Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Развитие речи
- выполнение простых действий с игрушкой по просьбе взрослого. Малыш возит машинку, укладывает куклу спать, открывает коробку;
- может выбрать среди ряда предложенных вещей или картинок одну, названую взрослым;
- различает предметы по форме (круглый, квадратный);
- правильно понимает простые глаголы, реагирует на просьбы отдать, отнести, закрыть и т. д.;
- знает значение слов-запретов (нет, нельзя);
- реагирует, безошибочно ориентируется в именах близких людей;
- знает, может показать на названные предметы быта, одежду, части тела;
- при прощании машет ручкой;
- может похлопать в ладоши по просьбе взрослого;
- имитирует звуки и характерные движения некоторых животных, техники;
- с удовольствием слушает, как ему читают сказку, может попросить жестами прочитать еще раз.
произнести до 15 полных слов и до 30 облегченных словесных форм;
облегченную форму слова (би-би, ав-ав) употребляет по просьбе взрослого показать на знакомый предмет или живое существо, по собственному желанию, пытаясь привлечь внимание взрослого;
сымитировать знакомый звук, попытаться повторить плачь, смех, кашель, голоса животных;
пытаться подпевать песне, используя услышанные слоги;
повторить простое слово вслед за взрослым или другим ребенком;
начинать слова со звуков «б», «г», «д» и «к»;
сказать «нет», усилив значение мимикой и жестами;
- чаще разговаривайте с ним, рассказывая ему об окружающих предметах и действиях;
- читайте малышу книги и стихи;
- развивайте мелкую моторику карапуза;
- следите за сбалансированностью пищи, особенно за витаминами группы B и витамином D.
Оттачиваем физические навыки
В 1 год и 7 месяцев малыш продолжает закреплять и оттачивать полученные ранее навыки ходьбы, изменения положения в пространстве, координации.
- Ходит без поддержки взрослого. Многие детки уже умеют бегать и даже подпрыгивать.
- Может из положения сидя встать и опуститься обратно.
- Совершенствуется координация движений, чему в немалой степени способствуют игры с мячом, так любимые детьми после полутора лет (кроха любит кидать, пинать мячик).
- При беге и ходьбе кроха не спотыкается и не падает, поскольку стал лучше держать равновесие и научился смотреть под ноги.
- Переступает невысокие препятствия, умеет обходить преграды.
- По лестнице поднимается самостоятельно, спускается пока еще с поддержкой взрослого.
- Может прыгать не только на месте, но и вперед.
- Умеет присаживаться на корточки.
- В состоянии выбраться из манежа, открыть входную дверь.
- Делает попытки одеваться, а при необходимости (например, если ему жарко) старается стянуть с себя одежду.
- Случайно упав, поднимается и начинает отряхивает ручки, одежду.
- После купания или еды вытирается полотенцем или салфеткой, умеет пользоваться зубной щеткой, умываться, пользоваться горшком, что значительно упрощает уход.
Повышается уровень развития ребенка в части моторных навыков. Он уже может открыть кран, чтобы помыть ручки, открутить крышку на банке или бутылке, пользоваться лопаткой и ведерком в песочнице.
Подражая взрослым, малыш учится причесываться, ставить тарелки на стол, совершенствует навык владения ложкой. Девочки могут «краситься», «убираться», «готовить» для кукол, как мамы, мальчики – «бриться», «читать книгу», «чинить» что-либо, как папы. Хотя сейчас они еще не в состоянии осознать социальную роль мужчины и женщины.
Физическое развитие ребенка в 13 месяцев
Со второго года жизни темпы роста малыша несколько замедляются. Они уже не будут такими стремительными, как до 12 месяцев. Теперь активнее пойдет психо-эмоциональное и интеллектуальное развитие. Физические изменения тоже будут, но не такие значительные как раннее.
Обычно к этому возрасту малыши успевают обзавестись передними зубами. В норме их должно быть 8 штук. Но не критично, если этот показатель несколько отличается. Каждый организм индивидуален и не обязан строго идти по нормативному пути развития. Большинство детишек в 13 месяцев уже умеют ходить самостоятельно, либо передвигаются за ручку со взрослым. Также проявляется стремление к самостоятельности. Начинается период активного исследования окружающего пространства. Детальному изучению поддается все досягаемое по росту: шкафы, полки, выдвижные ящики. Обнаруженные интересные предметы исследуются на глаз, а потом и на зуб
Поэтому так важно максимально обезопасить домашнее пространство от предметов, способных потенциально навредить ребенку.
Зрение
Малыш уже способен оценить расстояние предметов друг от друга и до себя. Благодаря этому его движения становятся более скоординированными в попытке взять игрушку. В этом возрасте дети еще не способны полноценно рассматривать картинки, особенно если они мелькают на экране телефона или телевизора. Просмотр мультфильмов дает мало пользы для развития, но серьезно напрягает глазные мышцы. Поэтому не стоит включать детям мультфильмы. Гораздо более полезным и безопасным будет совместное изучение книжки с большими картинками.
Слух
После годика дети уже способны воспринимать свой голос и экспериментировать с его громкостью и интонацией. Они могут определить источник звука и поворачивают на него голову. Многие малыши пугаются резких непонятных им звуков, поэтому не стоит посещать с ребенком чересчур шумные места, а также приобретать музыкальные игрушки с повышенным уровнем громкости.
Речь
Словарный запас продолжает расширяться. В среднем детки в 13 месяцев могут говорить до 10 простых слов. Например, это слова с повторяющимися слогами: мама, папа, баба, биби, на. Малыш уже хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнить простые просьбы, такие как «дай кубик», «иди на ручки» и тд. Речевое развитие ребенка в 13 месяцев у девочек идет более активно, чем у мальчиков.
Моторика
Ребенок постоянно использует различные жесты: показывает на желанный предмет пальцем, подставляет ладонь, чтобы взять в нее игрушку или протягивает ручку, когда хочет схватить за руку взрослого. Малышу под силу справиться с мелкими предметами, он аккуратно берет их указательным и большим пальцами. На фоне проявления самостоятельности многие дети уже стремятся кушать ложкой без помощи взрослых.
Эмоции
После 1 года ребенок демонстрирует широкий спектр эмоций: радость, смех, обиду, грусть, злость, протест. Это время, когда начинает проявляться характер малыша, и родители сталкиваются с первым непослушанием. Маленький человек уже стремиться добиться своего и активно отстаивает свои права
Связь с мамой пока еще очень сильна и крайне важно, чтобы она не отвергала детские эмоции, помогала их проживать без лишнего стресса.
Питание
Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.
Инфографика питательных продуктов
Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.
Примерное меню
Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.
Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.
Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.
Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.
Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.
Что делать, если у ребенка плохой аппетит
Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.
Что умеет ребенок в 8 месяцев
Зрение
Улучшается координация глаз, благодаря чему у ребенка появляется восприятие пространства. Ребенок понимает разницу между знакомыми и незнакомыми предметами. Слух
Понимает такие слова , как «дай», «на», «где». Развитие восьмимесячного ребенка позволяет ему отличать речь от других посторонних звуков, начинает слушать, когда кто-то что-то рассказывает или обращается непосредственно к нему; может сморщить лоб, если вы его за что-то ругаете. Речь
Ребенок перенимает от родителей интонацию речи, много лепечет, чаще повторяет одни и те же слоги, от него можно часто слышать «ма-ма» или «ба-ба».Моторика
Уверенно сам садится и сидит, сам встает на четвереньки, с опрой встает на колени и встает с опорой, просится на руки, хлопает в ладошки, машет ручкой в ответ на прощание. Малыш может сильно потянуть за волосы или ущипнуть, при этом он совсем еще не понимает, что делает кому-то больно. Мальчики и девочки на восьмом месяце своего развития учатся катать мяч, нажимать на кнопки, уверенно перелистывают старицы книг, внимательно разглядывают картинки. Дети начинают есть с ложки, некоторые даже пытаются делать это самостоятельно. Если раньше малыш бросал игрушки случайно, то сейчас он делает это специально, внимательно следит за их падением, потом старается поднять и бросить снова. Эмоции
Малыши в этом возрасте очень привязаны к маме, ее отсутствие расстраивает или даже пугает, он старается везде найти маму. Ребенок часто улыбается и смеется, отвечает улыбкой на похвалу или интересные игры, радуется своему отражению в зеркале; кроха может начать злиться или плакать, если у него что-то не получается. Малыш начинает демонстрировать свои потребности, например, трет глаза или капризничает, когда хочет спать, показывает пальчиком на губы, если хочет кушать. Малыш уже достаточно смышленый, поэтому в ответ на «пока-пока», с улыбкой машет рукой. Игра
Кстати, именно в этом возрасте и мальчику и девочке нужно давать играть в куклы, бытует мнение, что именно такие игры формируют у детей комплексное развитие и социальную адаптацию в окружающей среде и обществе. Если ранее вы учили малыша махать рукой или играть в ладушки, он уже может осознанно это делать, когда его об этом просят. Жестами дети начинают показывать на игрушки и другие предметы, которые хотят взять, но у них не получается; имитируют звуки или жесты родителей.
К восьми месяцам малыш осознает понятие высоты, может остановиться на краю кроватки, понимая, что может упасть.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
Ребенок продолжает осваивать юмор
Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки
Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года
Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания, мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.
В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного»
Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований
Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.
К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.
Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета, отличать понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий» и так далее.
В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.
Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.
Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.
Психологическое развитие на 12 месяце жизни
В первый год своей жизни малыш входит с довольно большим словарным запасом. Около двадцати простых слов произносятся им без труда и с привязкой к конкретным вещам: так, «ам – ам» обычно означает еду, а «мама» это всегда обращение к матери.
Теперь малыш хорошо усвоил, что манипулирование мамой практически всегда приносит желаемые плоды. Можно шалить и разбрасывать игрушки, а мама даже не рассердится. А вот с папой такой номер не пройдет. Так происходит четкое деление обязанностей у родителей: один наказывает, а второй жалеет.
Общение с другими детьми становится необходимостью. Да, пока еще малыш не может общаться со сверстниками без конфликтов, но именно так он учится совместной работе в команде.
Правильный уход и развитие
Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:
- сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
- 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
- соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
- соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
- прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг
При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье
Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.
Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.
Сенсорное развитие ребенка
К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.
Примерные упражнения:
- игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или другие сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
- распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
- на ощупь определяем предметы, или игрушки;
- угадываем продукты на вкус или по запаху.
Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!
Физические достижения
В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.
- Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
- Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
- Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
- Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
- Переступает небольшие препятствия.
- Учится слезать с высокого стула.
- Может чередовать ходьбу и ползание.
- Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
- Пятится назад.
- Забирается на мебель.
- Уверенно сидит в своем детском стульчике.
- Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
- Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
- Сам кушает.
- Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
- Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
- Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).
Катаем машинку
Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.
***
У своей дочери слегка изменившееся отношение к игрушкам я заметила ровно в 9 месяцев. Если раньше пирамидка интересовала ее исключительно с точки зрения «погрызть колечки», то в 9 месяцев она, только увидев пирамидку, начинала ее разбирать, снимая поочередно кольцо за кольцом, небольшие игрушки, лежащие в коробочке, тоже непременно нужно было достать. Стоило мне только начать что-нибудь складывать, дочь обязательно все разбирала обратно. Спустя месяц такого «разбирания» появился и долгожданный интерес к созидательной деятельности – она стала нанизывать колечки на стержень, складывать предметы в тару, строить свои первые башни из кубиков (по 2-3 кубика).
На этом прощаюсь! И не забудьте посмотреть продолжение этой статьи
Также рекомендую посмотреть
Что говорим?
Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.
Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.
Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.
Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).
Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.