Учить ли малыша?
Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.
Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.
Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.
Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.
Когда малыш начинает улыбаться осознанно?
Многих родителей интересует ответ на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться по-настоящему. У всех детей это происходит в разном возрасте. В первые недели ребенок имеет сильную дальнозоркость. Он может различать темноту и свет, видеть очертания окружающих предметов и лица на расстоянии 20-30 см от него. Осознанная улыбка возникает, когда малыш повторяет мимику мамы или других людей.
В первые недели после рождения он плохо видит лица, поэтому сокращение мышц носит только рефлекторный характер. Когда ребенку исполняется месяц, он учится фокусировать взгляд и наблюдать за движущимися объектами.
Особый интерес для него представляет мимика взрослых. Малыш смотрит на других людей и пытается их копировать (со стороны это смотрится так, будто ребенок замирает и сосредоточенно вглядывается в говорящего с ним).
Чтобы улыбнуться, нужно включить в работу 17 лицевых мышц, поэтому сделать это с первой попытки не получается. С точки зрения неврологов и педиатров, осознанное приподнимание уголков рта является эмоционально-двигательной реакций на другого человека.
Большинство детей начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца. Некоторые врачи называют другие сроки – от 5 до 12 недель. После появления первой улыбки ребенок с удовольствием дарит ее окружающим, особенно маме и папе.
к 7 месяцам малыш становится
Улыбка является большой радостью для родителей и свидетельствует о нормальном умственном развитии. Вначале малыш реагирует на обращающихся к нему взрослых, затем – на их лица. Появление осознанной улыбки говорит о том, что младенец научился различать людей и неодушевленные предметы.
В 8-14 недель общение родителей с ребенком, пока в одностороннем диалоге, вызывает у ребенка полный комплекс оживления:
- разнообразные звуки;
- прогибание спинки;
- движения головы;
- вскидывание ног и рук.
В 3-4 месяца подобные реакции возникают при взаимодействии не только с людьми, но и с любыми яркими предметами (например, погремушками).
Как правило, дети начинают улыбаться осознанно в возрасте 1,5-2 месяца
Когда речь идет о развитии детей, родителям трудно останавливаться на достигнутом. Вскоре после появления первой улыбки они начинают мечтать о том, чтобы малыш начал смеяться. По мнению неврологов, смех должен проявляться через 20-30 недель после рождения. Однако все зависит от особенностей развития. Одни дети сдержанно улыбаются вплоть до полугода, другие заливисто хохочут через 3 месяца после появления на свет.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Если нет улыбок и «агушек»
Обычно к 3 месяцам даже самые «серьезные» детки начинают дарить родителям улыбки. Но иногда этого не происходит. Почему? Взрослым стоит не просто задать этот вопрос себе. Лучше внепланово посетить педиатра. Ведь причины отсутствия улыбки могут быть куда серьезнее, чем нам кажется:
- патологии развития шейного отдела позвоночника (при этом кроха не держит голову);
- отклонения в развитии центральной нервной системы (неврологические проблемы);
- психические заболевания (самое серьезное из них – аутизм);
- генетические болезни.
Точно так же отсутствие агуканья в 3 месяца должно стать поводом для беспокойства. Возможно, педиатр успокоит родителей: малыш развивается в своем ритме, у него все в порядке. А возможно, обнаружатся серьезные вещи, такие как:
- глухота или глухонемота;
- синдром Дауна;
- аутизм;
- травмы мозга;
- патологии нервной системы;
- мутизм.
При наличии проблем чаще всего отсутствие речи или улыбки сопровождается другой красноречивой симптоматикой:
- ребенок не реагирует на звуки или движущиеся перед глазами предметы;
- не откликается на ласку родителей;
- часто подолгу плачет, у него синеет носогубный треугольник;
- запрокидывает голову назад, напряженно выгибается;
- долго косит глазами (в возрасте 3 месяца в норме это должно полностью пройти).
Чем раньше будут диагностированы отклонения, тем больше шансов если не излечить их полностью, то максимально снизить их проявления, дав возможность малышу развиваться психологически и эмоционально.
Через улыбку развиваемся
Ребенку в возрасте до года невозможно объяснить взрослым, что ему нужно. Это мы говорим без умолку, доводя до сведения собеседника свои неудовольствия или радость. А у грудничков один способ связи – плач. Как сигнал о помощи. Причины: что-то болит, холодно, хочет есть или спать, лежит мокрый, не желает оставаться один в комнате. Но и в случаях, когда дети начинают улыбаться, это тоже их «беседа» с нами. Все составные «комплекса оживления» (размахивание руками и ногами, улыбки, лепет) – тоже формы их общения, коммуникации.
Если до конца 1-го месяца улыбка лишь рефлекторна, то общая проявится после четвертой недели его жизни. Ее сопровождает блеск детских глаз. Так малыш реагирует на появление рядом с ним взрослых. И, наконец, на 2-м месяце видна улыбка специфическая. Ребенок вполне отличает лица мамы и папы и моментально «отвечает» на них соответственно.
Обучение осознанной улыбке
Для провоцирования положительных эмоций у малыша, мама должна улыбаться при ребенке, быть с ним ласковой и по-настоящему любящей.
Во время весфелой игры можно скорчить рожицу или сделать что-то забавное.
До того, как малышу исполняется месяц, он очень хорошо различает темное и светлое.
Чтобы ускорить развитие мимики малыша можно сделать следующее:
- Распечатать черно-белые фотографии, изображающие различные эмоции.
- Показывать ребенку, держа листок на расстоянии 30 сантиметров от его глаз.
Лучшие моменты для вызывания осознанной улыбки:
- Ребенок неспокойно лежит в кроватке, дергает ручками и ножками.
- Малыш ищет глазами знакомое лицо мамы.
- Карапуз недавно проснулся и лежит в кроватке, широко раскрыв глазки.
В эти мгновения необходимо подойти к ребенку и начать с ним общение, не забывая улыбаться и излучать вокруг себя позитивные эмоции.
Если же малыш находится в плохом настроении, начинает морщить лобик, кривиться, плакать, то маме лучше не гримасничать, а взять ребенка на руки и успокоить, дождавшись очередного удачного момента для обучения улыбке.
Во сколько месяцев грудничок улыбается осознанно маме в ответ?
Осознанной улыбка станет лишь в тот момент, когда младенец научится концентрироваться на лице мамы, выделяя его из остальных.
В большинстве случаев малыш улыбается на 7-8 неделе после рождения при виде лица близкого человека (скорее всего, мамы).
Он начнет улыбаться, двигать ручками и ножками, реагируя на голос или просто присутствие поблизости любимого человека.
Столь позднее «осознание» объясняется тем, что для улыбки необходимо задействовать 15 лицевых мышц одновременно.
Первая осознанная реакция губ ребенка появляется из-за:
- знакомых лиц, их мимики;
- голоса (колыбельная на ночь или простой монолог от одного из родителей);
- визуальный контакт в неживыми предметами (любимая игрушка);
- тактильные ощущения (нежное поглаживание).
Улыбка, появившаяся на 7-8 неделе, говорит о правильном умственном развитии. В педиатрии подобное называют «проявление рефлекса оживления», в этот список также входят хаотичные движения ручками и ножками.
Чем активнее родители коммуницируют с малышом, тем быстрее он начнет отвечать им взаимностью — улыбаться, агукать и махать ручками.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Особенности зрения у новорожденных
Несмотря на то, что зрительная система развивалась на протяжении всей беременности, малыш, приходя в этот мир, видит его очень плохо: все вокруг — лишь череда нечетких образов. Однако единственное, что сейчас нужно видеть ребенку, — это лицо мамы и ее грудь (или бутылочку).
После рождения зрение новорожденного проходит несколько этапов развития. Этот процесс происходит в течение долгого времени и закончится к школьному возрасту (а в некоторых моментах — только в пубертате).
Светочувствительность. С первых минут жизни малыш реагирует на свет. Однако в первые дни яркий свет, скорее, пугает кроху, поэтому малыш рефлекторно закрывает глазки. Примерно через 2–5 недель ребенок способен фиксировать свой взгляд на различных источниках света: фонарике, люстре, дисплее мобильного телефона и др. Светочувствительность у новорожденных резко снижена по сравнению со взрослыми людьми: к 6 месяцам она соответствует 2/3 от должного уровня и только к подростковому возрасту достигает нормальных значений.
Центральное зрение — способность глаза замечать и различать мелкие предметы. Вот как происходит развитие этой важнейшей функции зрения у новорожденных и подросших малышей по месяцам. Она появляется к 2–3 месяцам жизни (тогда же малыш начинает хорошо фокусировать зрение на игрушках и лицах) и дальше постепенно совершенствуется. Примерно через 2 недели малыш может следить за достаточно крупной и яркой игрушкой. К 4–6 месяцам ребенок начинает различать лица, в 7–10 месяцев умеет распознавать различные фигуры, к дошкольному возрасту — нарисованные образы.
Цветовосприятие. При рождении малыш способен различать только черный и белый цвета. Способность идентифицировать цвет появляется у разных детей в разном возрасте — от 2 до 6 месяцев.
Бинокулярное зрение — это способность одновременность видеть обоими глазами и создавать при этом один объемный образ. Можно сказать, что эта функция определяет пространственное зрение. Этой способностью зрительный анализатор сразу после рождения не владеет. Только после двух месяцев малыш начинает осваивать ближнее пространство, хотя к моменту рождения ребенок способен на расстоянии 25–30 см улавливать взглядом фигуры и силуэты.
Поля зрения — это пространство, которое видимо для человека при фиксированном взгляде. Первые недели малыш способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним, а все, что расположено сбоку, остается им незамеченным — вот какое зрение у новорожденных. Постепенное расширение полей начинается после двухмесячного возраста.
Кроме того, глядя на глазки только что родившегося малыша, можно заметить их нескоординированные движения, взгляд будто «сквозь тебя», поэтому иногда родители начинают бить тревогу, думая, что у их малыша косоглазие. Да, подобные явления возможны и совершенно физиологичны. Это обусловлено слабостью мышц глазного яблока. К 6 месяцам жизни эти отклонения исчезают.
Если ребёнок не улыбается
Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.
Другая причина — нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.
Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).
Можно ли научить ребёнка улыбаться?
Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.
Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.
Беременность
Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга
В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.
В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.
О чем говорит этот эксперимент?
Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов
Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка
Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Маленькие «агушки»
Голосовые реакции кроха начинает проявлять на втором месяце. Они выражаются несложными для произношения гласными: «а», «о», «е», «у». Затем появляются их комбинации, добавляются первые согласные («к», «х», «г»). На этом этапе развитие речи идет без участия губ и языка – только при помощи гортани. Сейчас такой способ ребенку наиболее доступен. Именно гортанным звукоизвлечением объясняется появление первого «агу». Первоначально малыш начинает агукать «сам с собой»: в полной тишине, находясь в хорошем расположении, пытаясь повторить окружающие звуки. Так он учится понимать свой новый навык, привыкает к нему. Чуть позже дети говорят «агу», пытаясь найти ему применение: в ответ на появление знакомого лица (особенно если взрослый при этом что-то произносит). Постепенно кроха учится разным способам агуканья: издает звуки мягко или резко, протяжно или отрывисто, чередует разные освоенные звуки.
Вскоре он понимает, что это неплохой и пока единственный доступный ему способ речевого взаимодействия со взрослыми, поэтому начинает активно использовать свои «агушки», чтобы вовлечь маму или папу в задушевную «беседу».
Однако здесь следует помнить, что потребность в близком общении с родными малыши удовлетворяют только тогда, когда удовлетворены потребности физиологические. Поэтому малютка будет активно говорить «агу», когда он сыт, спокоен, ему тепло, удобно, у него сухие пеленки и не болит животик.
Как проверить зрение у новорожденного?
Сразу после рождения оценка зрения проводится только по медицинским показаниям (например, при недоношенности, врожденных аномалиях глаз). Здоровые доношенные детки впервые попадают на плановый осмотр к офтальмологу только в 1 месяц жизни.
Обследование зрительной системы малыша включает в себя несколько этапов:
наружный осмотр: осматривают глазные яблоки, оценивают их симметричность, работу глазодвигательных мышц;
определяют способность фиксировать предмет взглядом;
оценивают реакции на свет;
проводят офтальмоскопию — оценивают глазное дно (состояние сетчатки, сосудов глаза, диск зрительного нерва).
Таким образом, оценка остроты зрения у новорожденных детей проводится крайне редко, обычно это рекомендуется делать уже в более зрелом возрасте.
Во сколько дети начинают улыбаться осознанно?
И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо
«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:
- распознавания чувств, настроения и эмоций родных и близких;
- передачи сигналов в определенные зоны головного мозга;
- работы мышц лица.
Кормите малыша грудью!
Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!
Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?
Ребенок на втором месяце жизни проводит эксперименты, осваивая новые эмоции и выражения лица —возможны ухмылки, забавные выражения лица. Постепенно рефлекторные улыбки, которые возникают во сне или в период, когда влияют раздражители, заменяются уже осознанными действиями. Именно улыбка как реакция на обращение или улыбки близких людей появляется к двум месяцам.
В ответ на улыбку мамы или папы, их ласковые слова или на собственное имя губы малыша уже сознательно расплывутся в улыбке. При помощи нее ребенок выражает радость, удовольствие, общается. Это награда для родителей за их заботу и любовь.
О чем говорит улыбка
Когда грудничок начинает улыбаться, происходит его очередной шаг в развитии. Обычно с улыбкой появляется активность в движениях, желание общаться с мамой, увеличивается время бодрствования. Малыш проявляет желание заглянуть в глаза человеку, который с ним разговаривает. Это время – время первых визуальных контактов, взаимных эмоций, установления взаимопонимания между крохой и его родителями
Очень важно не пропустить такой момент, чтобы увидеть первую улыбку самому. Кроме того, именно она говорит о том, что ребенок развивается полноценно
Не стоит беспокоиться, если малышу уже 6 недель, а он так и не улыбнулся, помните, что это достаточно сложный процесс, ведь улыбающийся грудничок должен задействовать 17 лицевых мышц. Кроме того, есть дети, которые по натуре не улыбчивы и, увы, это проявляется с раннего детства.
Что интересно, эти крохи, которые еще не знают мира, не понимают многих вещей, быстро осознают, что улыбка – это средство привлечения внимания и манипулирования. Перед таким проявлением эмоции не устоит ни один взрослый, и малыши этим пользуются, особенно когда им скучно.
Чуть позже карапуз начинает хохотать – этот этап приводит в восторг всех родителей, и они стремятся его развеселить всеми возможными способами. Безусловно, следующая фаза в развитии ребенка дает познавать ему свои эмоции и чувства его мам и пап. Но главное – малышей можно учить улыбаться!
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.
Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Когда младенец начинает осознанно улыбаться маме?
Впервые осознанная улыбка у крохи появляется в возрасте 6-8 недель. В это время у него происходит ряд процессов, необходимых для создания условий для социализации улыбки:
- Созревание мимических лицевых мышц. При улыбке задействованы одновременно несколько десятков мышц лица. Они созревают только к 4-6 неделе жизни младенца.
- Развитие головного мозга.
- Становление психоэмоциональной сферы.
- Созревание нервной системы, в результате чего она управляет мышцами лица по желанию крохи.
- Развитие органов слуха. Малыш слышит голоса близких и может реагировать на ласковое обращение улыбкой.
Становление зрительной активности. Маленький человек уже способен различать лица взрослых.
Кроме улыбки, у малыша к концу 2-3 месяца формируется комплекс оживления. При этом малыш выполняет несколько действий:
- машет ручками и ножками;
- поддерживает со взрослым зрительный контакт;
- прислушивается к голосам и звукам;
- издает звуки (гулит и агукает);
- улыбается или смеется в ответ на смех или другие положительные действия родителей;
- часто дышит.
При этом полнота и степень выраженности оживленной реакции во многом зависит от эмоционального поведения близких людей. Если мама улыбается крохе, ласково с ним разговаривает, нежно прикасается, поглаживает, щекочет, то его реакция будет сильнее. Также подобное поведение у младенца может наблюдаться до начала обращения к нему взрослого. Так ребенок ищет контакт, призывает маму или папу к общению.
Важно!В норме комплекс оживления формируется с 3-4 недели и в полной мере развивается к 4 месяцу. К его задержке часто приводят дефицит внимания и телесного контакта со взрослыми
Это негативно отражается на общем психоэмоциональном состоянии ребенка.