Почему ребенок боится других детей?
Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.
При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.
Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик. Он берет верх над желанием совместных игр.
Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения
Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.
Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.
Пример из практики детского психолога:
«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.
Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».
Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.
У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.
Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.
Общие черты заболевания
В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.
У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.
Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:
- знакомство с новыми людьми;
- общение с лицами, вышестоящими по должности;
- прием гостей;
- разговоры по телефону;
- публичные выступления;
- любая деятельность в присутствии других людей;
- общение с противоположным полом;
- посещение общественного туалета.
У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.
Социально тревожное расстройство бывает:
- специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
- генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.
Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.
Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.
Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.
Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.
Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.
Какие причины провоцируют страхи?
Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.
Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:
- что можно делать с другими детками;
- как с ними играть;
- как взять или попросить чужую игрушку;
- как не отдавать свою игрушку;
- как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.
Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.
Свои-чужие
Новый этап жизни и развития малыша сопровождается возрастным кризисом. Такие изменения в поведении тоже относятся к новому этапу. Если ребенок до достижения 7-8 месяцев ощущает себя как часть матери, то после этого он начинает осознавать то, что он является вполне самостоятельным существом. Ребенок понимает, что есть он, а есть другие люди. Среди них уже выделяются мать и отец, а все остальные считаются чужими.
В эту категорию ребенок может отнести даже тех, с кем не раз контактировал раннее. Если малыш видится с бабушкой и дедушкой не каждый день, то их он тоже может перестать признавать и при встрече не пойдет на руки. Такое поведение является совершенно нормальным для этого периода в жизни малыша. Оно обычно кратковременно, поскольку уже через некоторое время ребенок привыкает к изменениям, произошедшим в восприятии, и перестает пугаться окружающих.
Выяснить причины
Как священник я с такими ситуациями сталкивался не раз и знаю, что обычно они не случайны. Когда начинаю разбираться в том, что же послужило причиной такого поведения ребёнка, нередко выясняется, что в недавнем времени он чего-то или кого-то сильно испугался. Чаще всего негатив вызвало общение с незнакомым человеком. Например, осматривал врач в поликлинике или медсестра делала неприятные процедуры. Малышу было больно, он запомнил эти ощущения — и у него сформировалось понятие, что если кто-то чужой тянется к нему, то это не предвещает ничего хорошего. Он опасается, что сейчас произойдёт что-то плохое — и начинает плакать. Это защитная реакция, и она абсолютно нормальна. Ребёнок пытается защищать свои границы, которые у него уже частично сформировались.
Общение или затворничество: что лучше для пугливого ребенка?
Практика показывает, что нелюдимыми могут долго оставаться те девочки и мальчики, в чьих домах не бывает гостей, и кто сам не бывает в обществе. Дети все время проводят наедине с мамой, поэтому появление других людей вызывает стресс. Они поздно начинают дружить, не умеют вести себя со сверстниками, избегают взрослых.
Те же семьи, которые постоянно ходят в гости, принимают друзей и родственников в своих домах, чаще всего растят малышей, открытых к общению, играм и дружбе. Такие дети легко могут завести разговор сами, принести и показать игрушки, поделки и задать взрослым интересующие вопросы.
Если ваша семья относится к первому типу, не нужно впадать в крайности и с завтрашнего дня наполнять дом приглашенными незнакомцами. Выходить в общество следует постепенно.
Увеличьте время прогулки с малышом, разговаривайте сами с ребятами на детской площадке, знакомьтесь с их мамами. Не отказывайтесь от приглашений, если вас с ребенком позовут в гости.
Настраивайте детей на позитив: поиграете в интересную игру, сможете обменяться игрушками и научитесь рисовать на песке. Поощряйте общение и дружбу, зовите к себе домой, если имеете возможность принимать гостей.
Ребенок боится чужих людей: что делать?
Что делать родителям, которые замечают, что ребенок боится чужих людей? Во-первых, надо принять этот факт. На подсознательном уровне малыш боится одиночества и разлуки с мамой. Новорожденные знают маму на инстинктивном уровне.
Подрастая, дети все чаще начинают различать своих и чужих. Узнают близких по лицу, голосу, запаху. Точно так же их беспокоит появление чужого человека. Другое лицо, незнакомый голос, неизвестный ранее запах – все это может вызвать страх.
Страх психологи относят к основным механизмам самозащиты, страх может появляться внезапно и выражаться по-разному. Кто-то замирает в оцепенении, бледнеет, теряет дар речи. Кто-то машет руками и громко кричит. Кто-то трясется в беззвучном плаче и падает в обморок.
Известно, что если родителя часто о чем-то беспокоятся или находятся в состоянии страха, детям передается это ощущение. Ребенок становится нервным, плохо ест и беспокойно спит, не отпускает маму от себя. Малыш не понимает, почему страшно, поэтому может вести себя неадекватно.
Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?
Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.
Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:
- Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
- Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
- Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
- При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
- Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
- Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.
Проблемы общения с другими детьми
Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.
Детская чувствительность намного острее и тоньше взрослого восприятия, крохи мгновенно улавливают отношение к себе и незамедлительно на него реагируют. Конечно, им необходима помощь и поддержка мамы, чтобы справиться с боязнью и агрессией. Ваша задача состоит в том, чтобы вовремя гасить конфликты, водить чадо на различные детские праздники, где собирается много ребятишек, учить его общению с ними.
Советы психологов по решению проблемы
Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции
В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение
В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.
Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.
Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ
Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д
Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.
Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).
Новые страхи и затруднения
Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.
Ваш малыш испытывает то, что обычно называют “боязнью чужих”. Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, – нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.
Источники
- Morris E., Glogowska M., Ismail FA., Edwards G., Fleming S., Wang K., Verbakel JY., Van den Bruel A., Hayward G. Parents’ concerns and beliefs about temperature measurement in children: a qualitative study. // BMC Fam Pract – 2021 – Vol22 – N1 – p.9; PMID:33413158
- Biese KM., Stamm JM., Wichman DM., Hetzel SJ., Post EG., Bell DR. Association of lower extremity injuries and injury mechanism with previous concussion history in adolescent athletes. // Phys Ther Sport – 2021 – Vol48 – NNULL – p.76-82; PMID:33387901
- Wittström F., Långström N., Landgren V., Rahm C. Risk Factors for Sexual Offending in Self-Referred Men With Pedophilic Disorder: A Swedish Case-Control Study. // Front Psychol – 2020 – Vol11 – NNULL – p.571775; PMID:33324285
- Van den Bruel A., Verbakel J., Wang K., Fleming S., Holtman G., Glogowska M., Morris E., Edwards G., Abakar Ismail F., Curtis K., Goetz J., Barnes G., Slivkova R., Nesbitt C., Aslam S., Swift E., Williams H., Hayward G. Non-contact infrared thermometers compared with current approaches in primary care for children aged 5 years and under: a method comparison study. // Health Technol Assess – 2020 – Vol24 – N53 – p.1-28; PMID:33111663
- Akbarali S., Rahi JS., Dick AD., Parkash K., Etherton K., Edelsten C., Liu X., Solebo AL. Imaging-Based Uveitis Surveillance in Juvenile Idiopathic Arthritis: Feasibility, Acceptability, and Diagnostic Performance. // Arthritis Rheumatol – 2021 – Vol73 – N2 – p.330-335; PMID:32976696
- Balsak S. Effects of pupillary dilation on ocular optical biometry outcomes in pediatric patients. // Arq Bras Oftalmol – 2020 – Vol83 – N4 – p.289-293; PMID:32756786
- Sokka T., Hilska M., Vasankari T., Leppänen M., Kannus P., Parkkari J., Haapasalo H., Forsman H., Raitanen J., Pasanen K. Females Sustain more Ankle Injuries than Males in Youth Football. // Int J Sports Med – 2020 – Vol41 – N14 – p.1017-1023; PMID:32688416
- Hutchinson G., Du L., Ahmad K. Incubator-based Sound Attenuation: Active Noise Control In A Simulated Clinical Environment. // PLoS One – 2020 – Vol15 – N7 – p.e0235287; PMID:32667931
- Rotimi O., Jung GP., Ong J., Jeelani NUO., Dunaway DJ., James G. Sporting activity after craniosynostosis surgery in children: a source of parental anxiety. // Childs Nerv Syst – 2021 – Vol37 – N1 – p.287-290; PMID:32529547
- Hall ECR., Larruskain J., Gil SM., Lekue JA., Baumert P., Rienzi E., Moreno S., Tannure M., Murtagh CF., Ade JD., Squires P., Orme P., Anderson L., Whitworth-Turner CM., Morton JP., Drust B., Williams AG., Erskine RM. An injury audit in high-level male youth soccer players from English, Spanish, Uruguayan and Brazilian academies. // Phys Ther Sport – 2020 – Vol44 – NNULL – p.53-60; PMID:32416582
Стал старше? Пусть наблюдает!
Когда ребёнок уже достаточно подрос, пережил кризис трёх лет, ему очень нравится проявлять самостоятельность. Он хочет сам подходить к причастию, запивать его
Поэтому очень важно давать ему такую возможность, а не подносить к Чаше на руках
Ближе к школьному возрасту дети уже достаточно сформированы, понимают, куда и зачем идут. Им важен пример других детей. В это время они активно подражают окружающим. Это естественно. Учёный Альберт Бандура писал о том, что все люди учатся прежде всего через наблюдение. Если ваш ребёнок чего-то не знает или боится, ему нужно показать, как это делают другие дети. Опасаетесь, что он как-то неправильно может себя повести в храме на причастии — придержите его, пока другие причастятся. Он посмотрит, тревожность снизится — тогда можно предложить причаститься и ему. Доверие к священнику и Чаше может сформироваться не сразу — ничего страшного. Если объяснять, рассказывать и не форсировать события, всё получится, страх и робость уйдут.
Далее начинается новая эпоха в жизни ребёнка: школьные годы. В этом возрасте он может стесняться, не принимать себя — но это уже другие проблемы, которые не имеют отношения к страху Церкви и причастия.