Если ребенок в 2 года не слушается

Мнение доктора Комаровского

Популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский с присущим ему юмором отмечает, что непослушание – это явление нормальное. Чтобы его преодолеть, молодым родителям следует иметь большой запас терпения и успокоительных средств.

Доктор Комаровский

Известный педиатр считает, что возраст 2 лет – это благодатный период для того, чтобы начать учить тоддлера проговаривать свои эмоции и объяснять чувства. Конечно, на самом примитивном уровне – из-за неразвитой речи и неустойчивой детской нервной системы – но пробовать стоит.

Комаровский выделяет самые частые причины непослушания:

  • малышу ранее было все дозволено, но потом многое запретили;
  • крохе не разрешали так много, что со временем он перестал слышать и реагировать на запреты.

Профилактикой этих явлений станет общение с сыном или дочкой с позиции старшего, контроль над запретами (все члены семьи одинаково запрещают или разрешают что-либо), разъяснение своего «нельзя».

В каком возрасте лучше учить малыша проговаривать свои эмоции?
2 года 74.19%

3 года 22.58%

4 года 3.23%
Проголосовало: 31

Если сцена непослушания все же произошла, врач рекомендует не вмешиваться и не отзеркаливать эмоции непоседы. Физические наказания применять категорически не стоит – они только усугубят ситуацию.

Еще несколько полезных советов от опытных мам

Все, что перечислено ниже, использовали опытные мамочки. По их словам, именно эти советы помогли им в свое время справиться с ситуацией.

Четко распределяйте роли

Часто, родители совершают ошибку – они ставят своих детей на равне с собой. Помните, вы взрослый, значит, вы – главнее.

И первое, что надо сделать – перестать полностью быть на одном уровне – будьте настойчивее, показывайте, кто тут главный, что, не смотря на крепкую дружбу, вас все равно нужно слушаться.

Использовать слова “попозже” и “завтра”

Учитесь разговаривать с ребенком. Скорее всего он не сможет ответить вам ясно, и пока будет только акать и говорить “нет” или “да”, но ваши объяснения и слова могут стать ключевыми, чтобы ребенок понял проблему и ее решение.

Поэтому чаще говорите слова “попозже”, “после”, “завтра”. Если ребенок не желает что-либо делать, задайте вопрос “ты хочешь сейчас поиграть?” после утвердительного “да”, продолжите:

Такую же схему стоит использовать, если ребенок не хочет спасть или уходить с улицы. В общем-то она работает во многих подобных ситуациях. Результата сразу ожидать не следует. Изначально малыш может начать плакать вновь, если вы снова скажите ему делать то, что он не хочет. Поэтому когда дело сделано, не забудьте сказать:

Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, если ребенок не слушается, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно

Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей

Возрастные особенности

Послушание всегда одинаково, а вот непослушание бывает разным, и его формы во многом зависят от возраста и темперамента. Подросток не будет топать ногами, как двухлетний малыш.  Он найдёт другой способ продемонстрировать нежелание выполнять требования. 

Малыши

В 2-3 года в сознании детей еще не выстроены границы между «я хочу» и «я могу». Отсутствие гармонии и внутренний диссонанс приводят к строптивости, упрямству, своеволию, а иногда и к деспотизму.

Для исправления ситуации можно:

  • сократить число ограничений;

  • позволить проявлять самостоятельность (но в меру);

  • выслушивать детское мнение, не осуждая выбор.

Несмотря на строгую позицию, нужно уметь показывать ребёнку свою любовь. Вы же не бросите его, если он нарушит запрет или требование.

Дошкольники

4-6 лет – довольно спокойный период. Капризы могут иногда случаться из-за болезни, ссор с друзьями, плохой погоды и испорченной прогулки, но они не длятся долго. Сложности может вызвать и чрезмерная мечтательность, которой особенно подвержены пятилетки. 

Чтобы избежать проблем в будущем, рекомендуем:

  • ограничивать время, проведённое за гаджетами;

  • записать дошкольника в развивающую студию, спортивную секцию или кружок;

  • очертить круг домашних обязанностей. 

Не забывайте участвовать в жизни ребенка: устраивать совместные прогулки, вместе играть, выполнять любимые ритуалы и просто дурачиться.

Младшие школьники

Первый класс – это время, когда рушится привычный детский уклад. Ребята пошли в школу, у них появились новые обязанности, полностью изменился режим дня. Такая психологическая ломка сильно ощущается в 7 лет. К восьми годам она теряет интенсивность, а к девяти сходит на нет. Потому и поведение бывает разным: одни играют на публику, паясничают, а другие, наоборот, замыкаются в себе. 

Чтобы пережить непростую ситуацию с минимумом потерь, нужно:

  • помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям;

  • не требовать от него слишком многого – посещения нескольких кружков, секций, отличного поведения и отметок, а ещё выполнения домашних обязанностей;

  • не заставлять насильно делать уроки – используйте игру, чтобы заинтересовать новоиспечённого ученика.

Обратите внимание на формирование социальных качеств. Ведь от того, как будут у школьника складываться отношения в обществе, во многом зависит комфорт будущей взрослой жизни. 

Средний школьный возраст

10-12 лет – период испытаний для девочек. Их поведение объясняется нестабильным гормональным фоном, потому вызвать вспышку негодования может любая мелочь, часто не связанная с родителями. Причинами становятся спор или ссора с подругой, безразличие мальчика, лишняя пара килограммов. 

Чтобы сохранить покой в девичьем царстве, попробуйте:

  • быть спокойными и не лезть с вопросами;

  • не накалять обстановку, демонстрируя возмущение или чрезмерную опеку;

  • попытаться понять, что происходит, понаблюдав за дочерью.

Подростки

Основные формы непослушания – игнор требований, в крайних случаях – крики, хлопанье дверью, плач. Если пробелов в воспитании нет, ничего страшного не случится. Срывы, конечно, будут, но не слишком часто. Да и объясняться они будут гормональными всплесками и стечением обстоятельств.

Чтобы урегулировать разгоревшийся скандал, нужно:

  • постараться понять причины поведения подростка;

  • внимательно выслушать его (если в семье царит доверие, он обязательно расскажет о своих чувствах);

  • помочь найти выход из сложившейся ситуации.

Психологи утверждают: смысл запретов и отказов (слов «нельзя» и «нет») дети понимают уже к 2 годам, поэтому не стоит оправдывать непослушание возрастом. Причина этого – ошибки в воспитании и родительские промахи.

Мама в недоумении: почему ребенок не хочет слушаться в 2 года

Казалось бы, малыш уже подрос, изучил что можно, а что нельзя, родители в свою очередь обозначили границы дозволенного и запретного, но чадо все равно закатывает истерики. Родители жалуются: «это все скверный характер крохи, мы ему помогаем взрослеть: справиться с трудными, еще не посильными ему задачами, делаем вместо него много дел, а онкапризничает и истерит, какой неблагодарный».

Давайте посмотрим на это с другой, детской стороны. Малыш считает себя взрослым и пытается делать все самостоятельно. Да, некоторые попытки провальные, что-то не получается , но покажите хоть одного человека, который учился без ошибок. Таких нет, вот и дети имеют право ошибиться и, после этого, не стоит смотреть на ребенка недовольным взглядом, ругать и критиковать его. И самое главное, чего не стоит совершать – переделывать или доделывать работу за кроху.

Если даже некоторые взрослые не умеют контролировать собственные эмоции, почему ребенок должен это делать?  И потом начинается: «моймалыш 2-3 года не слушается, что делать?» и т.д. Но родители никогда не задают вопросов о том, из-за чего это происходит и кто виноват? А зря. Ведь ответ элементарный – мамы и папы.

2-летний ребенок не слушается и закатывает истерики из-за отсутствия свободы действий, таким образом он протестует против вашего непонимания. Кроме этих, существует еще множество причин детского непослушания. Рассмотрим основные из них.

Отсутствие последовательности со стороны родителей

Часто бывает, так, что вы неоднократно и бесполезно просите кроху собрать свои игрушки, в какой-то момент устаете напоминать и принимаете решение сделать все самостоятельно. После этого, кроха начинает понимать, что можно не делать, то чего вы просите, а зачем напрягаться? Вы все сделаете сами.

Вседозволенность

У многих мам присутствует навязчивая идея подарить малышу «счастливое детство», для этого они выполняют все детские капризы, не ограничивают его ни в чем. И потом наступает момент, когда ребенок в 2 года дерется и не слушается. Родители в непонимании: что же случилось, мы сделали все наилучшим образом. Очевидно, что не всегда такие привилегии идут на пользу детям.

Недостаточное уважение к крохе

Не работа и хозяйственные вопросы должны быть в приоритете для мамы, а ее чадо. Практически всегдаребенок в 2 года не слушается мамуиз-за неправильного родительского отношения. В любом возрасте детей следует уважать.  Никогда не игнорируйте кроху, выслушайте, помогите, направьте и похвалите.

Отсутствие выполнения обещаний

Взрослый и его действия – это пример для малыша. Хотите, чтобы он исполнял ваши требования – придерживайтесь своих обещаний.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором психолог объясняет причины детской неуправляемости:

Формы «непослушного» поведение

В зависимости от возраста и ситуации, ребенок по-разному проявляет свой характер.

Негативизм. Такое поведение характерно как для трехлетки, так и для подростка

Ребенку важно делать все наперекор родителям, отрицать любые авторитеты, чтобы доказать свою значимость в этом мире.
Демонстративное поведение. Уже приблизительно с 5-7 лет ребенок начинает практически полностью контролировать свое поведение, и любые действия «на показ» чаще всего преследуют определенную цель.
Протест

«Не хочу – не буду» и его различные вариации в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств. Еще один способ отстоять свое «я» в мире взрослых.
Истерики. Крайняя степень недовольства происходящим у ребенка. Редко начинаются одномоментно, как правило, им предшествуют другие формы непослушания.
Опасное поведение. Если для трехлетки примером такой формы непослушания будет попытка залезть в будку к соседской собаке или поиграть с розеткой, то для подростка – экстрим в любом его виде: прыжки с парашюта, паркур и прочее.
Игнорирование взрослых. Особенно характерно для более старших детей. Подобным образом дети демонстрируют окружающим свою автономность, независимость.

Что делать, если ребенок не слушается?

Чтобы определить для себя, как нужно бороться с непослушанием своего ребенка, важно понять – что за этим поведением кроется, что хочет показать или доказать ребенок. Попробуйте понять, почему ваш малыш себя так ведет, поставьте себя на его место

Если это дошкольник, то вспомните о возрастных особенностях этого периода, насколько важно ребенку чувствовать собственное «я». А если вы родитель подростка-бунтаря, то вспомните себя в его годы. И не забывайте, сейчас совсем другое время и другие обстоятельства, ваше «В твои годы я себя так не вел!» не означает, что вам чужды эмоции своего взрослеющего ребенка. Просто раньше принято было молчать, а теперь – следует говорить.

Развивайте эмоциональный интеллект ребенка с самого раннего возраста. Проговаривайте вместе с малышом его чувства, его тревоги. «Я понимаю, ты очень хочешь эту машинку, и огорчен, что мы с папой не покупаем ее тебе. Да, это обидно. Но ты обязательно получишь ее на Новый год, и этот подарок принесет тебе еще больше радости». Да, в 4 года ребенок вряд ли мгновенно успокоится после этих слов, однако, это будет прекрасным заделом на будущее, потому что понимание собственных чувств и эмоций облегчит ему (и вам) жизнь.

Это важно!

Разговаривайте с ребенком, опускаясь на уровень его глаз

Детям важно, чтобы их слышали и слушали. Контакт «глаза в глаза» позволяет почувствовать ребенку, что вы здесь, рядом, вы вовлечены, вы внимательны к нему.

Избегайте в общении слово «нельзя» и любые выражение с частицей «не». Замените «Не кричи!» на «Говори тише, пожалуйста», «Не лезь розетку, кому говорят?!» на «Сынок, это очень опасно!», «Ты не пойдешь на концерт рок-группы одна!» на «Мы с папой очень будем переживать, если ты пойдешь туда одна». Любое «не» порождает сопротивление, а любой запрет – попытку его нарушить.

Старайтесь по возможности не повышать голос. Говорите четко, максимально спокойно, пытаясь понять ребенка. Контролируйте свои эмоции. Только спокойный и уравновешенный родитель будет услышан ребенком.
Не пугайте ребенка. Старое-доброе «Будешь так себя вести – придет дядя милиционер и заберет тебя» или «Еще раз услышу такие слова – рот вымою с мылом!» ничего, кроме страха у малышей и отрицания у более старших детей не вызовет.

И, конечно, не забывайте – все временно. Когда-то и вы сами не слушались родителей, а теперь – отчитываете своего ребенка за неубранные игрушки. Любые трудности в воспитании имеют свойство проходить и забываться, а связь с детьми и любовь к ним остается навсегда.

(5
оценок; рейтинг статьи 4.8)

Основные техники и методы для родителей

Эксперты подсказывают, что делать, если ребенок не слушается, предлагая два эффективных метода.

Установление контакта

Не начинайте разговор с детьми сразу с просьбы или требования. Предварительно понаблюдайте за ними, вызовите их на диалог. Когда сын или дочь разговорятся, спросите о дальнейших занятиях и мягко изложите свою просьбу.

Правило 5 минут

Не заставляйте ребёнка выполнить что-нибудь прямо сейчас, мгновенно и сиюминутно. Лучше дать время для переключения с одного вида деятельности на другой. Например, «У тебя есть 5 минут до выполнения уроков», «Через 5 минут тебя ждёт посуда в мойке». Такие фразы приведут к нужному вам результату, потому что они вызывают у ребёнка ощущения контроля над ситуацией. 

Что ещё может помочь

Продолжайте играть с детьми. Игра – палочка-выручалочка, которая творит чудеса. В этом вам помогут:

  • техника психолога Ю. Б. ГиппенрейтерРазделите круг на четыре сектора, раскрасьте их разными цветами и на каждом напишите запреты. Зелёный – можно всегда, за это не последует наказание (убирать игрушки, мыть посуду). Жёлтый – можно, но с ограничениями (игры на улице в определённое время). Оранжевый – можно иногда (сон в праздники позже обычного). Красный – никогда нельзя (не слушаться, устраивать истерики);

  • соревнованияЗаставить ребёнка убрать в комнате можно с помощью занимательной игры. Сначала поспорьте, кто первый справится с заданием: вы быстрее разложите вещи по местам или он уберёт лишние предметы со стола?

Если последствия какого-то поступка будут неприятны, но не опасны, пусть непослушный, упрямый ребёнок пойдёт на поводу у своих желаний. Получив негативный опыт, он поймёт, что слушаться взрослых полезно. 

Проблема нашего века: гаджеты и дети

Семейный психолог Ирина Кустова советует не приучать детей к планшетам и смартфонам. Если же привыкание уже произошло, она даёт несколько советов, как избавиться от гаджетозависимости:

  • проводите больше времени с детьмиСовместное времяпрепровождение для 80% родителей ограничивается только выполнением уроков. Больше и чаще говорите друг с другом, интересуйтесь делами, играйте и смотрите вместе мультфильмы.

  • выключайте дома смартфоныЭто правило касается всех членов семьи – как детей, так и взрослых. Приучите себя быть полностью погруженными в домашние дела и заботы. Для экстренной связи есть стационарные телефоны.

  • найдите заменуНельзя просто отобрать планшет у подростка и запретить пользоваться гаджетом – это вызовет бурю негодования. Исходя из интересов ребёнка, предложить альтернативу и дайте выбор, от которого он не сможет отказаться.

  • приучайте к ответственностиДоговоритесь о временных рамках пользования смартфоном, причём ребёнок должен сам следить за временем и соблюдать правила. 

Главный совет: лучше не покупать гаджет, чтобы потом не отбирать. Также обязательно начинайте с личного примера, иначе все договоренности и требования не принесут желаемого результата. 

Худшие методы воспитания

Ни при каких условиях не прибегайте к рукоприкладству. Не забывайте: дети копируют поведение взрослых, а значит, через несколько лет ситуация может кардинально измениться. Вы окажетесь беспомощными, а на стороне избиваемого в детстве мальчика будет сила. Повторение сценария, но с точностью до наоборот, в таком случае исключать нельзя.

Еще один запрещённый прием – психологическое насилие. Никогда не оскорбляйте озорника, даже если он серьёзно провинился, это негативно скажется на самооценке. Также нельзя отказывать в еде, одежде и других базовых потребностях. Не лучшие методы – изоляция виновника и игнорирование его желания рассказать вам всё, а потом извиниться. 

Действительно ли он делает все назло и специально

Нужно знать, что в двухлетке еще нет хитрости. Это качество появляется позже, когда будут полностью развиты функции отделов головного мозга. Поэтому сделать что-то назло или осознанно спланировать поступок чадо еще не в состоянии.

Насколько осознано ребенок не слушается в 2 года?
Абсолютно неосознанно 25.88%

Иногда хитрит 63.53%

Затрудняюсь ответить 10.59%
Проголосовало: 85

В моменты, когда сынок или дочка начинают психовать, не слушаться, кидать игрушки, капризничать, хулиганить, разбрасывать вещи, кричать, ругаться, огрызаться, убегать на улице, важно помнить – это происходит на неконтролируемых эмоциях и не несет в себе цели насолить или протестировать нервную систему матери и отца. Что делать с неуправляемым двухлетним малышом

Как реагировать? В любой ситуации, которая происходит с крохой, важно оставаться на старшей позиции. То есть не опускаться до уровня двухлетки, начав кричать, бросать предметы, обиженно уходить и любыми способами показывать свое негодование. Такое поведение не только еще больше спровоцирует, но и напугает дитя. На подсознательном уровне даже в состоянии глубокой истерики малыш полностью доверяет близкому человеку и чувствует себя в безопасности. Но разве 2х-летнему будет безопасно наедине с ровесником?

Как бы не вел себя ваш малыш, помните — именно вы отвечаете за то, кем станет
Что делать, если ребенок не слушается?

Отцу и матери нужно успокоиться, быть мудрее и:
постараться отвлечь непоседу от проблемы, если истерика еще не началась (напомнить об интересной игре, погладить по спинке и т. п.);
быть рядом, если маленький человечек уже находится в состоянии стресса;
постараться обнять, если разрешает, но не насильно;
спокойно проговорить эмоции («Ты расстроен, потому что…», «Тебе обидно из-за этого…» и т.п.);
не отталкивать, если крошка сам хочет на ручки.

Что делать с неуправляемым двухлетним малышом

Как реагировать? В любой ситуации, которая происходит с крохой, важно оставаться на старшей позиции. То есть не опускаться до уровня двухлетки, начав кричать, бросать предметы, обиженно уходить и любыми способами показывать свое негодование

Такое поведение не только еще больше спровоцирует, но и напугает дитя. На подсознательном уровне даже в состоянии глубокой истерики малыш полностью доверяет близкому человеку и чувствует себя в безопасности. Но разве 2х-летнему будет безопасно наедине с ровесником?

Как бы не вел себя ваш малыш, помните — именно вы отвечаете за то, кем станет
Что делать, если ребенок не слушается?

Отцу и матери нужно успокоиться, быть мудрее и:
постараться отвлечь непоседу от проблемы, если истерика еще не началась (напомнить об интересной игре, погладить по спинке и т. п.);
быть рядом, если маленький человечек уже находится в состоянии стресса;
постараться обнять, если разрешает, но не насильно;
спокойно проговорить эмоции («Ты расстроен, потому что…», «Тебе обидно из-за этого…» и т.п.);
не отталкивать, если крошка сам хочет на ручки.

Тактильные ощущения очень важны, поскольку позволяют пережить стресс и понять, что в любой ситуации мамочка и папочка находятся рядом, понимают и признают право на личное мнение. Не стоит останавливать слезы и крики фразами типа «Не плачь», «Прекрати», «Мальчики не плачут» и т.п.

Тоддлеру важно выплеснуть свои эмоции, а не замалчивать их. Где еще поделиться своими проблемами, если ни в родном доме?. Находясь в ситуации конфликта, очень важно показать, как правильно договариваться

Не нужно думать, что если отец уступит, то потеряет свой авторитет.

Находясь в ситуации конфликта, очень важно показать, как правильно договариваться. Не нужно думать, что если отец уступит, то потеряет свой авторитет.. Чадо следует научить разным стратегиям выхода из ссоры:

Чадо следует научить разным стратегиям выхода из ссоры:

  • абсолютный отказ, но с объяснениями причины, допустим в случае, если безопасности маленького человека что-то угрожает;
  • уступка, сопровождаемая высказыванием своего мнения («Я думаю, это делать не нужно, но понимаю, что ты хочешь попробовать, поэтому делай»);
  • отказ с предложением альтернативы («Я понимаю, что ты хочешь продолжить играть в песочнице, но уже поздно. Давай вместе достроим замок, а потом дома его нарисуем»).

Не стоит опасаться, что дитя 2-3 лет не поймет сказанного. Чадо осознает, что был услышан, принят и базовая привязанность не нарушена.

Что делать, если ничего не помогает?

Обратимся к советам доктора Комаровского. Знаменитый педиатр советует родителям, которые хотят воспитать адекватного человека, вести себя принципиально и последовательно. Храните спокойствие при детских капризах и истериках. Будьте непреклонны в своем отношении к поведению малыша. Пройдет немного времени и вы увидите, как ваш нервный малыш прекратил свои неадекватные выпады. Доктор рекомендует помнить о том, что не получая желаемого через плач и крик, маленький человечек прекращает это делать.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: детские истерики – правила общения с маленькими провокаторами

Если, поступая грамотно, не давая реакции на нервные всплески чада, вы видите, что метод не действует -проблема лежит глубже. Ребенка необходимо показать психологу или неврологу. Возможно, корень зла расположен в медицинской области. Некоторые неврологические заболевания могут выступать причиной такого поведения. Специалисты обследуют ребенка и выяснят, как можно ему помочь. Своевременное лечение исправит ситуацию с неадекватным поведением.

ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?

Возможна и обратная ситуация – поведение ребёнка является не следствием его психологических переживаний, а отражением состояния заботящегося о нём взрослого. Не секрет, что родители устают от постоянного напряжения, которое создают современный ритм жизни, работа, нехватка денег, отдыха, невозможность полноценно реализоваться. Родители могут срываться на ребёнка из-за собственной чрезмерной усталости и неудовлетворённости собственной жизнью, особенно в периоды кризисов или травмирующих ситуаций – увольнение, смерть близких, развод, тяжелые отношения с собственными престарелыми родителями. Когда не хватает сил и времени на себя, постоянные требования заботы от другого человека могут стать поводом для раздражения.

В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.

В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.

Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.

Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.

Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий