо развитых детей средней упитанности утроенная окружность плеча равна окружности груди и равна сумме окружностей бедра и голени. Индекс Эрисмана (индекс крепости). Вычисляют по формуле: окружность груди – 1/2 длины тела. У детей в возрасте до 1 года он равен 13,5 см, в 2–3 года – 9 см, в 8–15 лет – см. Индекс Тура. Используется у детей старше 1 года. Позволяет оценить темпы увеличения размеров головы и пропорциональность развития. Вычисляют как разность между окружностями груди и головы. В норме величина индекса должна превышать число лет ребенка, но быть меньше удвоенного возраста (в годах). Индекс Б рока. Представляет собой дефицит или избыток массы тела, выраженный в процентах, по отношению к нормальным средним величинам. В норме отклонение ±10–15%. Массо-ростовой индекс (Кеттле /). По предложению А. Ф. Тура этот индекс используют у новорожденных для оценки питания ребенка во внутриутробном периоде. Вычисляют как отношение массы тела (г) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 60–70. Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии. При I степени гипотрофии массо-ростовой индекс находится в пределах 59–55, при II степени – 54–50, при III степени – менее 50. Индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кеттле 2. Вычисляют как отношение массы тела (кг) к возведенной в квадрат его длине (м2). Величина этого индекса изменяется с возрастом нелинейно, поэтому для его оценки необходимо использовать нормативные таблицы (табл. см выше).

Полезные программы для мамы

Родителям, которые хотят внимательно следить за изменениями показателей роста и веса своего ребенка, будет полезна программа мониторинга роста и веса, созданная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Программу (для ПК) и инструкцию к ней можно скачать на сайте ВОЗ Программа состоит из трех модулей: Антропометрический калькулятор (АК); Индивидуальная оценка (ИО); Обследование состояния питания (NS). и имеет русскоязычную версию интерфейса.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Таблицы норм веса детей до года (по ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году разработала международные нормы роста и веса детей, в виде графиков и таблиц. На данный момент эти таблицы являются самыми современными и научно обоснованными.

Таблица норм веса детей для мальчиков

Таблица норм веса детей для девочек

Эти данные помогут заботливым мамам и папам разобраться, соответствуют ли параметры физического развития ребенка общим стандартам, и предупредить возможные отклонения. Следует помнить, что нормы – это усредненные показатели, и они ни в коем случае не являются непреложным правилом в каждом частном случае

Но все же стоит уделять внимание соответствию веса ребенка и его возраста. Как видно из таблички, диапазон показателей довольно широкий и позволяет оценить принадлежность ребенка к группе риска. Очевидно, если вес грудничка находится в колонках «ниже среднего», «средний» или «выше среднего», беспокоиться не стоит

Если же вес ребенка соответствует колонкам «низкий» или «высокий», следует отнестись к этому вопросу более внимательно и проконсультироваться с педиатром. Колонки «очень низкий» и «очень высокий» являются пороговыми — если малыш попадает в эту категорию, есть смысл бить тревогу и срочно обратиться к врачу

Очевидно, если вес грудничка находится в колонках «ниже среднего», «средний» или «выше среднего», беспокоиться не стоит. Если же вес ребенка соответствует колонкам «низкий» или «высокий», следует отнестись к этому вопросу более внимательно и проконсультироваться с педиатром. Колонки «очень низкий» и «очень высокий» являются пороговыми — если малыш попадает в эту категорию, есть смысл бить тревогу и срочно обратиться к врачу.

На следующем графике я сравнила прогресс веса моего ребенка с нормами ВОЗ. Вы можете скачать мои таблицы и построить такой же красивый график для своего малыша

Сравнение веса моего ребенка с нормами

Как видно из графика, вес дочки почти всегда был выше нормы, но не выше верхней границы нормы, а значит, все в порядке. Несмотря на то, что бабушки всегда удивлялись нашему пухлощекому ангелочку, беспокоиться не о чем :))

Советую и вам свериться с графиком, и если значения сильно выбиваются из норм ВОЗа, внимательно прочитать следующие абзацы!

Историческая справка (таблицы и графики ВОЗ)

С конца 1970-х годов использовали справочные показатели развития, принятые Национальным центром медико-санитарной статистики / Всемирной организации здравоохранения (НЦМС / ВОЗ).

В 1993-1994 году ВОЗ пришла к выводу, что используемые справочные показатели не отражают адекватным образом развитие ребенка в раннем возрасте и имеют множество недостатков. Недостатки были очень серьезные и это мешало оптимальному ведению кормления детей раннего возраста. Необходимо было исследовать новые нормы развития.

С 1997 по 2003 ВОЗ проводила крупные исследования показателей развития, чтобы построить новые кривые для оценки развития детей грудного и раннего возраста. Исследование получило название — Многоцентровое исследование по разработке справочных показателей роста (MGRS). Общее количество исследуемых детей было 8440. Некоторые из них были исключены из исследования по причине болезни или других осложнений. Исследования проводились на детях в Бразилии, Гане, Индии, Норвегии, Омане, США. Таким образом удалось собрать статистические данные из стран с различным климатом, культурой и другими особенностями.

В ходе исследования были приняты Сдандартные показатели развития ребенка:

  • длина тела (рост) — возраст
  • масса тела (вес) — возраст
  • масса тела — длина тела
  • масса тела — рост
  • индекс массы тела (ИМТ) — возраст

Здесь стоит обратить внимание на различия в понятиях длина тела и рост. Длина тела измерялась у детей в возрасте от рождения до 2 лет в положении лежа

Рост измерялся у детей от 2 до 5 лет в положении стоя. В окончательных статистических данных для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев учитывают обе величины. В наших таблицах и графикам мы для простоты используем слово «рост».

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Как пользоваться таблицами норм для оценки физического развития детей до года и дошкольников?

Особенности составления таблиц ВОЗ, выпущенных в 2006 г.:

  • Изначально мониторинг производился в разных странах и клиниках мира. На основании таких глобальных исследований были выведены численные показатели нормального развития каждого ребенка независимо от места проживания.
  • Принципиальным отличием новой системы оценки физического развития от устаревшей является такой важный показатель, как грудное вскармливание. Именно такая пища считается нормой для младенцев. Предыдущие «справочные» показатели были завышенными, так как были ориентированы на вскармливаемых детскими смесями младенцев. Новые нормы ВОЗ применимы в любом регионе, независимо от расы и национальных особенностей медицины той или иной страны.
  • В течение пяти лет ученые и медики, диетологи и иммунологи, нутриционисты и защитники прав детей проводили исследования, а полученные в итоге графики, таблицы стали прорывом в системе детского здравоохранения.

Как использовать таблицы ВОЗ для оценки развития ребенка?

Таблицы ВОЗ (используемые русскими врачами) разбиты на колонки. В каждой прописаны числовые показатели, по которым определяется насколько развитие ребенка находится в общепризнанной норме. Чтобы оценить правильно ли развивается ребенок, нужно в таблице ВОЗ найти в первой колонке значение, соответствующее возрасту ребенка или близкое к нему, и затем в этой же строке в других колонках найти показатель близкий к значению величины, измеренного у ребенка параметра тела.

  • Нормальными считаются показатели в средней колонке и в прилегающих  к ней колонках со значениями выше и ниже среднего. Если измерения, сделанные родителями, идентичны показателям в средних колонках, беспокоится не о чем. 
  • Насторожить и побудить обратиться в педиатру родителей должны показатели физического развития ребенка, находящиеся в крайних колонках таблицы с низкими/очень низкими/высокими/очень высокими значениями.  

Как пользоваться отечественной центильной таблицей для оценки окружности груди у детей?

Центильная график-таблица элементарна в использовании и доступна для понимания обычным среднестатистическим родителям. Поскольку центили (или иначе проценты) указаны в средних значениях, то не стоит паниковать, если данные ребенка находятся в пределах двух средних колонок. Ниже рассмотрим  метод оценки развития ребенка по центильной таблице с нормами окружности груди.

  • Чтобы определить нормально ли развивается ребенок по размеру грудной клетки, в левой крайней колонке таблицы найдите возраст, соответствующий возрасту малыша. Если возраст младенца 3 месяца и 6 дней, то ищем показатель нормы для трехмесячного младенца. Если реальный возраст малыша 3 месяца и 20 дней, то соответствующие показатели ищем в строке «4 месяца».
  • Верхняя строка градуирована по центилям (процентам) – 3, 10, 25, 75, 90, 97. Измерив окружность груди, сверьте полученные данные со средне-нормальным показателем в соответствующей строке.
  • Если величина окружности груди ребенка попадает между 25 и 75 центилями, то это прекрасно, нет поводов для беспокойства.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значению в колонке 10 или 90, то  это свидетельствует о возможном намечающемся дисбалансе в развитии.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значениям в колонке с  3 или 97 центилями, то это повод проконсультироваться с педиатром или невропатологом.

Важным фактором считается соответствие показателей всех таблиц между собой. Например, у субтильного мелкого ребенка даже показатель в 3 центиля может указывать только на его астеничное сложение, а не на развитие патологий в организме. Обязательно проверяйте соответствие роста возрасту, массы тела росту или объемов головы и груди возрасту.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий