Причины агрессивного поведения ребенка и как справиться с проявлениями

Чего нельзя делать?

Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.

  • Нельзя «заражаться» агрессией от школьника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
  • Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
  • Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
  • Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного школьника с ними.
  • Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.

Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми. 

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке

Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
 

Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене

Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние. 
 
Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы. 
 
Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться. 
 
После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди». 
 

Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой,  мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку. 

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как – бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый – несдержанным. Драчливый – агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал “хладнокровным”, безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Особенности формирования агрессии у детей

В развитии детской агрессии можно проследить некоторые особенности. Когда человек растет и развивается, развиваются формы агрессии.

По мнению ученых, агрессивные действия можно наблюдать у ребенка в очень раннем возрасте. Новорожденному ребенку относительно легко сказать, когда он чем-то доволен, а когда нет. В первый год жизни у ребенка возникают первые истерики, которые носят импульсивный, нервный, бесцельный характер и проявляются в виде криков, укусов, пинков, обычно направленных против взрослых. Ребенок полностью зависит от взрослых, не может удовлетворить свои жизненные потребности, не может контролировать и выражать свои потребности и желания

Поэтому агрессия — это естественная реакция ребенка, который не может достичь чего-то важного для себя

По словам С.Ю. Чижова и О.В. Калинина, причины гнева у младенцев могут быть следующими:

1) Боль, которая является врожденным стартовым механизмом гнева, опыт которого дает толчок к действию и, возможно, агрессивному поведению;

2) Гнев вызывает чувство дискомфорта: Стресс, усталость, голод;

3) Ограниченная физическая свобода также вызывает агрессивные и гневные реакции.

На втором году жизни ребенок непосредственно воспринимает окружающую действительность и становится более чувствительным к реакциям разочарования. Его агрессивное поведение становится более целенаправленным и проявляется как в разрушительных действиях, нападениях, нытье, нюхании и упрямстве. Эти проявления в раннем возрасте непроизвольны.

Возраст от 1,5 до 2,5 лет для здорового нормального ребенка — это период «первого негатива», активного отрицания и сопротивления окружающей среде. В этот период вполне нормальным является наличие у ребенка всплесков раздражения, которые достигают наибольшей силы в 2 года, а так называемое «отрицательное сопротивление» — в 2,5 года.

По мнению И.А. Фурманова, споры и конфликты со сверстниками, связанные с владением вещами, часто игрушками, становятся все более заметными в детстве.

По словам А.И. Баркана, агрессивное поведение ребенка в возрасте трех лет представляет собой не чистую агрессию, а своего рода протест против взрослых. И когда ребенка за это наказывают, реакция протеста растет.

Л. Бендер отмечает, что дети в возрасте 4-7 лет обладают повышенной способностью контролировать свои эмоции и поведение, а также повышенной способностью оценивать негативные действия другого человека как «намеренные» или «случайные». Этому способствует овладение правилами поведения, развитие эмпатии, страха наказания и способности сопереживать другим. Ребенок в этом возрасте начинает сталкиваться с увеличением количества требований и запретов со стороны взрослых, это приводит к снижению самооценки, появлению негативных эмоций. Увеличение социальных контактов, неудовлетворенные основные потребности, эмоциональные лишения, авторитарный и отчужденный стиль общения являются причинами агрессивного поведения ребенка.

Чаще всего проявления агрессивного поведения можно наблюдать в ситуациях защиты интересов и превосходства, то есть в момент, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Таким образом, дети получают наибольшее удовлетворение, когда достигают желаемой цели, после чего агрессивные действия прекращаются.

Агрессивные действия детей носят преимущественно реактивный и инструментальный характер. В то же время некоторые дети совершают агрессивные действия, которые не имеют конкретной цели и направлены только на причинение вреда другому человеку. В этом случае унижение или физическая боль сверстника приводит к удовлетворению, а агрессия является лишь самоцелью. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к жестокости и враждебности.

Среди особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяются, как правило, недостаточное развитие коммуникативных способностей и интеллекта, неразвитость игровой деятельности, пониженный уровень произвола, травмы в отношениях со сверстниками, недооценка самооценки. Е. О. Смирнова и Холмогорова В.М. в своих исследованиях пытались выяснить, какие из перечисленных характеристик в большей степени влияют на детскую агрессию. Анализ этих показателей для неагрессивных и агрессивных детей показал, что в принципе агрессивные дети мало отличаются от своих сверстников. В среднем, уровень формирования интеллекта агрессивных детей соответствует возрастной норме, а в некоторых случаях даже превышает ее.

Краткий справочник детской агрессивности

Причина

Поведение

Что делать

Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе)

Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство

Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил

Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования)

Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость

Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира

Демонстративность (дефицит внимания и любви)

Поведение рассчитано на зрителя

По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью

Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)

Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.)

Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста

Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований)

Вспыльчивость, обидчивость

Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя

Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности»)

Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми

Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться

Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе

Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе. 

Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя

Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого. 
 
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке. 
 

Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения. 

Агрессия — это норма или отклонение?

С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?

Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет. 

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт. 

В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения

  • огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
  • ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
  • возросшее число патологий, осложненные роды;
  • популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.

Агрессия может быть физической (драка и т.п.), словесной (крик, визг, оскорбления), это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления. При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести; наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции. 

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться

Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.

Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации

Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее

Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Семья как фактор агрессивного поведения

Вопросы семейного воспитания интересовали человечество на протяжении многих веков, потому что семья имеет первостепенное значение в жизни человека. Ребенок растет в семье и с первых мгновений жизни принимает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и зло, и добро, абсолютно все, что свойственно семье.

Семья — это место, где укореняется основное, а зачастую и самое важное, отношение к жизни и, прежде всего, мировоззрение. Именно в семье ребенок приобретает первые практические навыки в области взаимоотношений, жизненных ценностей, знакомится с нормами, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного взаимодействия

На примере родителей, семейной атмосферы, образа жизни в семье разрабатываются правила поведения и критерии оценки добра и зла у детей. Таким образом, семья через свою повседневную жизнь знакомит детей с миром труда и знаний, с социальными обязанностями и правами.

Вопросы семейного воспитания и семьи имеют первостепенное и важное значение, а растущий интерес к вопросам развития общества, социальным проблемам также повышает интерес к семье как важному социальному институту, как важнейшему фактору развития личности. Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы

Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит

Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы. Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит.

Воспитание детей в семье во многом индивидуально и зависит от уровня материального благополучия, культуры и нравственности родителей, их поступков, идеалов и жизненных планов, семейных традиций, опыта социального общения, принадлежности семьи к определенной культуре, морально-психологической среды в семье.

Семья — это микро-сообщество, человек рождается в ней. В то же время, человек не может выбирать, в какую семью он родился. Но в какое общество он придет, определяет семья. Семья формирует основные нормы морали, формирует поведение в обществе, другими словами, происходит социализация человека.

По словам А.З. Рахимова, семья — это первичная, настоящая ячейка общества, и она начинается с детей

Поэтому во все времена и среди всех народов основное внимание уделялось психологическим и социальным проблемам семьи: семейным отношениям, источникам семейного счастья, роли родительского воспитания детей

Э. К. Васильева относится к следующим сферам семейной жизни: репродуктивно-воспитательная деятельность, досуг, трудовая деятельность и общение.

И. Репродуктивную, коммуникативную, образовательную и экономическую организацию досуга и отдыха В. Гребенников считает важнейшей социальной функцией.

Нарушение семейных функций является, по мнению В.В. Юстицкиса и Е.В., нарушением семейных функций. Г. Эйдемиллер особенность их жизнедеятельности, которая мешает семье выполнять свои функции. Разрушениям может способствовать целый ряд факторов: личные особенности членов и отношения между ними, ряд условий семейной жизни.

Решающая роль семьи определяется ее глубоким влиянием на всю психическую и физическую жизнь человека, который в ней растет. Для ребенка семья является одновременно и образовательной, и жизненной средой. Когда родители передают детям социальный опыт, они иногда передают и негативные аспекты этого опыта. Поскольку ребенок не имеет собственного опыта, он не в состоянии соотнести правильность навязанной модели поведения с реальностью.

По мнению К. Ш. Ахиярова, одной из особенностей механизма идентификации в семье является то, что он является основным механизмом, посредством которого ребенок приобретает основные ценности, ролевые нормы.

В научной литературе существуют различные классификации семейной типологии. В. Василькова рассматривает типы семей в зависимости от места жительства и различает городские и сельские семьи.

Проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Для детей младшего школьного возраста характерна повышенная эмоциональность. Их эмоционально-волевая и когнитивная сферы окрашены сильными чувствами. Дети еще не в состоянии сдерживать свои эмоции и контролировать свои дисплеи. Они очень прямые и открытые в выражении радости, печали, горя, страха, удовольствия или неудовольствия, характеризуются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, склонностью к аффектам, кратковременными и бурными выражениями эмоций. И только с годами развивается способность их регулировать, сдерживать нежелательные проявления. Наличие признаков импульсивного поведения у младших школьников является возрастной характеристикой. Из-за своей эгоцентричности ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. Конечно, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормы. У всех детей есть незначительные отклонения. На разных этапах жизни появляется или исчезает тенденция к девиантному поведению.

Младшие школьники стремятся к самоутверждению среди сверстников, конформизму им чуждо. В то же время, мотивы установления и поддержания позитивных отношений с другими детьми имеют большое значение для их личностного развития. Получить положительные эмоции — это первая потребность человека. Поэтому желание ребенка заслужить признание и симпатию сверстников является одним из основных мотивов его поведения. В младшем школьном возрасте необходимость признания выражается двумя способами: С одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой — «быть лучше всех».

Эта необходимость выражается в желании сделать задачу быстрее и лучше — правильно решить задачу, написать или прочитать текст выразительно.

Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или испытывает трудности в выполнении того, что от него ожидается (прежде всего, это касается его успехов в школе), может стать причиной нарушений его поведения

Очень часто, агрессивные проявления, неразумные произвольные противопоказания, чтобы привлечь внимание, «одержать верх» над взрослыми, в основном, становятся примитивным антисоциальным поведением. К этой категории обычно относятся дети, которые не успевают в школе или чрезмерно избалованы родителями, или те, которым уделяется мало внимания, или которые ослаблены, не проявляют инициативу и отстают от своих сверстников

Во всех случаях такие дети не в состоянии удовлетворить свое желание самоутвердиться другими способами и выбирают младенческие, бесперспективные способы привлечения внимания. Такие особенности обнаруживаются в поведении ребенка при латентных акцентуациях в развитии личности, которые могут проявиться позже в подростковом возрасте в антисоциальном поведении.

Одной из форм игры в этом возрасте являются «грубые игры». И.А. Фурманов выделяет такую игровую форму поведения младших школьников, как «грубые игры». Они особенно популярны среди мальчиков и обычно сопровождаются избиениями, погонями и драками, что иногда сильно раздражает родителей и учителей. Однако такое поведение вряд ли можно признать агрессивным. Во-первых, такие «драки» детей — это всего лишь форма игры, и, как и любое игровое занятие, оно добровольное и приносит удовольствие. Более того, если это будет неприятно и стрессово для ребенка, он, скорее всего, будет стремиться избегать общения с агрессором, а не начинать с ним очередную «драку». Во-вторых, игры в грубой форме способствуют развитию определенных положительных функций у детей. В-третьих, несмотря на то, что грубые игры являются очень распространенным выражением детской агрессии, они, как правило, не мотивированы желанием намеренно причинить вред партнеру. Психологической основой таких игр является желание развлечься, разрядить, реализовать те потребности, которые заблокированы в реальной жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий