6-9 месяцев
В этом возрасте активность ребенка возрастает. Теперь ему хочется манипулировать предметами. Совершать с ними какие-то действия.
Сыпучие материалы.
Интернет полон советов по играм с разными крупами. Греча, рис или даже песок на улице активно развивают мелкую моторику детей. Которая, кстати, очень сильно связана с речевыми центрами. Эти материалы можно пересыпать, погружать в них руки, строить что-нибудь из них. Ну, и разрушать потом, конечно.
Лепка.
Пластилин, тесто или специальная масса для игры не только помогают ребенку понять сложные вещи вроде пластичности или упругости. Создавая что-то, малыш тренирует фантазию.
Как способствовать развитию шейного изгиба позвоночника
Сейчас нужно позволить малышу находиться в позе лежа на животе столько, сколько ему хочется. Только не забывайте, что больше всего ему интересно общаться, — не оставляйте его одного надолго. Конечно, зеркальце или игрушка развлечет его на время, но если вы не появитесь, чтобы пообщаться с ним, он может начать плакать и сердиться.Вот как можно организовать время малыша, который учится держать головку, лежа на животе:
- кладите его на живот, когда кроха сыт, поспал, у него много сил и хорошее настроение;
- разденьте его и оставьте в одном подгузнике или без него, чтобы ребенку было легче хвататься за все руками и держаться ножками;
- положите его на твердую поверхность, чтобы ему было легче от нее отталкиваться;
- позаботьтесь о том, чтобы поверхность была теплой и удобной;
- можно лечь рядом с крохой, чтобы он чувствовал, что вы поблизости и готовы с ним общаться;
- спойте ему песенку, прочитайте книжку и другими средствами создайте позитивную эмоциональную связь с пребыванием на животе;
- пусть малыш лежит на животе каждый день в течение 30 минут. Этот срок можно «разбить», давая ему побыть в таком положении по 5 – 10 минут за раз.
3) Поясничный изгиб. Он формируется, как только ребенок начинает ползать. К 12 – 18 месяцам, когда малыш научится стоять, развитие этого изгиба завершится, и правильная осанка будет сформирована.
Сейчас важно создать условия, в которых малыш сможет находиться на животе, а также опираясь на ручки и согнутые колени столько времени, сколько ему нужно: играть, ползать и просто стоять.
4) Крестцовый кифоз (изгиб) формируется, когда ребенок активно ходит, к 6 – 8 годам.
Как не навредить ребенку во время формирования позвоночника
Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника.
1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.
2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений. Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике. Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения.
3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.
4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.
5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.
6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку. Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.
Делаем дом безопасным для ребенка
Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?. Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким
Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким
На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него. На розетках должны быть заглушки
Провода важно спрятать в плинтусы. Используйте дверные ограничители
Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью. Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами. Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы. Держите горячую еду и напитки подальше от края стола. Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома. Используйте специальные заглушки для кранов. Установите блокировку на сиденье унитаза. Держите мусорные контейнеры закрытыми. Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше. Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть. Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели. Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места. Никакого доступа к газовым вентилям. Уберите все принадлежности для разведения огня.
Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим
Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться
Ходьба с упором только на носочки
Когда грудничок осваивает самостоятельную ходьбу, Комаровский советует зафиксировать тот момент, во сколько мальчики начинают ходить и внимательно наблюдать за способом передвижения. Если малыш упирается только на носочки, а пяточки держит высоко над поверхностью, следует проконсультироваться у специалиста. Причины этого могут быть самыми разнообразными.
Но если в ходьбе ребёнок пользуется носочками постоянно, при этом даже не делая попыток шагать на всей стопе, это уже является тревожным признаком, требующим врачебного вмешательства. Не следует самостоятельно заниматься исправлением ситуации! Нормализация состояния в основном достигается с помощью массажных курсов, особых гимнастических упражнений и физиотерапии.
Как малыш готовится к первым шагам и можно ли ему помочь?
Психомоторное развитие малыша начинается уже с самого рождения. Сначала движения ребенка неупорядоченны и хаотичны. Постепенно двигательная сфера совершенствуется.
К 3 месяцам малыш хорошо держит головку. К 4-5 месяцам — учится поворачиваться со спины на живот и обратно.
К 6 месяцам малыш начинает сидеть, в этот момент активно укрепляются мышцы, которые помогут ему держать равновесие в пространстве. Вы можете помочь ребёнку в его «тренировке» — плавно перекатывайте его любимый мячик из стороны в сторону, чтобы он за ним тянулся. Это упражнение тренирует вестибулярный аппарат и улучшает координацию.
В 6-8 месяцев ребёнок начинает ползать, к мышцам спины и шеи подключаются ещё мышцы рук и ног. Поиграйте с малышом: пусть он проползёт к вам через всю комнату, где вы будете ждать его с игрушкой, а потом похвалите его за старания.
Через какое-то время к ползанию добавляются периодические вставания на ножки с помощью опоры — обычно это происходит в возрасте 8-9 месяцев. Можете потянуть малыша за ручки, чтобы он понял, что есть процесс обратный тому, когда он садится.
Когда эти этапы останутся позади, в возрасте примерно 10 месяцев, помогите малышу держаться на ножках. Пусть малыш хватается за коляску на прогулке или дома и медленно катит её перед собой. Разумеется, с вашей поддержкой.
Когда следует проконсультироваться с врачом
Родителям следует показать кроху врачу, если он в 9−10-месячном возрасте не проявляет двигательную активность:
- не замечен во вставании в кроватке;
- не пытается ползать;
- при поднятии тут же падает.
Причины такого поведения могут быть разнообразными, в том числе психологическими, когда во время попытки к движению малыш чего-то испугался, и наследственными. О наличии отклонений можно также судить по вялости и апатичности ребёнка.
Когда у карапуза всё нормально с питанием и сном, он активно совершает повороты, занимается ползанием, пытается самостоятельно сесть, рекомендуется подождать в течение некоторого времени, так как судя по этим признакам скоро он догадается и о том, что пора подниматься и идти.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Вопрос №2: возможные проблемы и их решение
В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.
Первый пункт – физиология.
Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.
Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;
- Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
- Третий пункт – вид темперамента.
Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.
Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;
Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.
Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;
Пятый пункт – психологический.
Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.
Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;
О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>
Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.
Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.
Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.
Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;
Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?
После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.
Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.
Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»
Как происходит становление речи ребенка
Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.
До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.
Возраст | Развитие речи |
1-2 года | Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание. К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов. |
Ясельный | Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице. К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять. |
Младший дошкольный | К 3 годам словарный запас увеличивается до 300 слов. Малыши в младшем дошкольном возрасте любят задавать вопросы о непонятных словах, явлениях природы, предметах. В разговоре можно услышать местоимения, наречия, прилагательные: чисто, хорошо, красиво, мы, я, она. В 4 года начинается активное словотворчество, когда малыш придумывает несуществующие формы, добавляя к словам суффиксы, приставки: обогони, натерять, моя мяч и т. д. В разговоре активно используются предлоги: на, под, у, к, за, с. К 4 годам должно стать правильным произношение твердых согласных: ш, ж, д, ц. Трудным остается произношение звуков л и р. Четырехлетний ребенок способен выучить небольшой стих, говорить распространенными, связными предложениями. |
Старший дошкольный | 5-7 лет, когда словарный запас увеличивается до 5000 слов. Речь становится более продуманной, логичной, связной. Ребенок может пересказать небольшой рассказ, выучить стихотворение, алфавит (к 6-7 годам), хорошо и четко произносит все звуки. Отвечает развернутыми фразами и предложениями, формулирует мысль, задает сам вопросы. |
Несколько полезных рекомендаций для обеспокоенных родителей
Не надо пытаться поднимать младенца на ножки, если он сам этого не делает. Его тело может быть просто к этому не готово, и своими действиями можно ему навредить. Если ребенок стоит, но не ходит, можно поощрять его к движениям: записаться в бассейн на плавание, делать детские зарядки, учить малыша ползать, проводить занятия с фитболом и пр.
Если ребенок неустойчиво ходит, самое время позаботиться о пространстве в доме, где ему будет достаточно безопасно. Тренировки должны проходить на открытой территории. Малыш ходит вдоль дивана? Нужно убрать стоящий поблизости журнальный столик или цветок: сделать все, чтобы даже неосторожные падения не привели к серьезным травмам.
Стоит почаще оставлять карапуза босиком: хождение без носочков хорошо стимулирует нервные окончания. Так получится не только помочь малышу в обучении ходьбе, но и обеспечить правильное закаливание.
Для ребенка, который делает первый шаг, важно, чтобы ходьба стала средством передвижения, а не непосредственной целью. Можно использовать естественную любознательность карапуза: помогать ему добраться до игрушек или быстрее попасть в ручки к маме
Цели нужно располагайте достаточно близко — в 1–1,5 метрах, постепенно увеличивая это расстояние. Поэтому рассмотрим следующие моменты:
Нет никаких категорических правил о том, как должны ходить дети в год. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на сверстников ребенка. И точно не следует впадать в панику, если карапуз только ползает, хотя ему исполнился годик. Всему свое время.
Слишком холодный пол в доме или квартире? Не надо спешить надевать на ребенка ботиночки. Лучше купить ему теплые носочки с прорезиненными фиксаторами на подошве.
Нужно стараться не реагировать ярко на любые падения крохи. Запретите себе громко вскрикивать, впадать в панику. Лучше спокойно подойти к малышу, погладить ушиб, чем-то отвлечь — сделать все для того, чтобы падения не записывались в памяти как что-то страшное и ужасное. Иначе через время придется разбираться с проблемой, что делать, если ребенок боится ходить.
Во время прогулки стоит чаще позволять крохе находиться вне коляски. Непонятно, как стимулировать ребенка ходить? Пусть он двигается, держась за руку взрослого или другую опору: осматривает все вокруг, знакомится с другими детками на площадке. Чем больше стимулировать интерес, тем быстрее и незаметнее окажется сам процесс обучения.
Нужно всерьез озаботьтесь о том, как сделать дом безопасным. Стоит на время убрать все небольшие предметы декора с пола, закрыть острые углы мебели накладками, повесить детские замки на шкафчики, где хранятся опасные средства бытовой химии, колющие и режущие предметы, закрыть заглушками розетки
Важно помнить, что маленькому человеку будет интересно все вокруг!
Нужна информация о том, как правильно учить ребенка ходить? Важно помнить, что малышей нельзя поддерживать под руками! Это опасно, поскольку может навредить позвоночнику и обернуться деформацией стоп. Младенец должен сам опираться на ножки
Поддерживать его можно только за кисти рук или за предплечье.
Как быстро научить ходить
Часто родители спрашивают педиатров, как быстрее научить ходить ребенка. Те отвечают, что необходимо использовать гимнастику. Есть целый ряд упражнений, выполнение которых займет не более нескольких минут в день, а результат будет отличным. В их числе:
Стойка. Прежде чем научиться делать первые шаги, ребенок должен научиться стоять. Уже в 9 месяцев следует сажать его на корточки спиной к себе, а затем, придерживая под ручками, аккуратно приподнимать, заставляя выпрямить ножки. И так несколько раз. Подсказка: если поставить в это время ритмичную музыку, дело пойдет веселее.
Занятия на фитболе. Круглый мяч способен сослужить хорошую службу. Усаживайте на него ребенка спинкой к себе уже с 6 месяцев, чтобы развивать координацию и учить сохранять равновесие
Также можно укладывать на него кроху, животиком или спинкой, неважно. Главное, делать это постоянно и следить, чтобы действия приносили удовольствие.
Работа с коляской
До сих пор с умилением наблюдаю за детками, которые держась за свою коляску, учатся делать первые шаги. Мама или папа – на подстраховке. Сначала они придерживают кроху под ручки, затем – за одну ручку, а позже – и вовсе дают передвигаться без поддержки. Конечно, последнее – это уже высший пилотаж, но начинать идти к нему никогда не поздно.
Палки. Есть специальные палочки, которые можно приобрести в магазине. В высоту они – до метра и от обычных отличаются отполированной или обитой тканью поверхностью. Малышу их дают в обе руки, поверх его рук укладывают свои. Так и идут вместе, как на ходулях, поддерживая маленького ходока.
Веревка. Ее задача – заставить карапуза переставлять ножки, будто он делает первый шаг. Натягивают веревку посреди комнаты, можно несколькими дорожками между разными предметами мебели. Затем подводят его к ней, подталкивая переступить и так несколько раз. Когда он поймет суть, можно будет двигаться дальше и усложнять задания.
Занятия с обручем. Это вариант для тех, кто умеет стоять, но пока не умеет ходить. Обруч надевают на малыша таким образом, чтобы он взялся за него двумя руками. Потом передвигают, заставляя ребенка делать шаги вместе с ним.
Есть и другие способы обучения ходьбе, без посторонних приспособлений. Причем с них и советуют начинать специалисты, отвечая на вопрос о том, как правильно учить.
Первым делом нужно обучить ходить, придерживаясь за опору. Возможно это лишь в том случае, если карапуз умеет стоять. Его ставят с одной стороны кроватки (она предпочтительнее из-за прутиков в ряд), а сами становятся с другой. Дальше ребенка зовут к себе. Как вариант, можно поманить его игрушкой. Главное, не усердствовать, если начнет плакать, а перенести урок на более благоприятное время.
Теперь задача – научить бросать опору
Здесь важно сначала удерживать маленького исследователя за две ручки, потом можно одну бросать. Последовательность – гарантия успеха
Нельзя рано бросать, иначе ребенок не научиться чувствовать уверенность в себе, без которой ему будет сложнее затем ходить.
Первые шаги можно сделать вдвоем с мамой и папой. Они садятся друг против друга на небольшом расстоянии, а в своеобразный коридор ставят кроху. Один поворачивает его лицом к другому, удерживая под ручками. Другой зовет, выставляя руки характерным образом. Дальше ребенок пытается сделать шаг, когда первый родитель его бросает, а второй просто «создает подстраховку» из рук, но не держит.
Сначала шаги в стиле «от одного к другому» будут еле заметны, а время без контроля со стороны родителей – минимальным. Но если тренироваться ежедневно, оно будет увеличиваться
На этом этапе важно помогать, но не переусердствовать: сейчас одно неправильное движение способно перечеркнуть все. И в первую очередь это касается безопасности
Причины затяжного «сидения»
Можно долго заниматься, но так и не научить ребёнка ходить самостоятельно по одной причине — при наличии невыявленных или проигнорированных физиологических особенностей. Они могут стать серьёзным препятствием, через которое не получится переступить, пока оно не будет диагностировано и устранено.
Поэтому для начала молодые родители должны понять, почему их кроха не торопится сделать первый шаг. Факторы, способствующие этому, могут быть самыми разными.
Лишний вес
Сравните вес ребёнка с нормами для его возраста. Вам часто говорят, что у вас растёт «пухлячок», а участковый педиатр постоянно делает замечание о том, что вы его перекармливаете? Пора пересмотреть суточное количество еды, которое он употребляет. Правильно ли вы ввели прикорм?
Посоветуйтесь со специалистами и предпримите необходимые меры для постепенного похудения малыша. Иначе лишние килограммы будут оказывать серьёзную нагрузку на позвоночник, когда вы попытаетесь научить его ходить. Занимайтесь с ним гимнастикой для грудничков, плаванием.
Если причина лишнего веса — нарушенный обмен веществ, обязательно запишитесь на приём к детскому эндокринологу и пройдите курс лечения, если оно возможно.
Темперамент
Специалисты утверждают, что первый год жизни — этап психомоторного развития. Двигательная активность ребёнка напрямую зависит от его типа высшей нервной деятельности. Он включает в себя эмоциональную возбудимость, психические особенности, витальную силу.
Если у вас растёт медлительный флегматик или тревожный меланхолик, его трудно будет научить ходить в раннем возрасте. А вот шустрый холерик или весёлый сангвиник встанет на ножки гораздо быстрее и, скорее всего, без вашего участия.
Генетическая предрасположенность
Спросите у своих родителей, а во сколько начали ходить вы и как это произошло: вы сами это сделали или им пришлось приложить какие-то усилия? Очень часто оказывается, что ребёнок, сделавший свои первые шаги уже после года, получил эту особенность в наследство.
Климатические условия
В какой части Земли вы живёте? Как показали исследования, южане развиваются раньше и быстрее по сравнению с северянами. Это касается и ходьбы.
Ходунки
Одно из самых спорных приспособлений, разделившее всех педиатров и родителей на два противоположных лагеря.
С одной стороны, ребёнка всё-таки можно научить ходить с помощью ходунков, если использовать их правильно (сажать их туда уже ближе к году, при отсутствии противопоказаний, ограничивать время нахождения в них, заставлять малыша двигаться самостоятельно).
С другой стороны, ортопеды и педиатры не устают предупреждать о том, что это — прямой путь к плоскостопию и нарушению осанки в дальнейшем. А ленивые детки, усвоив назначение этой конструкции, вообще отказываются делать шаги без неё. Если это ваш случай — придётся лишать его этого удовольствия и заставлять ходить самостоятельно.
Неудачный опыт
Если ребёнок уже предпринимал попытки ходить, но они заканчивались неудачей (стукнулся, просто не получилось), он может запомнить её и будет бояться, что она вновь повторится.
Для профилактики такой ситуации взрослые всегда должны находиться рядом с крохой и предпринять все меры безопасности, чтобы избежать падения. Если это всё-таки случилось, нужно выждать время (недели хватит) и показать ему, что ходить — совсем не страшно, что мама всегда рядом и поможет.
Стрессовая ситуация
Научить ходить ребёнка можно лишь в том случае, если он растёт в комфортной психологической атмосфере и привычных условиях. Стресс от незнакомой обстановки, из-за переезда, чужих людей в квартире, частых ссор родителей может заставить его «сидеть сиднем», несмотря на все усилия.
Болезнь
Даже если это обычная простуда, она может очень сильно ослабить организм ребёнка. Не нужно пытаться научить его ходить в этот период. Дождитесь выздоровления и возобновите занятия.
Опорно-двигательные, неврологические патологии
Это одна из самых серьёзных причин, из-за которой малыш не ходит. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС — факторы, тормозящие навык самостоятельного хождения. Здесь потребуется комплексный подход: своевременная диагностика, лечение, процедуры, постоянное наблюдение у специалистов.
Хотите научить ребёнка ходить без поддержки? В таком случае убедитесь сначала, что у него нет проблем в развитии и ничто ему в этом не мешает. Но во сколько месяцев можно начинать такие занятия без вреда для его здоровья? И как именно они проводятся в домашних условиях? Советы специалистов — вам в помощь.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Постепенное развитие навыка
Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.
Как наладить процесс?
Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:
В обуви. Ортопеды советуют обуть ребенка, прежде чем он начнет самостоятельно ходить. Качественная обувь сделана из натурального материала, имеет жесткий задник и супинатор, поддерживающий свод стопы
Важно следить, чтобы нога не болталась. Не стоит впоследствии удивляться, что ребенок боится ходить, если в период обучения он натер ноги или чувствовал дискомфорт
Правильно выбранная обувь также препятствует развитию плоскостопия.
Босиком. Старшее поколение отдает предпочтение методу, когда кроха ходит босыми ножками. Обуться малыш всегда успеет, а хождение голыми пяточками по траве на даче укрепит связки, мышцы и суставы. К тому же вероятность правильного формирования стопы намного выше.
Поверхность. Первые шаги карапуза сопровождаются неуверенностью, потерей равновесия и падениями. Снизить их количество можно, выбрав безопасную поверхность. Для занятий совершенно не подходит скользкий пол: кафель, линолеум, паркет. Если кроха боится ходить, «познакомившись» с гладкой поверхностью, можно одеть ему носочки с прорезиненной подошвой.
Размер пространства. Необходимо расширить простор для «первопроходца», убрав крупные предметы, и быть готовым к тому, что ребенок не ограничится одной комнатой при исследовании квартиры. Чтобы развить в малыше любопытство и стремление покорять новые территории, желательно организовать уголки для отдыха и развлечения.
Искусственные вожжи. Нет никаких противопоказаний для так называемого «поводка», если ребенок начал самостоятельно ходить, но делает это не слишком уверенно. Иногда без подобной поддержки не обойтись, если родители не боятся косых и недоуменных взглядов.
ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка есть самостоятельно?
Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок упал с дивана: мнение Комаровского