Что должен ребенок уметь в 1 год и 4 месяца, особенности развития

Особенности ухода

В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни

Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим

Особенности психоэмоциональной сферы

В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке. Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей

Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Особенности возрастного воспитания

После года наступает возраст перемен

Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.

Это период, когда детей нужно учить самостоятельности

Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения. Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д. Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:

  • Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
  • Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
  • «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
  • Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.

В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.

Навыки

Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:

Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением

Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков

Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.

В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию – идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.

Занятия дома

В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен

Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа

Игры

Игровой домик

Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.

Разговор по трубе

В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.

Игрушки

  • Строительные картонные и деревянные блоки.
  • Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
  • Детская железная дорога.
  • Песочный набор.
  • Чемоданчик с доской для рисования.
  • Музыкальные игрушки – каталки.
  • Геометрические пирамидки.
  • Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
  • Сенсорные мячики.

Мультфильмы

Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.

Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.

Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.

ТОП – 10 мультфильмов

Ребёнок Эйнштейн. Паровозик Чух — Чух Тини лав. Маша и медведь. Приключения пингвиненка Лоло. Даша — путешественница. Три кота

Осторожно, обезьянки. Три маленькие утки

Веселая радуга.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители 16-месячных малышей

Боязнь собак

Многие дети любят животных, в том числе собак, и не испытывают перед ними никакого ужаса. Но бывают случаи, когда ребенок замирает от страха, увидев собаку издалека. Чтобы ежедневные прогулки не ассоциировались у ребенка с убеганием от везде подстерегающих монстров, следует объяснить ему, что с собаками нужно быть осторожным, но они не всегда так опасны, как кажется малышу. Для этого рекомендуется совместный просмотр изображений собак, игры с хорошо воспитанным и любящим детей питомцем друзей. Можно также подарить малышу игрушечного мягкого пёсика, которого будет приятно обнимать. Однако помните, что нельзя делать ничего насильно. Если ребенок слишком напуган, следует подождать с его приобщением к миру животных.

Потеря аппетита

В возрасте 16 месяцев у детей появляются более интересные дела, чем обычное поглощение пищи. Поэтому ребенок может отказываться есть, а мама вынуждена завлекать его к обеду все более изощренными и красивыми блюдами. Не стоит расстраиваться по этому поводу, если ребенок растет и прибавляет в весе согласно нормам. Малыш сам попросит кушать, когда вдоволь наиграется и проголодается.

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца – видео

Нервно-психическое развитие

Навыки психического развития особых сложностей не вызывают — малыш уже начинает формироваться как личность. Ребенок может похвастаться рядом достижений:

  • старается подражать мимике взрослых — хмуриться, улыбаться, смеяться;
  • играет любимыми игрушками, показывая свое настроение — если что-то не получается, плачет, при успехах заразительно смеется;
  • на детей реагирует довольно эмоционально — улыбается, «разговаривает»;
  • отличается сменой настроения – после плача смеется и наоборот;
  • на незнакомцев реагирует сильным плачем, отказывается идти к чужим людям;
  • пытается воспроизводить слова, сопровождает их мимикой, энергичными движениями.

Особенно чутко малыш реагирует на отсутствие мамы, даже если остается с родным человеком. Уговорить карапуза довольно сложно, придется проявить немало изобретательности, чтобы сконцентрировать ребенка на играх или просматривании книжек с картинками.

Как организовать распорядок дня

С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.

Рассмотрим в таблице примерный режим:

Временные интервалыДействия
8:00-8:15Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием)
8:15-8:45Подготовка к завтраку, приём пищи
8:45-10:00Домашние занятия, общение
10:00-10:15Сборы на утреннюю прогулку
10:15-12:00Времяпровождение на свежем воздухе
12:00-12:45Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи
12:45-13:15Обед
13:15-13:30Подготовка к дневному отдыху
13:30-15:30Сон днём
15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:30Полдник
16:30-17:30Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке
17:30-18:40Прогулка вечером
18:40-19:00Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи
19:00-19:30Ужин
19:30-20:40Семейное время, общение, спокойные игры
20:40-21:00Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа)
21:00-8:00Ночной полноценный отдых

Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.

Нормы речевого развития

  1. Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
  2. Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
  3. Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
  4. Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
  5. Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
  6. Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
  7. Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
  8. Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
  9. Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.

Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.

Образ жизни

Чтобы ребенок развивался согласно возрасту и был здоровым, важно правильно ухаживать за ним и организовать режим дня

Режим

Первый месяц жизни грудничка сильно отличается от последующих. В этот период большую часть ребенок проводит во сне. Он спит практически все время. Просыпается для того, чтобы поесть и немного пободрствовать.

Период, когда кроха не спит, предназначен для того, чтобы произвести уход – накормить, поменять памперс, переодеть, сделать массаж или заняться развивающими играми.

Режим 1-месячного ребенка может выглядеть так:

  • Утро. Кормление, уход, сон, кормление.
  • Обед. Игры, сон, кормление, гимнастика.
  • Вечер. Сон, кормление, игры, купание.
  • Ночь. Сон чередуется с кормлением.

Кормление

Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в первый месяц кормить нужно не по времени, а по требованию, поскольку лактация еще не налажена, молока может быть недостаточно.

Детей-искусственников в 1 месяц лучше кормить по графику. В инструкции к молочной смеси указаны дозировки и частота кормления согласно возрасту и весу новорожденного. Перекармливать ребенка не стоит. Плач и перевозбужденное поведение крохи не всегда свидетельствует о том, что ребенок голоден. Возможно, у него колики, ему скучно или страшно.

Сон

Во сне малыш проводит до 20–22 ч. в стуки. Периоды бодрствования длятся не более 30 мин. У младенцев в 1 месяц существуют 2 фазы сна – поверхностная и глубокая. Первая предназначена для быстрого восстановления утраченных сил, последняя присуща ночному отдыху.

Уход

Основной уход за ребенком в 1 месяц должен приходиться на утреннее время:

  • замена подгузника, подмывание, нанесение крема или использование присыпки;
  • умывание, удаление грязи в зоне за ушами;
  • смазывание естественных складок детским маслом;
  • чистка глазок и ушей с помощью ватного тампона;
  • промывание и очищение носика.

Обязательно ежедневно нужно проветривать комнату, где находится младенец, делать влажную уборку.

Купание

Купать месячного младенца нужно ежедневно, желательно использовать кипяченую воду, температура 37 ˚С. Для водных процедур можно использовать специальную детскую косметику или отвары лекарственных трав, например, ромашки или череды.

Купание должно длиться 5–10 мин., желательно принимать ванну перед сном.

Прогулки

Для нормального развития дети в 1 месяц должны ежедневно гулять на улице, а не сутками находиться дома. В общем, прогулки на свежем воздухе должны длиться до 2 ч. Желательно выходить на улицу 2 раза в день.

Массаж, гимнастика

Если нет противопоказаний, то массаж и гимнастика для ребенка в 1 месяц обязательны. В рекомендациях к развитию двигательной активности младенца были изложены основные принципы. Все поглаживания должны сопровождаться разговором мамы, ее улыбкой, сюсюканьем. Это улучшит настроение крохи.

Игры

Выбор игр ограниченный, так как кроха слишком мал. Основная его игрушка – мама. Пускай малыш рассматривает ее, следит за мимикой.

В 1 месяц можно задействовать погремушки, использовать мобиль.

Что ребёнок умеет

Развитие малыша охватывает его физические навыки. А что должен уметь в 23 месяца нормально развивающийся ребёнок?

  • без поддержки ходить в любых направлениях (в том числе задом наперёд), активно бегать без спотыканий;
  • прыгать на двух ножках (у некоторых получается подпрыгивать и на одной);
  • подниматься по лестницам, спускаться с них (некоторым деткам пока требуется поддержка: они держатся за перила или за родительскую руку);
  • танцевать, выполнять под музыку ритмичные движения руками, туловищем, ногами;
  • бросать мяч руками и ловить его, бросать в цели и пинать ножками;
  • забираться на возвышенности (кресла, диваны, стулья) и самостоятельно, без падений, спускаться с них.

Рацион питания: что можно кушать

В этом возрасте у малыша ещё не так много зубов, но это не повод продолжать кормить его смесями и пюре из баночки.

Просто измельчайте пищу до такой консистенции, чтобы ребёнок ей не подавился.

Помните, что познание мира для крохи происходит и через вкусы в том числе.

Ниже представлено примерное меню для ребёнка, рассчитанное на 3 дня:

1-й день2-й день3-й день
ЗавтракОмлет паровой Каша на молоке Хлеб с маслом ЧайОвощное пюре Хлеб с маслом и тёртым сыром Чай с молокомМанно-морковное суфле Молоко Хлеб с маслом
ОбедПротёртый борщ Суфле из курицы Пюре картофельное КомпотСуп-пюре из цветной капусты Суфле рыбное Пюре из кабачков СокЩи вегетарианские Запеканка картофельная с мясом Печенье Компот
ПолдникКефир Печенье Яблоко тёртоеКефир Сухарики ФруктыТворог Кефир Фрукты
УжинГречневая каша Молоко ХлебЗапеканка творожная Молоко ХлебОвощное пюре Чай с молоком Хлеб

На фоне эмоций

Многие родители отмечают, что к этому возрасту число истерик ребенка возрастает. Однако с точки зрения психологии это считается возрастной нормой: нервная система малыша еще не научилась регулировать эмоции в нужной степени, а выход им нужен. Не умея толком объяснить, что с ним происходит, ребенок начинает капризничать и плакать. К тому же, сохраняется противоречие между осознанием себя как отдельной личности и неспособностью доказать это на практике (многие навыки крохи еще далеки от совершенства).

Но, несмотря на все негативные проявления, психоэмоциональная сфера ребенка продолжает развиваться.

  • Он уже называет свое имя, любит его произносить и понимает, о ком речь.
  • Узнает свое отражение в зеркале, любуется им.
  • Понимает разрешающие слова и запреты (последние ему совсем не нравятся).
  • Прибегает к хитростям и уловкам, чтобы не делать то, что от него требуют (например, вдруг «перестает слышать»).
  • Выражает соответствующие эмоции на похвалу, запрет, наказание.
  • Знает и показывает все части своего тела, знает имена всех членов семьи.
  • Начинает понимать, что такое страх: боится темноты и подозрительных звуков.
  • Любит музыку. Услышав любимую мелодию, начинает пританцовывать в такт, может пытаться подпевать.
  • Начинает любить рисование: пальцами, красками, карандашами. Часто выбирает в качестве «полотна» предметы, на которых рисовать ему запрещают (обои, пол).

Помните: на частоту истерик напрямую влияет усталость. Поэтому обеспечьте крохе сон не менее 12 часов в сутки. Хорошо, если днем он тоже будет отдыхать.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Как малыш себя ведёт

Малыш развивается эмоционально, проявляет свой характер, всё чаще демонстрирует самостоятельность. Он может остро реагировать на те или иные события, явления

Некоторые дети привлекают к себе внимание: делают что-то и следят за реакцией родителей. Малыш может прощупывать почву, проверять грани дозволенного и стараться выходить за эти рамки, чтобы узнать последствия и расширить свои возможности

Ребёнок может стремиться к свободе, но при этом требовать помощи и сильно переживать, если в поле зрения нет никого из близких. Девочка или мальчик познаёт мир, осваивает и изучает новые территории. При этом некоторые дети наотрез отказываются от вмешательства взрослых, даже если оно необходимо. Также дети часто капризничают, ярко проявляют эмоции.

Особенности питания годовалого ребенка

Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами

В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре

Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей

Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Развиваем речь

Что должен уметь ребенок к этому возрасту в плане речевого развития? На данном этапе в активном словаре малыша может быть от 20 до 40 слов. Это простые короткие слова, звукоподражания, видоизмененные слова или обрывки полноценных слов – все то, что малыш употребляет всегда по отношению к одним и тем же предметам или действиям. При этом произносимые слова ребенок уже пытается оформить в простые предложения по 2–3 слова (чаще всего это обращения: «мама, дай», «папа, иди»).

Пассивный словарь, конечно же, намного шире. В нем повседневные предметы, действия и понятия, имена всех родных.

Одним из главных правил развития речи детей является активная речевая среда. То есть малыш должен жить в речевом окружении. Для этого мама постоянно общается с ним, когда они играют, гуляют, занимаются домашними делами, кушают, купаются. Она часто поет крохе потешки, колыбельные, разучивает с ним простые «запевки». Ребенку нужно много читать, рассматривать с ним вместе картинки в книжках, описывать их, учить простенькие стихи наизусть. Малыша постоянно знакомят с новыми понятиями (названия животных, птиц, фруктов, овощей и т. д.).

Раз уж ребенок сейчас во всем копирует взрослых – пусть копирует маму, когда она изображает разные звуки: голоса животных и птиц, шум ветра, гул самолета… Лучше делать это перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность видеть не только артикуляцию мамы, но и свою собственную.

Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?

Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.

Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.

Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:

  • самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
  • пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
  • моет руки, лицо.

Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий