Режим прогулок
Режим дня ребенка в 5 месяцев обязательно включает прогулки на свежем воздухе. Летом можно гулять хоть весь день, если нет обильных осадков, сильного ветра и зноя, однако нужно следить за уровнем ультрафиолетового излучения.
При значениях УФ-индекса выше 3-4 лучше остаться дома, чтобы избежать солнечных ожогов и не повышать риск развития заболеваний кожи и глаз. Если все же необходимо выйти на улицу, когда солнечное излучение активно, надевайте себе и ребенку закрытую одежду, пользуйтесь солнцезащитным кремом и старайтесь держаться в тени.
Гулять не обязательно только в коляске. Если у вас есть дача, частный дом или сквер поблизости, и позволяет температура воздуха – можете расстелить покрывало на траве и дать крохе возможность поползать и побарахтаться в свое удовольствие.
Зимой, поздней осенью и ранней весной, в зависимости от погодных условий, гуляют один-два раза по возможности по полтора-два часа. Также не забывайте на прогулке пользоваться защитным кремом. Нанесите его крохе на открытые участки кожи за полчаса до выхода из дома.
Если в 5 месяцев малыш на прогулках продолжает спать, совмещайте их по времени с дневными снами. Если же бодрствует – используйте время прогулки для общения с малышом.
Рекомендации родителям
Напоследок рекомендации родителям для грамотной и гармоничной организации режима дня:
Составляя распорядок, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: потребности, уже сложившиеся привычки, темперамент и биологические часы. Так, если кроха привык просыпаться в 7 утра, не стоит пытаться сдвинуть подъём на пару часов
Если малыш – сова, то, напротив, не старайтесь будить его очень рано. Активному и темпераментному ребёнку нужно предлагать больше активных игр для выплеска эмоций и энергии. А спокойному малышу более интересны занятия размеренные.
Если вы только пытаетесь вводить режим дня, не стоит делать это резко. Вряд ли вы добьётесь успеха, но зато испытаете стресс вместе с ребёнком. Действуйте постепенно, запаситесь терпением. На установление распорядка может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от малыша и от вашего настроя. Но не стоит отступать, ведь режим дня нужен в любом случае.
При составлении распорядка стоит учитывать и пол ребёнка. Хотя большой разницы нет, всё же некоторые нюансы присутствуют. Так, режим дня у девочек может включать больше развивающих и спокойных игр, ведь детки женского пола обычно более спокойны и усидчивы. А режим дня у мальчиков должен предполагать больше физической активности. Малыши мужского пола, как правило, активнее и темпераментнее девочек, поэтому им нужно выплёскивать энергию. Но и развивающие занятия тоже обязательно должны присутствовать, просто их следует чередовать с активностью.
Полезно проговаривать то, что делаете.
Не пытайтесь сравнивать вашего малыша с другими детками. Все очень разные и имеют индивидуальные особенности.
Иногда малыш может выбиваться из режима, и это нормально. Но после таких отхождений вновь возвращайтесь к привычному распорядку.
Не требуйте многого и показывайте любовь.
Если вы составите подходящий режим дня и добьётесь его соблюдения, то сможете наладить постоянный распорядок. Это сделает малыша спокойным и дисциплинированным, обеспечит комфорт всей семье и освободит время для родителей.
Первая, самая частая причина сопротивления сну — неправильно выстроенный режим
Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок быстро заснул, его надо хорошенько утомить днем. Родители до победного гуляют с малышом на улице, водят на тренировки в позднее время или, если речь идет о крохах до года, просто долго бодрствуют дома. И ожидают, что вот сейчас ребенок устанет и каааак уснет! Но тут их ждет сюрприз! В отличие от взрослых, нервная система ребенка устроена таким образом, что при превышении времени бодрствования малыш не становится сонливым, а, наоборот, перевозбуждается, становится более раздражительным, капризным, активным… Все что угодно, но не сонливым. Значит, уложить спать малыша будет гораздо сложнее.
Рекомендация сомнолога
Выстройте режим дня так, чтобы ребенок не перевозбуждался во время бодрствования. Для этого в разном возрасте необходимо ориентироваться на разные признаки. До 4 месяцев следите за сигналами усталости малыша. Как только ребенок начал тереть глазки, зевать, снизилась его двигательная активность, его нужно сразу укладывать. У родителей есть буквально 5–7 минут, пока он не перевозбудился.
С 4 до 9 месяцев нужно также ориентироваться на первые признаки усталости
Однако часто в этом возрасте малыши их не показывают, поэтому важно подобрать время бодрствования индивидуально, ориентируясь на скорость засыпания и поведение ребенка во время укладывания. В качестве ориентира родители могут использовать следующие цифры: в 5 месяцев среднее время бодрствования ребенка составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин, в 7 месяцев — от 2 ч 45 м до 3 ч, в 9 месяцев — от 3 ч до 3 ч 30 мин
Если время бодрствования подобрано правильно, ребенок не перевозбуждается и засыпает спокойно, без протеста, за 15 минут. Если ребенок активен, сопротивляется укладыванию, засыпает дольше 15 минут, скорее всего, он уже перевозбудился, и стоит пересмотреть его время бодрствования в сторону уменьшения минут на 15.
Если ребенок сначала спокойно воспринимает укладывание, но потом начинает капризничать, укладывание затягивается, есть вероятность, что время бодрствования слишком короткое, и его надо увеличить. Попробуйте прибавить 15 минут.
Если ребенок буквально вырубается во время укладывания, засыпает без протеста за пару минут, но потом ночью часто просыпается или утром встает раньше обычного, скорее всего, речь идет о переутомлении, и время бодрствования смело можно сокращать минут на 20–30.
После 9 месяцев у ребенка обычно остается 2 дневных сна, режим становится постоянным и предсказуемым: родители могут уже просто ориентироваться по часам, а не высчитывать время бодрствования. При этом режим должен составляться индивидуально, опираясь на скорость засыпания и поведение ребенка, как это описано выше.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Режим кормлений
В 5 месяцев большинство детей начинает знакомство с прикормом. Его вводят в первой половине дня, начиная с нового продукта одно из утренних кормлений. Пока кроха только знакомится с новой едой и ест микропорции, после прикорма ему нужно предложить грудь или смесь. Когда порция продукта прикорма достигнет необходимого возрасту объема, прикормом можно полностью заменить одно стандартное кормление.
В 5 месяцев малыш ест за день 6 раз через каждые 3,5-4 часа. От ночных кормлений в этом возрасте некоторые дети могут полностью отказаться, другие же будут требовать грудь по ночам до года и дольше. Это тоже допустимо и зависит от желания мамы и малыша.
Режим ребенка 5 месяцев на искусственном вскармливании остается более жестким, чем режим малышей на ГВ, так как смесью желательно кормить строго по часам. Значительные отклонения во времени и промежутках при кормлении смесью недопустимы, они могут привести к проблемам с пищеварением у малыша.
Примерный режим кормлений, учитывая ночное, в 5 месяцев выглядит так:
6.00 – первое кормление
9.30 – второе кормление
13.00 – третье кормление
16.30 – четвертое кормление
20.00 – пятое кормление
23.30 – шестое кормление
03.00 (при необходимости)
Когда и как переводить малыша в отдельную кровать
ВОЗ не рекомендует совместный сон из-за потенциальной угрозы здоровью ребенка. А еще в кровати мало места — особенно папе, в первое время родителям страшно пошевелиться, и такая ситуация мешает отношениям между мужчиной и женщиной.
Единого мнения по вопросу, где лучше спать малышу, конечно, нет. Сторонники совместного сна не согласны с приверженцами раздельного сна, и у каждой стороны есть достаточно аргументов в защиту своей позиции.
Часть родителей считает, что при совместном сне ребенок легче засыпает, ощущает безопасность, кормить его ночью удобнее. Чтобы отселение малыша прошло легче, лучше делать это между 2 и 3 годами. После 3 лет совместный сон уже мешает ребенку решать задачи возраста — отделяться психологически от родителей, осознавая и переживая свои собственные эмоции, мысли, потребности и желания.
Экспериментируйте, чтобы выбрать свой вариант, который устроит и вас, и ребенка.
Ребенок засыпает в своей кровати, но остается в родительской после ночного кормления.
Сон в собственной кроватке (иногда со снятой боковой стенкой, чтобы она стала продолжением взрослой постели), плотно придвинутой к родительской
В этом случае важно помнить о безопасности и заблокировать колесики кровати
Есть разные другие варианты, изобретенные мамами и папами в попытках научиться быстрее и легче укладывать своих чад. Но в одном сторонники всех подходов единодушны: рано или поздно ребенок оказывается в своей кровати, и до пенсии спать под бочком у родителей он не будет.
Приучение ребенка к отдельной кроватке при совместном сне
- Купить игрушечную кроватку и начать вместе с ребенком укладывать в нее кукол и мишек, петь им колыбельные и рассказывать, как здесь хорошо;
- Купить настоящую кроватку — можно взять малыша в магазин с собой и выбирать вместе;
- «Поселить» в кроватке защитника — зайку, мишку, слоника;
- Начать использовать кровать для дневного сна;
- Если ребенок начал чаще просыпаться ночью, вернулся к практике ночных кормлений, плачет — отложить переход и попробовать позже.
Чтобы все прошло гладко, вам не стоит:
- Совмещать перевод в отдельную кровать с отлучением от груди;
- Переводить малыша в отдельную кроватку, когда он нездоров или восстанавливается после болезни;
- Совмещать этот процесс с важными изменениями в жизни ребенка — появлением братика или сестрички, началом посещения детского сада, переездом в новый дом, уходом из жизни старших родственников и т. д.
Приучаем спать в своей кроватке
Главное правило засыпания таково: как только все вечерние ритуалы исполнены, сказка рассказана и пожелание спокойной ночи с маминым поцелуем тоже прозвучало, баста! Никаких блужданий по квартире! Родители серьезны в своих намерениях, и их ничем не разжалобить.
Ребенку страшно засыпать одному, и он всеми силами пытается привлечь внимание взрослых. Попить, в туалет, болит животик, кусает комарик, не нравится шум — что угодно, лишь бы получить немного внимания!. Это расстраивает его сон и формирует довольно вредную привычку — любыми манипулятивными средствами вынудить родителей играть по своим правилам.
Это расстраивает его сон и формирует довольно вредную привычку — любыми манипулятивными средствами вынудить родителей играть по своим правилам.
Самая адекватная родительская реакция — взять за руку и молча отвести в кровать. Пытаться утешить, успокоить или, наоборот, отругать, пристыдить — это уже акт внимания, и, значит, ребенок получил желаемое. Если молча проводить малыша в кровать — три, пять, десять или двадцать раз подряд — он делает вывод, что родители серьезны в своих намерениях и, очевидно, пора спать.
Говоря о возрастных нормах сна и стратегиях их соблюдения, невозможно не упомянуть, для чего, собственно, нужен сон в требуемом количестве.
Питание годовалого малыша
В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.
Что меняется в режиме дня ребёнка в 1 год
Режим дня малыша в возрасте одного года не сильно отличается от распорядка в 11 месяцев, а также в 1 год и 1 месяц. Годовалый кроха испытывает те же потребности в физической активности, эмоциональном и интеллектуальном развитии, питании и сне. Ничего принципиально нового в повседневном расписании не появляется.
Единственное, что может претерпевать изменения, – это сон. В год он может быть как двухразовым, так и однократным. Если малыш просыпается рано и после активных утренних занятий устаёт, ему просто необходим отдых для восстановления сил и «перезагрузки» мозга. Если же кроха просыпается не очень рано, и его нервная система достаточно окрепла, то он вполне может спать однократно: разового сна будет достаточно, чтобы отдохнуть, восполнить запасы энергии и усвоить полученную за первую половину дня информацию.
Как понять, какой сон подходит вашему малышу? Учтите его привычки и потребности, понаблюдайте за ним. Если к обеду кроха начинает капризничать и тереть глазки, а также выглядит вялым и уставшим, то наверняка ему будет полезно отдохнуть утром. Если же ребёнок спокойно бодрствует и не проявляет признаков усталости, то одного послеобеденного сна будет достаточно, особенно если сын или дочка укладывается спать на ночь не очень поздно.
Умения годовалого ребёнка
Что должен уметь малыш в 1 год?
- Уверенно стоять, ходить (необязательно), ползать, сидеть.
- Подниматься на ноги из любых положений, приседать и вставать.
- Реагировать на родных.
- Откликаться на имя.
- Уверенно держать и брать предметы.
- Произносить слоги или простые односложные слова.
- Пробовать взбираться или залезать на невысокие предметы, слезать с них.
- С помощью взрослых собирать простые пирамидки.
- Указывать на предметы.
- Строить небольшие башенки.
- Катать игрушки на колёсиках.
- Прокатывать мяч.
- Открывать и закрывать дверцы мебели.
- Подражать совершаемым взрослыми действиям: мотать или качать головой, хлопать, расчёсываться, дуть на что-то.
- Проявлять эмоции и чувства: улыбаться, плакать, обниматься, смеяться, злиться, прижиматься к маме.
- Реагировать на музыку: пытаться подпевать, двигаться.
- Имитировать животных.
- Выполнять простые просьбы: дай, возьми, принеси, поставь.
- Играть в «ладушки», махать рукой, примитивно играть в «ку-ку».
Это неполный список всех навыков. Но развитие проходит индивидуально, поэтому малыш не обязан уметь всё из списка. Некоторые навыки могут осваиваться постепенно и чуть позже.
Во сколько укладывать ребенка спать ребенка
Оптимальное время для укладывания на ночь 19.30 -21.30. При правильно организованном режиме дня малыш чувствует себя комфортно и готов заснуть именно в это время. Если уложить кроху позже, он может «перегулять» и сложнее засыпать, тревожно спать или часто просыпаться
Стоит обратить внимание, что далеко не все дети показывают признаки усталости. Но если малыша начать укладывать – он уснет.
В случае сложностей с вечерним укладыванием следует вычислить индивидуальное время отхода к вечернему сну для своего ребенка
Сделать это каждый родитель может самостоятельно. Для этого необходимо пробовать разные варианты, двигая время укладывания вперед-назад и наблюдать.
Иногда мама не хочет заниматься ранним укладыванием, потому что ей не удобно или потому, что так ребенок не будет успевать видеться с папой. В таком случае спланируйте для себя комфортную организацию дня. Например, гуляйте не вечером до 21.00, а утром перед дневным сном – так, кстати малыш будет крепче спать днем. Что касается встреч с папой, подумайте, может быть у вас есть возможность перенести их на раннее утро, когда малыш уже проснулся и может немного поиграть с папой. Или выделить для общения первую половину выходного дня, пока мама занимается своими делами.
На выходе имеем раннее укладывание, продуктивный сон и пробуждение в 7-8 утра.
Это важно!
Дети, которых укладывают позже, в целом спят меньше. Это происходит потому, что их нервная система изнашивается из-за регулярного недосыпа.
Часто родители думают, что если они уложат ребенка на ночной сон рано, то и утром малыш проснется ни свет ни заря. На самом деле детям физиологично просыпаться утром в промежутке с 6.00 до 8.00. То если кроха заснет, например в 20.00 и обычно спит 11-12 часов, то в 3-5 утра он не проснется.
Что касается дневного сна, то до 6-8 месяцев, пока малыши спят 3 раза – укладывать необходимо через каждые 1,5-2 часа. При двух дневных снах интервал увеличивается до 2-3 часов. При переходе на один сон должно пройти 3-4 часа с момента ночного пробуждения.
Время бодрствование до дневного сна всегда меньше, чем до вечернего.
Если стараться его увеличить, мама может прийти к тому, что она час укладывает ребенка спать, а потом малыш спит всего час. Это происходит от того, что малыш перегуливает.
Распорядок дня: таблица по часам
Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и до 11-и часов | Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе. |
С 11-и часов до 13-и | Различные игры или развивающие занятия с родителем. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 15 часов | Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность. |
С 15-и часов до 16:30 | Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице. |
С 16:30 до 16:45 | Полдник. |
С 16:45 и до 18-и часов | Второй сон. |
С 18-и часов до 18:30 | Пробуждение, переодевание, общение. |
С 18:30 до 19-и часов | Ужин. |
С 19-и часов до 20:30 | Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме, развитие. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и часов до 11-и | Игры в домашней обстановке. |
С 11-и часов до 12:30 | Одевание, прогулка на свежем воздухе. |
С 12:30 до 13-и часов | Переодевание, общение. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 16:30 | Дневной продолжительный единственный сон. |
С 16:30 до 17-и часов | Переодевание, общение с родителем. |
С 17-и часов до 17:15 | Полдник. |
С 17:15 до 17:30 | Одевание, общение. |
С 17:30 до 19-и часов | Прогулка на улице. |
С 19-и часов до 19:15 | Переодевание. |
С 19:15 до 19:45 | Ужин. |
С 19:45 до 20:30 | Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.
Как уложить ребенка спать без слез. Пять шагов
Шаг 1. Вычисляем правильное время для дневного отдыха. Самое оптимальное укладывать малыша во время окна в сон. В этом промежутке ребенок уже устал и максимально готов ко сну, но еще не переутомился. Тогда засыпание пройдет легко за 10-15 минут.
Считается, что окно в сон можно определить по первым признакам усталости: зевание, потирание глазок, похныкивание. Сложность в том, что не все дети дают понять что они устали, продолжая бегать и играть как обычно. Однако, если их уложить в правильное время, то малыш скорее всего уснет. Поэтому при определении правильного времени укладывания на дневной сон, изначально лучше ориентироваться на расчет времени бодрствования.
- Новорожденные 40-60 минут;
- 6-8 месяцев 1,5-2 часа;
- 12 месяцев двух дневных снах это 2-3 часа;
- С 18 месяцев 4-5 часов;
Для быстрого засыпания первая половина времени бодрствования должна быть активной: играем, хохочем, занимаемся. Ближе ко сну лучше заниматься спокойными играми или чтением. Это поможет ребенку
По окончании времени бодрствования следует уложить кроху. Если сон не идет-попробовать сделать это на 15- 30 минут позже. А на следующий день чуть раньше. Так за 3-4 дня вы подберете индивидуальное время для дневного сна своего малыша.
Оптимальное время для начала дневного сна
находится в промежутке с 11.00 до 13.30
Шаг 2. Создайте сонные условия: проветрите комнату, сделайте влажность воздуха 50%-70% с помощью увлажнителя или мокрой пеленки. Подберите ровный и удобный матрас. Окна закройте плотными шторами. А вот светильники и ночники лучше убрать – они мешают выработке мелатонина, гормона сна.
Шаг 3. Покормите малыша. Дети, в отличие от взрослых, лучше засыпают сытыми.
Шаг 4
Обратите внимание на одежду и аксессуары для сна. До 6 месяцев хорошо помогают легкое пеленание и коконы
Это имитирует уютное пространство маминого животика. После полугода самый комфортный вариант одежды для сна это пижамка. Колготки, тугие резинки, плотные швы на одежде лучше исключить – это вызывает дискомфорт, когда тело пытается расслабиться.
Шаг 5. Для комфортного перехода ко сну без слез, проведите ритуал перед сном. Это поможет малышу расслабиться, успокоиться и войти в сонное состояние.
Для того чтобы сонный ритуал работал, необходимо повторять одни и те же действия, не меняя последовательности каждый день. Мозг ребенка будет знать, что произойдет дальше и, шаг за шагом, настраиваться на сон как финальное действие.
Во время ритуала необходимо чтобы мама была максимально погружена в ребенка и давала ему тактильный контакт: прикосновения, поцелуи, объятия, легкий массаж. Так малыш сможет расслабиться и спокойно уснуть.
Примеры ритуалов:
- Вместе приглушаем свет, укладываем игрушки, мама поет колыбельную;
- Пьем “сонную” (на самом деле обычную) водичку, массаж спинки, читаем сказку;
- Укладываем ручки-ножки, слушаем мамины рассказы, включаем сонную музыку (например, колыбельные Моцарта)
Из личного опыта
Моей дочке сейчас 1 год и 5 месяцев. Наш ритуал на дневной сон такой: вместе включаем музыкальный мобиль, где играет песенка с колокольчиками. Затем задвигаем шторы и одеваем пижамку. Все это время я приговариваю ребенку: «сейчас мы будем спать, пойдем поспим, сейчас Дашенька заснет и пр.» Затем кладу дочку в кроватку, поглаживаю и сижу рядом, пока моя малышка не уснет. Когда Дарья вертится и сопротивляется – сажусь на кровать, беру на ручки, прижимаю к себе и пару минут глажу по спинке. Как только успокаивается – кладу в кроватку и снова глажу. Засыпаем в среднем за 10 минут.»
Шаг 6 Создайте ребенку сигнал для отхода ко сну. Большинство деток до года расслабляет белый шум. После года малыши хорошо засыпают под приятную мелодию.
А еще попробуйте дать крохе футболку с маминым запахом — это дает чувство защищенности и помогает легче уснуть.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.