Почему питьевой режим важен для ребенка?
Поддержание правильного баланса жидкостей в организме малыша — задача ничуть не менее важная и ответственная, чем соблюдение режима сна и питания. Ведь от того, сколько мы пьем, напрямую зависит работа пищеварительной системы, кроветворение, теплообмен и прочие жизненно важные процессы. Однако есть существенный нюанс: ребенок до полугода, находящийся на грудном вскармливании, не нуждается ни в каких дополнительных напитках. Более того, если начать допаивать кроху раньше времени, это может привести к проблемам с набором веса у малыша и ухудшением выработки молока у мамы.
Таким образом, ребенка до полугода достаточно кормить грудью по требованию, но малышам постарше дополнительная жидкость необходима. Вот почему правильный питьевой режим так важен для маленьких детей:
- Терморегуляция у ребенка несовершенна — организм быстро перегревается;
- Малыши много двигаются и расходуют существенно больше жидкости, чем взрослые;
- Маленькие дети не всегда хорошо распознают чувство жажды и не реагируют на него оперативно;
- В первые месяцы прикорма пищеварительная система малыша нуждается в дополнительной жидкости, чтобы эффективнее переваривать новые продукты;
- Обильное питье — лучшая профилактика запоров, одной из самых распространенных детских проблем.
Сколько жидкости нужно ребенку в день (рекомендации ВОЗ)
- До 6 месяцев: 80 – 130 мл на каждый килограмм массы тела
- От 6 до 12 месяцев: 130 – 150 мл/кг
- От 1 года до 3 лет: 100 мл/кг
- После 3 лет: 80 мл/кг
Как формировать правильные пищевые привычки
Наталья Круглова
Диетолог, нутрициолог, педиатр
Питание ребенка
Прикорм в 6 месяцев
К полугоду малыш уже ест несколько видов овощей и кашек. Продолжаем расширять их «палитру» и понемногу знакомим с новыми продуктами. Например, даем безмолочную глютенсодержащую кашу — допустим, овсянку. Ее тоже обязательно разводить только грудным молоком/детской смесью. С полугода начинаем «привыкать» к мясному пюре.
Правила введения мяса
Мясо — источник гемового железа. В отличие от негемового из растительной пищи, оно лучше усваивается. Вводить мясо нужно с диетических видов: индейки
или кролика. Затем постепенно добавлять другие виды мяса.
Наиболее богата железом говядина: если в женском молоке железа содержится 0, 04 мг на 100 г, то в говядине — около 3 мг на 100 г. Но если малыш не переносит говядину, заменяем ее на постную свинину, ягненка.
Важно: готовые продукты различаются по количеству мясного сырья. В мясных консервах его 40–65%, в мясорастительных – 10–20%, а в консервах на растительной основе с мясом —меньше 10%
Составляя меню для малыша, нужно сопоставлять эти объемы с рекомендованными в таблице по месяцам. Кроме того, маме обязательно нужно проверять, чтобы в составе не было соли.
Как приготовить фруктовое пюре для прикорма
Если вы предпочитаете сами приготавливать пюре для малыша по собственным рецептам, нужно помнить важные правила:
- Профессор Сергей Няньковский, доктор медицинских наук, член европейских обществ педиатров рекомендует: хотя свежие фрукты в магазинах доступны круглогодично, «стоит начинать с сезонных, растущих на местном уровне».
- Блендер или терку предварительно обдаем кипятком.
- Тщательно моем фрукты, очищаем от кожицы.
- Яблоко или грушу можно немножко отварить для мягкости.
- Для первого «знакомства» с фруктами их нужно протереть до почти жидкого состояния. Для малыша постарше натираем на мелкой терке, лучше пластмассовой.
- Сахар не добавляем.
- К 10 месяцам фруктовое пюре уже может включать в себя небольшие кусочки. В этом возрасте малыш может есть и просто кусочки, если фрукты мягкие.
Почему важно вводить прикорм вовремя
Оптимальный интервал для начала введения прикорма — с 4 до 6 месяцев, вне зависимости от того, питается малыш материнским молоком или детской молочной смесью. Начинать раньше не стоит: до 4 месяцев у младенца еще нет физиологической и психологической потребности в более широком рационе, а главное — он не готов усваивать что-то кроме материнского молока или детской молочной смеси. А они пока абсолютно удовлетворяют его потребности. Лишь к 4 месяцам ЖКТ и иммунная система малыша становятся относительно зрелыми, чтобы сделать первые попытки «встретиться» с еще незнакомым внешним миром:
- формируется достаточный уровень местного иммунитета;
- слизистая тонкой кишки уже менее проницаема;
- начинают работать новые пищеварительные ферменты.
К 4 месяцам малыш уже может глотать полужидкую еду, потому что постепенно исчезает «рефлекс выталкивания ложки» — механизм, который первые месяцы жизни защищает грудничка и не дает проглотить что-нибудь твердое и поперхнуться.
Как говорят современные исследования, начиная с 4–4,5 месяцев открывается «критическое окно». Так называют временной период, оптимальный для того, чтобы сформировать пищевую толерантность и предотвратить возможный дефицит питательных веществ: чем старше становится малыш, тем больше нутриентов требует его организм, и с определенного момента нутриентов, поступающих с женским молоком или из смеси, становится недостаточно.
Интересный факт: потребность в энергии в расчете на 1 кг веса тела малыша в 1-й год жизни более высокая, чем в последующие годы. Дело в том, что часть питательных веществ нужна, чтобы обеспечить рост и развитие организма, а не только для удовлетворения ежедневных энергетических затрат. Самый интенсивный рост детей происходит в возрасте до 1 года: длина тела почти удваивается, а вес увеличивается в среднем втрое.
К 4–5 месяцам малышу, чтобы нормально расти и развиваться, требуется следующее количество нутриентов и энергии (из расчета на кг/м тела):
Ежедневная потребность в питательных веществах и энергии
Энергия | Белки | Жиры | Углеводы |
115 ккал | 2,6 г | 6,0 г | 13 г |
Ежедневная потребность в минеральных веществах
Ca | P | Mg | Fe | Zn | I |
500 мг | 400 мг | 60 мг | 7 мг | 7 мг | 0,06 мг |
Ежедневная потребность в витаминах
C | A | E | D | B1 | B2 | B6 | PP | В9 | B12 |
35 мг | 400 мг | 3 мг | 10 мкг | 0,4 мг | 0,5 мг | 0,5 мг | 6 мг | 50 мкг | 0,4 мкг |
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(2)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(1)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(2)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(2)
- Кожные болезни(3)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Рацион ребенка на грудном и искусственном вскармливании — в чем отличие?
Отечественные педиатры рекомендует продолжать грудное вскармливание до 1,5–2 лет, а специалисты ВОЗ — до 2 лет и даже дольше. Грудное молоко — идеальная еда для малыша, ее называют фактором «программирования здоровья ребенка». Поэтому, хоть материнское молоко уже не обеспечивает всех потребностей 7-месячного малыша в питательных веществах, оно продолжает выполнять свои защитные функции. «Вклад» маминого молока в здоровье ребенка от полугода до года — как минимум половина питательных веществ. Поэтому оно обязательно должно сохраняться на фоне введения прикорма.
Прибегать к искусственным смесям советуют, когда грудное вскармливание исключено. Производители, разрабатывая смеси, ориентируются на состав грудного молока, но повторить его в полной мере просто технически невозможно. В современных детских смесях нет такого количества биологически активных веществ, как в материнском молоке.
Считается, что гораздо важнее научно подтвержденная способность конкретной смеси снизить риск аллергии, предупредить острые инфекции кишечника и обеспечить малышу дополнительные функциональные преимущества — чтобы рост и развитие по возможности не отставали и «шли» в том же темпе, что и при грудном вскармливании.
Есть некоторые особенности при введении прикорма.
Прикорм в 7 месяцев на грудном вскармливании
Прикорм в 7 месяцев при грудном вскармливании предполагает, что каждый раз после того, как грудничок попробовал новую пищу, его нужно прикладывать к груди. Даже если он уже насытился, это поможет сохранить лактацию.
Кроме того, у грудного молока есть возможность влиять на вкусовые предпочтения малыша. Объясняется это тем, что в молоке мамы присутствует вкус продуктов, которые она ест. Если ребенок не желает пробовать новую пищу, можно предварительно «познакомить» малыша косвенным образом: мама может добавлять в свое меню продукты, которые хочет ввести и в меню ребенка. Если он не принимает предложенное с первого раза — это абсолютно нормально. Нужно методично предлагать попробовать в следующее кормление — и так много раз.
Прикорм в 7 месяцев на искусственном вскармливании
Прикорм в 7 месяцев на искусственном вскармливании вводится тем же образом, что и у малышей на грудном вскармливании. Причем интересно то, что современные детские смеси учитывают, как меняется состав материнского молока с ростом малыша. К примеру, в нем постепенно снижается количество белка — и молочные смеси, рекомендованные ребенку после полугода, тоже могут содержать меньше белка. А вот некоторых витаминов и минеральных веществ в них прибавится по сравнению со смесями для более раннего возраста.
Как понять, что малышу пора вводить прикорм?
Как поясняет главный внештатный педиатр Минздрава РФ, академик А. А. Баранов, надо учитывать не столько календарный возраст, сколько степень физиологической зрелости ребенка, «его готовность к восприятию и усвоению более сложной пищи».
Есть признаки, по которым мама может понять, что пора «знакомить» ребенка с новой едой:
- у малыша получается сидеть — самому или с поддержкой;
- угасает «рефлекс выталкивания ложки», когда младенец выталкивает из ротика пищу, если она гуще молока;
- появилось любопытство к тому, что ест мама; малыш может даже сам начинать открывать ротик и тянуться к продукту.
Как должен происходить процесс введения прикорма?
Не нужно вводить за один раз больше одного нового продукта.
Текстура блюд должна быть гомогенная, равномерная и полужидкая.
Блюдо должно быть теплым
Кормить надо осторожно, с ложки. Ребенок должен находиться строго в сидячем или полусидячем положении
Подойдет специальный детский стул для кормления с регулируемым наклоном спинки — так можно надежно зафиксировать малыша.
Максимальный объем порции не должен быть больше 150 г продукта + 50 г докорма грудным молоком или детской смесью. В среднем за сутки малыш должен съедать не меньше 1 л еды — в совокупности грудное молоко/детская смесь и продукт прикорма. Если мама кормит грудью, нужно ориентироваться на реакцию ребенка.
Какие продукты вводить в рацион малыша
Наилучшим первым прикормом, который дополнит рацион питания ребенка в 5 месяцев, специалисты считают детские овощные пюре или детские безмолочные каши. При этом выбор зависит от особенностей ребёнка. Детям со сниженной массой тела или частым стулом больше подойдёт каша, а малышам с избытком массы и запорами ― пюре.
Первые овощные пюре должны состоять из овощей только одного вида. В ассортименте «Фрутоняни» есть пюре из кабачков, цветной капусты и брокколи. Именно эти овощи рекомендуют специалисты из-за их нежной клетчатки. В составе продуктов не допускается наличие ароматизаторов, красителей, консервантов, добавленного крахмала, сахара и соли.
Первая каша для прикорма также должна быть однокомпонентной. Начинают с крупы, не содержащей глютен: гречки, кукурузы или риса. Педиатры настаивают на кашах промышленного производства, которые обогащены полезными компонентами.
Всем рекомендациям соответствуют гречневая, рисовая и кукурузная каши «ФрутоНяня». В их составе ― комплекс витаминов (С, Е, РР, пантотеновая кислота, В2, В1,В6, А, фолиевая кислота, D3, биотин, В12) и минеральные вещества (железо, цинк, йод).
Далеко не всегда получается дополнить питание ребенка в 5 месяцев прикормом с первого раза. Порой требуется 10–15 попыток, чтобы малыш принял новый продукт. Родители должны проявлять спокойствие и последовательность, и тогда всё обязательно получится. А с шести месяцев можно предлагать малышу несколько разных каш или пюре.
Лучше всего, если к году в рационе ребёнка будет 3–4 вида овощей и столько же круп. И нельзя затягивать с введением мясного детского пюре, после шести месяцев, так как эти продукты дополняют рацион незаменимыми пищевыми веществами.
Почему вводится прикорм в питание ребенка?
К 4–5 месяцам малыш весит уже вдвое больше, чем при рождении, и гораздо активнее двигается. Ему нужно больше энергии и питательных веществ. В расчете на 1 кг массы тела эта потребность у малыша на первом году жизни выше, чем во все последующие периоды.
Но материнское молоко ее уже не может обеспечить. Не только потому, что растущему ребенку уже не хватает получаемых витаминов и микроэлементов – железа, кальция, цинка, фосфора и т.д. В самом женском молоке постепенно становится меньше белка, аминокислот, жирных кислот. Дети, питающиеся исключительно маминым молоком, с полугода уже состоят в группе риска т.н. железодефицитных состояний.
Что делать, если грудничок плохо ест прикорм
Интересно, что малыши, которых кормят грудью, легче осваиваются с новыми продуктами, чем дети на искусственном вскармливании. Ребенок косвенно уже знает эти продукты благодаря маме.
«Материнское молоко имеет различные оттенки вкуса и аромата в зависимости от пищевых предпочтений матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам и ароматам, так как они уже опосредованно с ними знакомы», — пишет главный внештатный педиатр Минздрава РФ, академик А.А. Баранов.
Если ребенок отказывается попробовать новую пищу, это не повод заносить ее «в черный список». Специалисты полагают, что это отторжение не столько конкретного продукта, сколько неизвестного. Как считают некоторые ученые, такой природный механизм недоверия к неизвестному, новому защищает ребенка от риска случайно съесть что-то вредное.
Если продукт не пришелся по вкусу с первого раза, педиатры рекомендуют примешать совсем небольшое его количество, капельку, к уже знакомому блюду. Делать до 10–15 попыток такого «знакомства» — вполне нормально. Но нужно именно предлагать, а не настаивать.
Список использованной литературы
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding
- https://apps.who.int/nutrition/topics/infantfeeding_recommendation/ru/index.html
- Питание детей первого года: актуальные вопросы и новые тренды. Под редакцией И.Н. Захаровой. 2020 https://remedium.ru/doctor/pediatrics/Pitanie_detey_pervogo_goda_aktualnye_voprosy_i_novye_trendy/
- Введение прикорма. Союз педиатров России https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
- В.Н. Копейкин. Проблемы питания ребенка первого года жизни. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013 https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pitaniya-rebenka-pervogo-goda-zhizni/viewer
- Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf
- А.А. Баранов. Педиатрия. Глава 3. Питание здорового ребенка первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание. https://medicknow.com/bookstudent/pediatriya-baranov/7.php
- Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Когда? Сколько?/Здоровый ребенок. 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer
Когда вводить прикорм ребенку?
Прикорм детей до года — это пища, помимо маминого молока или детских смесей, которая дополнительно вводится в рацион малыша на первом году его жизни.
Дети развиваются индивидуально, поэтому педиатры не указывают конкретный «возраст старта». Но есть временной интервал, т.н. «критическое окно». Это не просто наиболее благоприятный, а чрезвычайно важный период для «знакомства» с новыми продуктами и консистенциями.
Введение прикорма Европейское общество специалистов в области детской гастроэнтерологии, гепатологии и нутрициологии ESPGHAN советует начать между 17 и 26 неделями жизни малыша. Примерно эти сроки называют и отечественные эксперты: от 4 до 6 месяцев.
До 4 месяцев вводить прикорм — рано:
- слизистая тонкой кишки слишком проницаема;
- не созрели пищеварительные ферменты;
- уровень иммунитета еще недостаточный, поэтому риск нежелательной реакции повышен.
После 6 месяцев вводить первый прикорм — несколько поздно:
- возможен риск дефицита питательных веществ;
- труднее будет сформироваться пищевой толерантности, т.е. способности хорошо переносить продукты;
- возможна задержка в освоении навыка жевания, а он нужен и для того, чтобы правильно развивался речевой аппарат;
- чтобы питание покрывало дефицит важнейших веществ, новые продукты придется вводить быстрее. Это создаст излишнюю нагрузку на организм.
Оптимальное время начала введения прикорма — 5 месяцев, но ориентироваться нужно на малыша. О том, что он готов попробовать что-то кроме материнского молока или детской смеси, можно понять по следующим признакам:
- ребенок держит голову, его можно зафиксировать в сидячем положении;
- начинают резаться зубки;
- утихает т.н. рефлекс выталкивания ложки — эволюционный механизм, который не позволял младенцу случайно проглотить какой-нибудь предмет;
- малыш с любопытством смотрит на новую еду;
- ребенок может дотянуться рукой до рта, а, взяв в рот соску или игрушку, производит жевательные, чавкающие движения.
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
- Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых;
- Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу;
- Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию;
- Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день;
- Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры;
- Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д. ).
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи, и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы
- Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
- Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
- Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Расширение прикорма по месяцам
Как пишет главный внештатный педиатр Минздрава РФ академик А.А. Баранов, у доказательной медицины нет данных о том, что последовательность введения того или иного продукта или блюда имеет какое-то преимущество. «Признают лишь необходимость адекватного поступления с прикормом необходимых пищевых веществ, включая микронутриенты».
Главный документ, на который ориентируются российские педиатры — Национальная программа оптимизации вскармливания, которую составили ведущие специалисты Минздрава и российских учреждений в области педиатрии и детского питания. Она предлагает общие правила для малышей как на грудном вскармливании, так и на питании детскими смесями:
Продукт/блюдо | 4–5 мес. | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9–12 мес. |
---|---|---|---|---|---|
Пюре из овощей | 10–150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Каша | 10–150 | 150 | 150 | 180 | 200 |
Пюре из мяса /отварное мясо | 5–30/ 3–15 | 40–50/ 20–30 | 60–70/ 30–35 | 80–100/ 40–50 | |
Пюре из фруктов (не первый прикорм) | 5–50 | 60 | 70 | 80 | 90–100 |
Желток | 1/4 | 1/2 | 1/2 | ||
Творог | 10–40 | 50 | |||
Пюре из рыбы | 5–30 | 30–60 | |||
Фруктовый сок | 5–60 | 80–100 | |||
Детские неадаптированные кисломолочные напитки | 200 | 200 | |||
Пшеничный хлеб, сухари | 5 | 10 | |||
Раст. масло (к овощам) | 1–3 | 5 | 5 | 6 | 6 |
Сл. масло (к кашам) | 1–3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
- Прикорм с 4 месяцев при искусственном вскармливании начинают довольно редко и только при рекомендации врача.
- Прикорм при искусственном вскармливании с 5 месяцев считается «золотой серединой»: чаще всего у малыша уже угасает защитный рефлекс выталкивания ложки, ребенок тянет в ротик различные предметы.
- Прикорм в 6 месяцев при искусственном вскармливании и увеличивается в объеме, и становится разнообразнее. В этот период продолжают закладываться вкусовые предпочтения.
- В прикорм с 7 месяцев при искусственном вскармливании вводится желток. Яйцо — первый продукт из потенциально аллергенных, но наиболее аллергенная его часть — белок, его не надо предлагать ребенку младше годика.
- В прикорм в 8 месяцев при искусственном вскармливании уже входят все основные группы продуктов: каши, пюре из овощей, из мяса, из фруктов, куриный желток, кисломолочные продукты и даже, возможно, рыба. У малышей обычно к этому сроку уже прорезались первые зубы, а язык достаточно гибок и скоординирован, чтобы перекатывать и разминать во рту более твердую пищу. Но все-таки ребенку нужна детская еда, которая принципиально отличается от взрослой своей текстурой, качеством, безопасностью. В ней нет сахара и соли, острых и пряных приправ.
- Прикорм в 9 месяцев при искусственном вскармливании расширяет вариации уже освоенных продуктов. К этому времени малыш умеет обхватывать чашку обеими руками, может есть еду с общего стола, но надо убедиться, что она ему подходит и полностью отвечает его потребностям. К этому времени нужно начинать вводить и кусочковую пищу.