Зачем детям уединение?
Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного «я». Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против «я». Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен
Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом
Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.
Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.
Как пережить детские слезы родителям?
Лучше всего снизить уровень тревоги и чувства вины во время детского плача помогает информированность родителей, почему ребенок плачет в первых месяцы. Когда понятны причины, понятен и алгоритм дальнейших действий.
Родителям новорожденных малышей нужно дать себе время привыкнуть к крохе и его характеру, осознать тот факт, что только при помощи крика малыши могут привлекать к себе внимание. Это данность, которую нужно принять
Не стесняйтесь просить помощи у близких: спрашивайте советы, просите посидеть с малышом, если вам требуется побыть наедине с собой какое-то время (это совершенно нормальное желание), обращайтесь к специалистам (педиатрам, консультантам по грудному вскармливанию и сну), если чувствуете, что не справляетесь. И никогда не обесценивайте свои эмоции: высказывания из разряда «Все так живут, ничего страшного» пропускайте мимо ушей. Опирайтесь на свои чувства.
Если, когда плачет новорожденный ребенок, вы чувствуете агрессию в его адрес, беспокойство, внутреннюю дрожь, не трясите ребенка! Положите его в любое безопасное место (например, в кроватку) и выйдите из комнаты на пару минут: умойтесь, попейте воды, досчитайте до 10. Только отдышавшись, со «светлой» головой возвращайтесь назад к малышу. И обязательно сообщите о случившемся своему партнеру — это веский повод обратиться за помощью.
И, конечно, не забывайте: это временно. У любой истерики есть конец, любой день заканчивается, любой год сменяется новым. Всегда держите в голове эту мысль, вот увидите — она добавляет спокойствия.
Почему плачут младенцы?
Плач — единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все вероятные причины его дискомфорта:
- необходимость в физическом контакте с матерью — желание взять грудь, удовлетворить сосательный рефлекс;
- желание, чтобы его покачали;
- желание заснуть, чувство усталости;
- необходимость опорожнить кишечник или мочевой пузырь;
- ощущение холода;
- недомогание;
- повышенная чувствительность кожи;
- тревога или испуг, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
- реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазы Луны.
Советов о том, что именно следует сделать, чтобы заблаговременно обеспечить ребенка всем необходимым и избавить его от необходимости надрывать голосовые связки, а себя – от непрерывного нервного стресса, существует великое множество. Однако большинство их вызваны, в лучшем случае, раздражением уставшего родителя, в худшем — убеждением «С ним (с грудным ребенком) можно делать что угодно — он не сломается!». Поэтому предлагается: не подходить к нему, прикрикнуть, шлепнуть, облить холодной водой, подбросить к потолку или подержать вверх ногами — и только в самую последнюю очередь попытаться, наконец, установить и устранить причину плача.
Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»
Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.
Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:
Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.
Запомнить:
- «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
- изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
- отдыхать, отдыхать и отдыхать.
Во сколько укладывать ребенка спать ребенка
Оптимальное время для укладывания на ночь 19.30 -21.30. При правильно организованном режиме дня малыш чувствует себя комфортно и готов заснуть именно в это время. Если уложить кроху позже, он может «перегулять» и сложнее засыпать, тревожно спать или часто просыпаться
Стоит обратить внимание, что далеко не все дети показывают признаки усталости. Но если малыша начать укладывать – он уснет.
В случае сложностей с вечерним укладыванием следует вычислить индивидуальное время отхода к вечернему сну для своего ребенка
Сделать это каждый родитель может самостоятельно. Для этого необходимо пробовать разные варианты, двигая время укладывания вперед-назад и наблюдать.
Иногда мама не хочет заниматься ранним укладыванием, потому что ей не удобно или потому, что так ребенок не будет успевать видеться с папой. В таком случае спланируйте для себя комфортную организацию дня. Например, гуляйте не вечером до 21.00, а утром перед дневным сном – так, кстати малыш будет крепче спать днем. Что касается встреч с папой, подумайте, может быть у вас есть возможность перенести их на раннее утро, когда малыш уже проснулся и может немного поиграть с папой. Или выделить для общения первую половину выходного дня, пока мама занимается своими делами.
На выходе имеем раннее укладывание, продуктивный сон и пробуждение в 7-8 утра.
Это важно!
Дети, которых укладывают позже, в целом спят меньше. Это происходит потому, что их нервная система изнашивается из-за регулярного недосыпа.
Часто родители думают, что если они уложат ребенка на ночной сон рано, то и утром малыш проснется ни свет ни заря. На самом деле детям физиологично просыпаться утром в промежутке с 6.00 до 8.00. То если кроха заснет, например в 20.00 и обычно спит 11-12 часов, то в 3-5 утра он не проснется.
Что касается дневного сна, то до 6-8 месяцев, пока малыши спят 3 раза – укладывать необходимо через каждые 1,5-2 часа. При двух дневных снах интервал увеличивается до 2-3 часов. При переходе на один сон должно пройти 3-4 часа с момента ночного пробуждения.
Время бодрствование до дневного сна всегда меньше, чем до вечернего.
Если стараться его увеличить, мама может прийти к тому, что она час укладывает ребенка спать, а потом малыш спит всего час. Это происходит от того, что малыш перегуливает.
Инструкция, как взрослому справляться с нахлынувшими чувствами:
1. Озвучивать их. Не столько ребенку, сколько самому себе. “Я злюсь”, “Мне стыдно”. Это небольшой шаг в сторону от главной цели – успокоить ребенка, но так взрослому будет понятно, какие эмоции у него есть. Озвучив их, будет понятно, что с ними делать дальше.
2. Озвучив эмоции, можно понять желание взрослого. Например, если молодая мама на прогулке чувствует стыд от истерики ребенка и понимает, чтобы успокоиться, ей срочно нужно завернуться в любимый плед и попить успокаивающий чай, будет понятно, что делать дальше: срочно бежать домой успокаиваться самой. Или же если отец чувствует агрессию, он может поколотить подушку, пригласив в игру ребенка.
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно
В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.
Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.
За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.
Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.
В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим
Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху
Запомнить:
не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
Почему ребенок ночью просыпается и плачет?
Многие родители недоумевают: целый день малыш веселился, играл, прыгал и бегал, а ночью, порой, даже не открывая глаз, ребенок плачет во сне. В чем же дело?
Если ребенок плачет ночью, самой частой причиной такого поведения является перевозбуждение в течение дня или во время последнего бодрствования перед сном. Мозг маленького ребенка устроен таким образом, что процессы возбуждения в нем преобладают над процессами торможения, иными словами, возбуждается ребенок куда быстрее и проще, чем успокаивается. Папа пришел вечером с работы и решил поиграть с крохой, слишком короткие дневные сны или довольно длинное для возраста ребенка бодрствование — поводов для переутомления много. Не успев окончательно «притормозить» перед сном, лишенный сил ребенок засыпает от усталости, но его мозг продолжает находиться в возбужденном состоянии. И как результат — долгое укладывание, беспокойная ночь с частыми пробуждениями и слезами, плач или вскрикивания с закрытыми глазами, когда кажется, что ребенок плачет во сне, и прочее.
Что делать? Пересмотреть режим, контролировать время бодрствования, грамотно распределять активность ребенка в течение дня (первую половину дня посвятить прогулкам, активным играм, отработке новых навыков, а вторую — более спокойным занятиям), не перевозбуждать малыша перед сном, исключить гаджеты (особенно в вечернее время) — решение будет зависеть от ситуации и причины, почему ребенок плачет ночью. Но нерешаемых проблем со сном нет.
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.