Источники
- Carola V., Cimino S., Bussone S., Cerniglia L., Tambelli R. Children With Disruptive Mood Dysregulation Disorder and Psychopathological Risk in Their Mothers: The Function of Global DNA Methylation. // Front Psychiatry – 2021 – Vol12 – NNULL – p.593500; PMID:33584381
- Naveed S., Saboor S., Zeshan M. An Overview of Attachment Patterns: Psychology, Neurobiology, and Clinical Implications. // J Psychosoc Nurs Ment Health Serv – 2020 – Vol58 – N8 – p.18-22; PMID:32744643
- Galeote M., Checa E., Soto P. Joint attention and vocabulary development in toddlers with Down syndrome and their peers with typical development: The role of maternal interactive style. // J Commun Disord – 2020 – Vol84 – NNULL – p.105975; PMID:32088412
- Hu N., Taylor CL., Glauert RA., Li J. The pervasive effects of timing of parental mental health disorders on adolescent deliberate self-harm risk. // PLoS One – 2019 – Vol14 – N8 – p.e0220704; PMID:31412095
- Crerand CE., Kapa HM., Litteral JL., Nahata L., Combs B., Indyk JA., Jayanthi VR., Chan YM., Tishelman AC., Hansen-Moore J. Parent perceptions of psychosocial care for children with differences of sex development. // J Pediatr Urol – 2019 – Vol15 – N5 – p.522.e1-522.e8; PMID:31353277
- Valla L., Slinning K., Wentzel-Larsen T. Parent satisfaction before and after implementing of a developmental screening tool in nine well-baby clinics in Norway. // Acta Paediatr – 2019 – Vol108 – N10 – p.1811-1816; PMID:30924970
- Khan MA., Owais SS., Maqbool S., Ishaq S., Khan HJ., Minhas FA., Hicks J., Khan MA., Walley JD. Is integrated private-clinic based early child development care effective? A clustered randomised trial in Pakistan. // BJGP Open – 2018 – Vol2 – N2 – p.bjgpopen18X101593; PMID:30564726
- Assous A., Borghini A., Levi-Rueff M., Rittori G., Rousselot-Pailley B., Gosme C., Zigante F., Golse B., Falissard B., Robel L. Children with mixed developmental language disorder have more insecure patterns of attachment. // BMC Psychol – 2018 – Vol6 – N1 – p.54; PMID:30442175
- van der Zee-van den Berg AI., Boere-Boonekamp MM., Groothuis-Oudshoorn CGM., IJzerman MJ., Haasnoot-Smallegange RME., Reijneveld SA. Post-Up Study: Postpartum Depression Screening in Well-Child Care and Maternal Outcomes. // Pediatrics – 2017 – Vol140 – N4 – p.; PMID:28882876
- Choi KH., Ha M., Ha EH., Park H., Kim Y., Hong YC., Lee AK., Hwa Kwon J., Choi HD., Kim N., Kim S., Park C. Neurodevelopment for the first three years following prenatal mobile phone use, radio frequency radiation and lead exposure. // Environ Res – 2017 – Vol156 – NNULL – p.810-817; PMID:28511138
Что мешает человеку заснуть
Так и случается. Уснуть сразу не удается: мешает страх бессонницы, тревожные мысли, уверенность в том, что и завтрашний день, на который так много намечено, пропадет зря.
Отчаявшись заснуть, человек начинает анализировать события прошедшего дня. Ворочается в постели, не находя себе места, и с ужасом обнаруживает, что уже третий час ночи. Забытье, которое и сном-то трудно назвать, наступает лишь под утро.
Подобное нарушение сна — наиболее типичное, распространенное. Но бывает, что человек, быстро и легко заснув, вскоре просыпается, и тут уж, как говорится, хоть глаз выколи, а сна нет.
Известна и еще одна разновидность бессонницы — фрагментарный сон, когда человек просыпается несколько раз за ночь. Есть люди, которые пробуждаются буквально от малейшего шума, с огромным трудом, да и то не всегда им удается снова заснуть.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Метод Фербера
Ричард Фербер — американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил.
Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение.
Энурез
Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.
Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.
Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.
Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.
При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.
Ритмы детского сна
До рождения чередование фаз сна у плода подчиняется циркадным (суточным) ритмам и колебаниям гормонального фона будущей мамы. После родов необходимо время, чтобы у ребенка созрела собственная система регуляции2.
Доношенный новорожденный спит в среднем 16-17 часов2, причем на общую продолжительность сна не влияет темное и светлое время суток3.
У грудничков до 2 месяцев различают 2 фазы сна2,3:
- Активный сон. Начинается после засыпания. Эта фаза важна для стимуляции и развития центральной нервной системы. Во время активного сна можно наблюдать подвижность младенца, быстрые движения глаз и ослабление реакций на внешние раздражители (свет, звук, прикосновение).
- Спокойный сон. Следует за активной фазой. Во время спокойного сна замедляется частота сердечных сокращений, прекращаются движения глазных яблок, а малыш перестает двигать ручками и ножками.
Вместе эти 2 фазы образуют цикл. Каждый цикл начинается с активного сна, который сменяет фаза спокойного сна. Продолжительность такого цикла составляет примерно 45-60 минут3.
А вот цикл сон-бодрствование длится дольше. У детей на грудном вскармливании он составляет примерно 1-3 ч, а у «искусственников» – 2-5 ч3.
Постепенно периоды бодрствования удлиняются, и большая часть сна приходится на ночь2:
- К концу 3 месяца жизни непрерывный ночной сон может составлять около 5 часов3.
- С 2 до 12 месяцев дети спят по 9-10 часов ночью3, при этом дневной сон делится на 1-4 эпизода, которые могут длиться от 30 минут до 2 часов3.
Регулярность сна и его нарушения можно оценивать после 6 месяца, когда у ребенка формируются циркадные ритмы3.
Хоть ночной сон становится длиннее, каждый цикл все равно сопровождается микропробуждениями (подбуживаниями)2,3, после которых малыш может достаточно быстро заснуть. Это кратковременная активация центральной нервной системы, которую нужно отличать от полного пробуждения2. Хорошо, если в этот момент мама будет рядом и поможет ребенку снова погрузиться в сон.
Зачем детям уединение?
Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного «я». Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против «я». Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен
Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом
Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.
Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Источники
- van Riel MHC., Yu Z., Hodono S., Xia D., Chandarana H., Fujimoto K., Cloos MA. Free-breathing abdominal T1 mapping using an optimized MR fingerprinting sequence. // NMR Biomed – 2021 – Vol – NNULL – p.e4531; PMID:33902155
- Treese JS., Nolte I., Bach JP. Chronic enteropathy in dogs – retrospective case analysis and results of an owner survey. // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere – 2021 – Vol49 – N2 – p.94-103; PMID:33902118
- Hildebrandt N., Henrich E., Schneider M. . // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere – 2021 – Vol49 – N2 – p.104-109; PMID:33902117
- Stark A., Cantrell S., Greenberg RG., Permar SR., Weimer KED. Long-term Outcomes after Postnatal Cytomegalovirus Infection in Low Birthweight Preterm Infants: A Systematic Review. // Pediatr Infect Dis J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902071
- Walentek P. Signaling Control of Mucociliary Epithelia: Stem Cells, Cell Fates, and the Plasticity of Cell Identity in Development and Disease. // Cells Tissues Organs – 2021 – Vol – NNULL – p.1-18; PMID:33902038
- Seki A., Saito K., Takemiya H. Current status of the environmental monitoring database on the accident at Fukushima Daiichi Nuclear power plant. // J Radiol Prot – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902015
- Liu X., Wu W., Liu C., Yi W., Chen Q., Cui S. Preparation and mechanism research of Bio-inspired dopamine decorated Expanded Graphite/Silicone Rubber composite with high thermal conductivity and excellent insulation. // Nanotechnology – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902011
- Beck W., Hora F., Pantchev N. Case series: Efficacy of a formulation containing selamectin and sarolaner against naturally acquired mite infestations (Demodex sp., Ornithonyssus bacoti) in degus (Octodon degus). // Vet Parasitol – 2021 – Vol293 – NNULL – p.109430; PMID:33901932
- Mahboub HH., Beheiry RR., Shahin SE., Behairy A., Khedr MHE., Ibrahim SM., Elshopakey GE., Daoush WM., Altohamy DE., Ismail TA., El-Houseiny W. Adsorptivity of mercury on magnetite nano-particles and their influences on growth, economical, hemato-biochemical, histological parameters and bioaccumulation in Nile tilapia (Oreochromis niloticus). // Aquat Toxicol – 2021 – Vol235 – NNULL – p.105828; PMID:33901865
- Cusumano D., Boldrini L., Yadav P., Yu G., Musurunu B., Chiloiro G., Piras A., Lenkowicz J., Placidi L., Romano A., De Luca V., Votta C., Barbaro B., Gambacorta MA., Bassetti MF., Yang Y., Indovina L., Valentini V. Delta radiomics for rectal cancer response prediction using low field magnetic resonance guided radiotherapy: an external validation. // Phys Med – 2021 – Vol84 – NNULL – p.186-191; PMID:33901863
Несколько случайных отзывов
26.11.2014 Шиманская Евгения Олеговна
Я, Шиманская Евгения Олеговна, выражаю благодарность Шагиной Ирине “супер-доктору”, который очень помог нам в лечении моей дочки 2 лет. Очень подробная консультация, которую провела доктор, надеюсь, нам поможет в дальнейшем уходе за зубками. Спасибо за профессиональную работу и ВЕЛИКОЕ! терпение.
23.01.2015Анонимно
Спасибо большое Юлии Марковой и коллективу “Эдкарик” за прекрасную работу, было приятно у вас лечиться.
28.02.2017Ганжа Даша и её мама
Благодарность. Первый раз обратились в клинику «Эдкарик» и попали на прием к замечательному врачу – Шагиной Ирине Владимировне. Она как специалист и как замечательный человек сразу нашла общий язык с моей дочкой, сразу видно, что дети перестают «бояться». От всей души выражаю благодарность (теперь уже можно сказать) «нашему врачу». Спасибо!
18.07.2015Дашкова Т.С.
Большое спасибо хочу выразить Шагиной Ирине. Врач очень приятный, все хорошо объяснила, очень хорошо относится к детям даже под конец рабочего дня.
Смотреть все
Оставить отзыв
Бессонница: болезнь или не болезнь?
Кто испытал в своей жизни, что такое бессонница, тот знает, насколько она мучительная и изнуряющая. И в то же время мало кто знает, что бессонница как самостоятельное заболевание встречается редко. Как правило, она болезнь-спутник.
Расстройство сна сопровождает:
- некоторые инфекционные и нейроэндокринные болезни;
- атеросклероз;
- алкоголизм;
- тяжелые психические недуги;
- органические поражения мозга.
Часто у людей в возрасте сон поверхностный и короткий. Многие бывают этим очень обеспокоены. И напрасно. Подобные нарушения сна, разумеется, если они не выходят за допустимые рамки, как правило, результат физиологических особенностей возраста. И чем скорее вы к ним приспособитесь психологически, тем лучше.
Любые изменения обстановки, значимые события, умственные и физические перегрузки могут и у здорового, никогда прежде не жаловавшегося на бессонницу человека вызвать кратковременное, эпизодическое расстройство сна. Надо в таких случаях твердо знать — это не повод для паники. Постарайтесь, чтобы жизнь ваша поскорее вошла в нормальное русло; послушно вслед за этим нормализуется и сон.
И все же существует определенная категория людей, избавить которых от бессонницы очень нелегко. Речь идет о тех, к сожалению, многочисленных случаях, когда нарушения сна обусловлены временными расстройствами деятельности центральной нервной системы. Врачи называют их функциональными невротическими состояниями психогенной природы.
Поможет ли уснуть снотворное?
Самолечение никому еще не приносило пользы, а при бессоннице оно чревато огромной опасностью, о которой не все знают. Снотворные препараты обладают коварным свойством — к ним наступает привыкание.
Лекарственная наркомания (а она неизбежно развивается, если человек бессистемно, по своему усмотрению принимает снотворные) тяжелым грузом ложится на организм, сбивает нормальный ритм физиологических процессов, осложняет течение сопутствующих заболеваний, накладывает свой отпечаток на психическую сферу человека.
Нередко врачи сталкиваются со случаями злоупотребления снотворными. И всегда выясняется, что больной стал рабом того или иного средства постепенно, незаметно для самого себя.
Незаметно ли? Есть определенные признаки, свидетельствующие о надвигающейся беде.
- Первый — потребность повышать дозу снотворного, так как прежняя перестает действовать.
- Второй — психологическая зависимость от снотворного, уверенность, что «без таблетки» сна не будет.
- Третий — физическая зависимость от лекарства: человек чувствует себя явно больным, если не имеет возможности принять снотворное.
Разумеется, рано или поздно приходится обратиться к врачу, но справиться с нарушениями сна, осложненными лекарственной наркоманией, конечно же, задача не из легких.
Вот почему продажа снотворных средств в нашей стране регламентируется. Вот почему в высшей степени неразумно поступают те, кто правдами и неправдами стремится обойти этот запрет в надежде легко и быстро избавиться от бессонницы, не обременяя себя визитами к врачу и длительным лечением. Издержки такого легкомысленного отношения к здоровью могут быть весьма и весьма плачевными.
Так нужно ли вообще снотворное? Да, нужно. Бывает, что без него действительно не обойтись. Но как, сколько, и кому, решает врач. Пусть он назначит лечение, способствующее регуляции сна.
Почему возникает гипотонус мышц?
Врожденную гипотонию мышц нередко диагностируют сразу же после рождения малыша. Во время осмотра неонатологом обнаруживаются снижение тонуса мышечной системы, невозможность проведения сгибания в суставах. Врожденная гипотония является одним из симптомов основного заболевания и идет параллельно с неврологическими расстройствами, стигмами дизэмбриогенеза.
Врожденный мышечный гипотонус у детей наблюдается при таких патологических состояниях:
- синдромах Дауна, Марфана, Менекса, Лея, Краббе, Тея-Сакса и других;
- гипофизарном нанизме;
- септооптической дисплазии;
- некетотической гиперглицинемии.
Гипотония мышц сопровождает следующие нарушения внутриутробного развития:
- мозжечковую атаксию;
- дисфункцию сенсорной интеграции;
- диспраксию;
- гипотонический церебральный паралич.
Мышечный гипотонус врожденного происхождения развивается постепенно, проявляется различным темпом прогресса или регресса патологии.
Приобретенные формы мышечной гипотонии встречаются:
- при генетических аномалиях (метахроматической лейкодистрофии, синдроме Ретта, мышечной дистрофии);
- при отравлениях ртутью;
- в результате перенесенных инфекций;
- при аутоиммунных нарушениях;
- после перенесенных черепно-мозговых травм;
- как осложнение после вакцинации;
- в результате родовых травм, осложненных асфиксией и кровоизлияниями.
Мышечный гипотонус наблюдается в клинической картине гипотиреоза, нарушениях развития мозжечка, синдроме Сандифера.
Плохой сон — не причина для беспокойства?
Плохой сон у здорового малыша может сигнализировать о том, что он хочет есть или пить, ему надо поменять пеленки, почувствовать тепло маминых рук. В таких случаях после пробуждения ребенок кряхтит, но после выполнения всех гигиенических манипуляций, кормления он успокаивается.
Причины нарушения сна у детей
Ученые утверждают: прерывистый сон, частые пробуждения по ночам встречаются у 30% детей в возрасте до 3-4 месяцев. У 20% малышей нарушения ночного сна наблюдаются до 6 месяцев, а в 10% случаев – это нарушения сохраняются в 1 год и позже.
Американские неврологи и сомнологи разработали классификацию, согласно которой нарушения сна в детском возрасте делятся на две группы:
- Первичные — проблемы со сном и пробуждением не связаны с явными внешними причинами и не сопровождаются какими-либо болезненными проявлениями.
- Вторичные — обусловленные дисфункцией органов и систем детского организма (аллергические реакции, эмоциональные расстройства, болезни ЛОР-органов и пищеварительного тракта и другие).
Физиологические особенности детского сна
Первичные расстройства сна наиболее характерны для детей грудного возраста. Причина трудностей засыпания и частых ночных пробуждений кроется в неспособности грудничка к самостоятельному засыпанию и в неумении непрерывно спать.
Улучшить сон ребенка нередко помогают благоприятные условия для сна:
- Свежий воздух способствует крепкому здоровому сну, поэтому убаюкивать малыша следует в хорошо проветренной комнате. Сон на открытом воздухе не только улучшает его качество, но и повышает иммунитет ребенка и способность детского организма противостоять простуде.
- Хороший сон зависит от температуры в комнате, удобства подушки и одеяла. Малыш не должен мерзнуть или перегреваться во время сна.
- Большинство грудничков с 2-3 месяцев, просыпаясь из-за неудобной позы, могут уснуть без родительской помощи, самостоятельно поменяв некомфортное положение тела в кроватке. Однако детки с повышенной эмоциональной чувствительностью нуждаются в присутствии мамы. Детские психологи и неврологи утверждают: желание спать с мамой — это физиологическая потребность малыша, а не глупый каприз. Мамины объятия благоприятствуют полноценному психическому развитию ребенка и нормализации сна.
Лечение Расстройств сна у детей:
В детском и подростковом возрасте расстройства сна лечатся обучением, ободрением и советом, как с ними бороться. Есть показания для медикаментозного лечения, но назначить препараты должен исключительно специалист, это не может быть инициативой родителей. Снотворные рекомендуют применять в редких случаях. Они имеют недлительный эффект при обычных проблемах с засыпанием или поддержанием сна. Доказана эффективность психологических подходов.
Более 1-2 недель применять бензодиазепины не стоит, так как их эффективность сильно снижается, появляется зависимость, и часто проблемы со сном ухудшаются при прекращении приема.
Низкий IQ
В другом случае патологию называют умственной отсталостью или умственной отсталостью. Здесь все хуже, потому что исправить что-либо практически невозможно. Нарушение развития головного мозга и центральной нервной системы может стать причиной остановки интеллектуального совершенствования ребенка. Он не мог мыслить абстрактно, у него были нарушены когнитивные функции, он был эмоционально простым и бедным.
Умственно отсталый ребенок говорит и ходит медленно, потому что у него особое вегетативное состояние. У него ограниченная память, способность к обучению и овладению навыками ниже среднего, и он часто не может должным образом позаботиться о себе. Такой малыш легко привязывается к людям, которые хорошо к нему относятся. Он не замыкается в себе, а прикасается легко и радостно.
Как и дети с аутизмом, дети с расстройством очень любят музыку.
Эта патология бывает врожденной или проявляется у детей до трех лет. Однако следует отметить, что диагноз легкой степени тяжести может быть поставлен даже после окончания начальной школы.
Важное примечание: СДВГ не может прогрессировать. «Виновник» умственной отсталости четко определен:
«Виновник» умственной отсталости четко определен:
- будущая мама курила и употребляла алкоголь во время беременности;
- воздействие токсинов на плод;
- гипоксия во время родов;
- синдром Клайнфельтера, синдром Дауна и др.
Как сформировать самостоятельное засыпание?
Как мудрые правители, начните готовится к реформам заранее, подталкивая нашего малыша к новому статусу, который он приобретет, когда начнет спать отдельно
Очень важно показать как это круто, как это “по-взрослому” и как выгодно отличает от его предыдущего, более “детского” положения. Ведь каждому ребенку хочется почувствовать себя немного взрослее и лучше сверстников
Поэтому начните рассказывать ему обо всех бонусах заранее. Так вы сложите правильное впечатление, сформировав привлекательный образ.
Аксессуары для сна
Очень важно место для сна – оно должно нравится ребенку. Если у вас есть возможность, выберете вместе с ним его новую кроватку
Будет круто, если она будет какой-то интересной формы или оснащена фантастическими деталями. Но даже если такой возможности нет, вы можете позаботиться о малом: постельное белье с любимыми персонажами из мультфильмов, или же рисунки/картинки/карты над кроватью.
Также помните, что в начале ребенку может быть действительно страшно засыпать одному, поэтому нужно позаботиться о “проводниках” – специальных предметах (обычно это игрушки), которые ребенок сможет брать с собой в постель, когда рядом не будет мамы. Можно составить целый ритуал по выбору и покупке этой игрушки
Важно, чтобы ребенок в нем активно участвовал, это усилит его предвкушение.
Проигрываем ситуацию сна на куклах
В психологии один из главных методов работы с ребенком – это игровая терапия. С ребенком можно проработать даже сложные и травматичные ситуации через игру. Поэтому элементы адаптации к самостоятельному засыпанию обязательно должны быть включены в ваши игры.
Незадолго до перехода в свою кроватку, начните разыгрывать такую ситуацию с ребенком на куклах или других игрушках, которые он любит (в случае с мальчиками это могут быть машинки, зверята или лего). По примеру “Кукла Маша устала, она ложится спать. Мы читаем ей сказку, желаем ей спокойной ночи и оставляем в своей кроватке, ведь она уже взрослая и спит сама”.
Используйте игры на расслабление
Для легковозбудимых детей, которым непросто уснуть даже с мамой, я рекомендую незадолго до сна делать специальные упражнения, которые помогут расслабиться телесно. В моем мастер-классе “Как научить ребенка засыпать в своей кроватке” я даю примеры таких игр.
Наблюдаем
Чтобы помочь ребенку “попасть” в нужное для сна время, когда ему будет легче всего заснуть даже без присутствия мамы, достаточно начать наблюдать. Отслеживаем признаки вялости и усталости, в какое время они появляются и планируйте рутину отхода ко сну примерно за полчаса до этого.
Готовим себя!
Нужно заранее подумать, что вы будете делать, когда ребенок устроит истерику, что вы будете говорить, как держаться, какими мыслями вы будете придавать себе твердость в тот момент, когда вы будете готовы совсем скиснуть.
Важно также продумать, что вы скажете ребенку, если он прибежит в вашу постель посреди ночи, или проснется и будет звать маму. Поверьте, в момент, когда это произойдет, вам спросонья будет крайне тяжело собраться
Поэтому продумайте тактику заранее!
А для тех, кто не знает: как настоять на своем, но не передавить, я собрала множество рекомендаций в своем мастер-классе “Как научить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке”.
Там вы найдете:
полный алгоритм перехода в отдельную кроватку
что делать, если происходят “откаты” и ребенок просыпается ночью
как использовать игровые методы в процессе перехода
план формирования привычек – как двигаться с учетом вашей ситуации
Поскольку я знаю, как для нас, современных мам, важно сделать этот этап мягким и не навредить ребенку, я сконцентрировалась на игровых методах: сказкотерапия, игровая мотивация и система фишек.
Поэтому вместе с 2 частями мастер-класса вы получаете дополнительные материалы:
тесты на родительскую и детскую готовность (чтобы быть уверенными в том, что вы и ребенок созрели)
сборник сказок для самостоятельного засыпания
подборка книг для классного сна
сборник мотивационных идей для перехода в свою кроватку
методичка по системе фишек в вопросах сна
Этот мастер-класс собрал множество классных отзывов. Ознакомиться с ними и со всеми подробностями вы можете тут:
А узнать мою личную историю о переходе к самостоятельному засыпанию моих детей (у меня 2 сына) вы можете в моем блоге. Буду рада видеть вас в числе читательниц. Подписывайтесь!
Видео
Что в итоге
Эмпатия — это способность понимать чувства других людей
Воспитывать её нужно с детства: показывать пример, обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, позволять ребёнку много играть со сверстниками и разговаривать о внутреннем мире
В «Домашней школе Фоксфорда» не только осваивают школьную программу, но и развивают эмоциональный интеллект — в том числе, учатся эмпатии.
В школе есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки». Soft skills помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. Навык эмпатии — один из самых важных.