Гимнастика для новорожденных с первых дней

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.

Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Как правильно делать массаж младенцам?

К массажу следует приступать, если младенцу исполнилось 20 дней. С этого момента можно массировать тело малыша, избегая области локтевого сгиба, подмышек, коленных суставов и родничка. Все движения нужно выполнять плавно, чтобы малыш не перевозбудился и не устал слишком быстро.

Начинать лучше с ручек, мягко массируя каждый пальчик, разжимая кулачки. Затем массируют запястья и предплечья, потом ножки. Легкие поглаживания нужно производить по направлению от стоп к области паха.

Массаж животика нужно выполнять по часовой стрелке очень аккуратно (см. видео к статье), постепенно переходя на область груди. Массажные движения выполняются по направлению от грудины к плечам и от грудины к бокам.

Повернув ребенка на живот, необходимо помассировать шею, а затем провести массаж спины по направлению от поясницы к плечикам и от позвоночника в стороны, после чего ребенка укладывают на спину и массируют голову, уделяя особое внимание ушам. В конце процедуры следует выполнить поглаживания тела малыша и укутать его в одеяло

Не пытайтесь ускорить этапы развития позвоночника

1) Нельзя высаживать малыша, когда он к этому не готов. 

Если ребенка сажают, несмотря на то что нужные мышцы шеи у него еще не окрепли, позвоночник принимает на себя вес головы. Для него такая нагрузка слишком тяжела, и это может повредить его и мешать внутренним органам нормально развиваться. Поэтому прыгунки и другие подобные устройства следует использовать не раньше, чем малыш научится сидеть самостоятельно. Но и тогда сажать в них ребенка следует очень дозированно, так как они ограничивают свободу движений. Ему по-прежнему нужно развивать различные мышцы, в том числе мышцы живота, которые помогают ползать, а затем и учиться ходить. 

Как правило, малыш готов к тому, чтобы учиться сидеть, в 6 – 7 месяцев. Но в 5 — еще рано.

2) Не старайтесь ставить малыша на ноги, придерживая его за ручки, если он еще не готов.

Можно делать это, только когда кроха сам научился вставать.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений: 

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Видео: гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов для грудничков

На этом видеоролике квалифицированный специалист рассказывает, как проводить гимнастику деткам, у которых есть подозрения на дисплазию тазобедренных суставов или диагноз уже подтвержден. Наглядно показано, какие упражнения для чего нужны, рассказано, что еще можно делать, кроме лечебной физкультуры для коррекции положения ножек.

Гимнастика для новорожденных – очень полезное, но в то же время и очень ответственное занятие. Прежде всего нужно учитывать особенности самого ребенка. Уход за новорожденным в первые месяцы жизни определяет его здоровье и дальнейшее развитие

Особенно это касается —недоношенных детей—, им и так трудно, маме важно помочь такому крохе постепенно догнать сверстников

Массаж для новорожденных играет немаловажную роль в гимнастике, так вы разогреете мышцы и подготовите их к упражнениям. Потому не стоит пренебрегать им в любом возрасте. А в остальном гимнастика должна приносить радость и удовольствие малышке и маме. Это драгоценные минуты взаимодействия, укрепляющие здоровье новорожденного и его взаимопонимание с родительницей.

Как подготовить малыша к ходьбе

Рефлекс ходьбы вырабатывается у младенцев в возрасте нескольких дней. Задача родителей ― правильно развивать данный рефлекс.

Однако если младенец такого желания не испытывает, можно ему помочь в этом, легонько наклонив вперед его туловище и голову.

Важно, чтобы при этом стопа малыша целиком находилась на поверхности. Такое положение непременно побудит малыша к ходьбе

Правильная гимнастика способствует гармоничному развитию физической и интеллектуальной сферы новорожденного. Главное, чтобы упражнения были регулярными и приносили малышу исключительно радость и удовольствие.

Правила выполнения гимнастики для новорожденных

Зарядка для новорожденных до месяца должна проводиться с максимальной осторожностью. Самый главный принцип гимнастики для младенцев ― не навредить

Самый главный принцип гимнастики для младенцев ― не навредить.

Поэтому при ее выполнении необходимо соблюдать определенные правила.

А именно:

  1. Перед началом упражнений следует хорошо проветрить комнату и дать ей прогреться в течение пятнадцати минут.
  2. Все упражнения необходимо выполнять на ровной и твердой поверхности, чтобы позвоночник малыша правильно развивался. Идеально подойдет для этих целей пеленальный столик.
  3. При выполнении легкого массажа тела малыша следует совершать движения по направлению от конечностей к центру туловища.
  4. Выполняя поглаживания спинки новорожденного, ни в коем случае нельзя оказывать давление на область почек и сердца.
  5. Рекомендованная длительность комплекса упражнений ― десять минут.
  6. Недопустимыми являются негативные эмоции со стороны малыша, а также любые принудительные действия.
  7. Если малыш плачет и капризничает, начало занятий гимнастикой следует перенести на более благоприятный период.

Как научить кроху сидеть: советы родителям

Для того чтобы ребенок мог удерживать свое тело в положении сидя, его мышцы должны быть достаточно развиты. Раньше предназначенного природой срока научить кроху сидеть нельзя, но родители могут подготовить его мышцы для приобретения навыков сидения, ползания, ходьбы в дальнейшем.

Чтобы узнать, готовы ли мышцы малыша к самостоятельному сидению, родители в домашних условиях могут провести простые тесты:

  • в положении сидя спинка ребенка «согнута дугой» — признак того, что тонус мышц недостаточен для удержания тела в вертикальном положении;
  • если в положении сидя спинка малыша выпрямлена, а ноги расположены перед туловищем и не согнуты в суставах, то это свидетельствует об отсутствии гипертонуса мышц нижних конечностей и готовности ребенка самостоятельно сидеть;
  • при подтягивании малыша за ручки он садится, спинка при этом ровная, а голова не запрокидывается назад — это означает, что мышечный корсет сформирован достаточно для самостоятельного сидения.

Вот несколько советов родителям по укреплению мышечной системы детей:

Начиная с 3-4 месяцев (как только малыш научился удерживать головку), его надо усаживать в детское кресло
Для того чтобы помочь ему сидеть, надо дополнительно использовать подушки.
Для самостоятельного сидения важно наличие навыка балансирования. Ребенок должен почувствовать положение своего тела в пространстве
С этой целью маме следует посадить его в углу кресла или между своими ногами, не забывая при этом обеспечивать крохе поддержку.
Навык сидения связан с умением малыша удерживать неподвижно головку. Для этого его надо как можно чаще выкладывать на животик. Разглядывая разложенные перед ним игрушки, ребенок приподнимает голову, что способствует укреплению мышц спины и шеи. Когда он уже будет уметь сидеть самостоятельно, можно продолжать выполнять это упражнение — развивается навык поддержания и переноса веса во время сидения.
Чтобы ребенок освоил навыки сидения, ему надо помочь развить ориентацию

Малыша необходимо осторожно поднимать из положения лежа и садить, аккуратно придерживая за тельце. Освоение необходимых движений позволит ему в будущем научиться самостоятельно садиться.

Мама может научить ребенка сидеть, используя как опору собственное тело. Это упражнение можно выполнять, начиная с 6 месяцев. Мама усаживает малыша к себе на колени и раскладывает перед собой игрушки, при этом он опирается об нее спинкой. Таким образом укрепляются мышцы спины, а ребенок привыкает к сидячей позе.

Регулярные массажи, активные игры способствуют укреплению мышц спины. Кроме того, мышечный тонус повышается во время перекатывания, при лежании на животе. Крепкие мышцы гарантируют быстрое формирование навыка сидения.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков —  фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка  металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до  блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1)   Рамки с застежками.  Делается деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)   большие пуговицы, b)   маленькие пуговки, c)   кнопки, d)   банты, e)   шнурок, который вдевается в дырочки, f)    шнурок, который наматывается на крючок, g)   крючки и петли, h)   застежки из ремешков, i)   застежки – липучки.

2)   Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3)  Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4)   Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5)   Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6)   Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Упражнения, выполняемые лежа на спине

Потягивания рук с фиксацией в согнутом положении (вверх, вниз в сторону). Возьмите руки ребенка в свои ладони, отведите их максимально вверх. Руки должны быть прямыми. До начала движения плечевого пояса по столу аккуратно потяните малыша за руки вверх, после чего через стороны верните руки в положение вдоль туловища. Согните же в локтевых суставах, легко прижимая кисти ребенка к его плечам.
Выполните такое же упражнение с потягиванием вниз и сгибанием рук в локтях (рис. 1).

Круговые движения руками. Возьмите руки ребенка в свои ладони и выполняйте круговые движения в плечевых суставах максимально широкими движениями. Сделайте 3-5 повторений (кругов) каждой рукой. Упражнение может выполняться симметрично (обе руки в верхнем и нижнем положении) или попеременно (одна рука находится в верхней точке движения, другая — в нижней) (рис. 2). Основное предназначение упражнения — развитие плечевых суставов (с точки зрения подвижности, растяжения и выносливости), дельтовидных и трапециевидных мышц.

Активное присаживание с работой бицепсами. Возьмите ребенка за кисти рук и, слегка поддерживая, побуждайте его присесть. Во время выполнения упражнения держите свои руки таким образом, чтобы руки малыша были согнуты — в это время активно работают двуглавые мышцы плеча (рис. 3). Упражнение направлено на развитие мышц плечевого пояса и рук.

Повороты прямых ног в стороны. Захватите голени ребенка так, чтобы ваши большие пальцы были на их задней стороне, а остальные обхватывали переднюю часть. Поднимите прямые ноги ребенка вверх и опустите их в сторону до касания со столом (с поворотом таза); поднимите снова вверх и опустите в исходное положение. Проделайте 3-4 раза в каждую сторону (рис. 4). Старайтесь, чтобы ноги ребенка не сгибались и не было поворота туловища на бок (поворачиваться должен только таз). Упражнение направлено на развитие мышц тазовой области, спины, живота и сгибателей бедра.

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

С какого возраста разрешена гимнастика?

Не все специалисты придерживаются одного мнения относительно возрастных ограничений для начала гимнастики. Одни педиатры убеждены в том, что к подобным процедурам можно приступать уже к 2 неделям жизни малыша, т.к. в силу физиологических особенностей детского организма динамическая гимнастика не может привести к травме.

Некоторые врачи склоняются к другому мнению. Они считают, что к выполнению упражнений лучше приступать в 1 месяц, когда младенец уже немного освоится в новой для себя среде. Некоторые специалисты и вовсе рекомендуют выполнять активные комплексы не ранее 3 месяцев, когда мышцы и кости немного окрепнут.

В целом врачи одобряют небольшие физические нагрузки. Для недельного малыша достаточно будет легких поглаживаний по спине, животу и груди. Постепенно можно добавлять новые упражнения, начиная со сгибания конечностей и переходя на все участки тела.

В домашних условиях проводить общеукрепляющие процедуры можно только при отсутствии противопоказаний. Если у ребенка присутствуют проблемы со здоровьем, упражнения должны подбираться исключительно специалистом.

Что такое плоскостопие у детей

До 3 лет стопа ребенка является плоской, что называют «физиологическим плоскостопием». Это нормально: на данном этапе жировые подушечки делают стопы пухлыми и плоскими на вид

После 3 лет важно подбирать обувь ребенку и следить за его гармоничным физическим развитием.

Формирование стопы происходит до 14 лет. Примерно до 6 месяцев у ребенка там нет твердых костей, только мягкие хрящики; к моменту первых шагов в стопах формируется около 25 косточек, которые продолжают расти и развиваться

Очень важно, чтобы ножки малыша не подвергались длительному сдавливанию, которое может сместить формирующиеся кости.
Плоскостопие у детей развивается, когда своды стопы опускаются. Причиной может быть слабый мышечный аппарат, что вызвано заболеваниями или неправильными физическими нагрузками, неверно подобранной обувью, травмами или наследственностью

В результате меняется амортизация стоп, возрастает нагрузка на позвоночник и голени, что может навредить суставам.

Как узнать, что у ребенка плоскостопие

Стоит обратиться к ортопеду, если ребенок отказывается бегать, жалуется на боли в ногах, быстро утомляется, если меняется его походка.

Правильно и вовремя подобранная обувь способна предотвратить многие ортопедические проблемы и плоскостопие у детей.

Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал

Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.

Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.

Рекомендация сомнолога

Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.

Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!

Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!

Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.

Как не навредить ребенку во время формирования позвоночника

Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника. 

1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.

2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений. Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике. Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения. 

3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.

4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.

5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.

6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку. Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.

Пятый месяц

Гимнастика для ребенка в 5 месяцев уже не приносит дискомфорта, поскольку к этому возрасту проходит гипертонус. При сгибании и разгибании конечностей, поворотах туловища и головы малыш чувствует себя более раскованным и свободным в движениях. Что в этом возрасте наиболее интересно и полезно?

  • Приподнимание за ручки из положения лежа.
  • Сгибание ног в коленях и скользящие движения стопами по поверхности в положении лежа на спине.
  • Шаговые движения в вертикальном положении при опоре стопами о твердую поверхность (нужно держать грудничка под мышки).
  • «Полет» на животе с прогибом позвоночника (выполняется на весу).
  • «Полет» на спине, когда ребенок напрягает мышцы пресса и пытается удерживать тело на весу (выполняется на весу).
  • Переворот со спины на живот и обратно.

Малыш этого возраста в период бодрствования все время двигается, то есть тренируется, даже если мама не проводит никаких специальных упражнений

Важно мотивировать ребенка к движению

Обувь для первых шагов: за и против

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий